Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для успешного обучения в школе - умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Статья
«Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Составила:
Егорова И.Н.
Воспитатель
Санкт-Петербург
2019
Дошкольный возраст – это период развития познавательной активности детей, а экспериментирование и исследовательская деятельность являются одними из эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить наблюдая. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий.
Поэтому важно создать условия для развития у детей познавательных интересов, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки,
способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности.
Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок ощупывает, наблюдает, сравнивает, исследует, экспериментирует, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность. Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребёнок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Для этого в групповом помещении важно организовать зону для игр с песком и водой, оборудовать уголок экспериментирования, в котором должны быть плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования; приборы, в том числе детские (лупы, зеркальца, магнитные игрушки); игрушки материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.; мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); пластиковые материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочками и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполненный мелкими предметами и игрушками; игрушки и предметы для наблюдения (мыльные пузыри и др.); коллекция камней и ракушек; наборы предметных и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе и т.д.); книги, открытки, альбомы, аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Для систематизации опытно-исследовательской деятельности необходимо также создать картотеку опытов из различных природных и других материалов.
Системная работа с дошкольниками по организации и проведению опытно-исследовательской деятельности предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. В консультациях «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» родителям (законным представителям) необходимо разъяснять, как поддерживать интерес ребенка к исследовательской деятельности. В свою очередь, это, как правило, способствует тому, что родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования: пополняют его необходимыми материалами.
Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для успешного обучения в школе - умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...
Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....
Статья "Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результа...