Открытое занятие в средней группе на тему "знакомство с русской избой"!
материал (средняя группа)

Миллер Мария Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска

 

 

 

 

Конспект открытого мероприятия в средней группе на тему:

 

«Знакомство с русской избой».

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Миллер Мария Владимировна

Группа: Буратино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Цель:

- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Материалы: Макет избы, макет печи, самовар, деревянная посуда. Картинки: «Сундук, деревянная люлька, горшок, чугунок, бабьи кут, изба. Платочки, шаблоны ложек, ватные палочки, гуашь.

 

Ход занятия:

Дети заходят под русскую народную песнь.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость! Прошу, будьте как дома. Ребята, посмотрите в каком необычном наряде я вас встречаю. Это русская народная одежда. На мне сарафан, он украшен красивыми узорами, вышивкой. Ребята, в давние времена в избе не было шифоньеров, шкафов, а куда же люди складывали свою одежду?

Послушайте загадку:

Прячет бабушка в нем вещи, сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите, это шкаф зовут (в сундук). (Картинка сундука).

 - А теперь проходите, присаживайтесь. В стародавние времена, так же, как и в наше время у каждого человека был свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку дом? (ответы детей). В давние времена люди говорили: «В гостях хорошо, а дома лучше».

- А как назывался дом в старые, старые времена. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Стоит жилище, деревянные бочища,

Внутри печь да дрова — это русская изба. (Картинка изба).

Мы живем с вами в больших домах, они каменные, кирпичные, а в давние времена в избах люди жили которые были сложены из бревен. Такой дом был теплый и просторный.

 Дети, а как вы думаете, что в избе было главным? Послушайте загадку.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает». (печь).

Печь – это сердце избы. Печь кормила семью, согревала, на ней даже спали маленькие детки и старики. Как встанет утром хозяйка, первым делом растапливает печь. Печка – деревенская кормилица.

- А чем же печь могла накормить людей? (ответы детей).

- Между печкой и стеной было место, которое называлось «бабий кут». Это угол, который отделяли от остального места в избе цветной занавеской. (Картинка бабий кут).

Хозяйничала в кутке хозяюшка: варила еду, стирала, вязала. Здесь же находилась люлька, подвешенная за крюк к потолку. В ней спал самый маленький малыш.(Картинка люлька).

     Ребята, вы хотите узнать какие предметы находились в русской избе? Тогда я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывайте. Но сначала мы немного отдохнём.

Физминутка: дети танцуют под русскую народную песню (девочки с платочками, мальчики в присядку).

Молодцы, присаживайтесь, а теперь загадки.

«Выпускает жаркий пар,

Древний чайник …(самовар)

- Дети, где у меня здесь самовар?

Вечерами вся крестьянская семья собиралась у самовара, пили чай с медом, с вареньем, с пирогами, да блинами. Самовар стал символом добра, уюта и покоя.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка).

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, ее вырезали из дерева. И даже в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте мы с вами тоже поиграем на ложках и потанцуем под народную музыку.

(дети играют на ложках, танцуют под народную музыку).

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок). (Картинка чугунок).

Чугунок был сделан из чугуна. Это крепкий металл, поэтому чугунок служил людям очень много времени.

Но не только в чугунке варили еду. У него был друг – горшок. Попробуйте его найти (дети находят на картинке).

В горшке тоже варили и суп, и каши. В нем долго хранилось молоко и не пропадало. Горшки были большими и маленькими, высокими и низкими.

 Практическая часть.

- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в художественную мастерскую и будем, как настоящие мастера-художники расписывать деревянные ложки ватными палочками. Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите, как раскрашены эти ложки. Здесь есть и завитки, и ягодки, и листья. Откуда люди брали эти узоры? Конечно, у природы. Посмотрите, как я украшу свою ложку (показ воспитателем, затем выполняют дети).

- Ребята, мы оставим наши ложки высыхать, а потом вы подарите их своим мамам.

Рефлексия:

Наше путешествие закончилось. Мы побывали с вами в далеком прошлом, увидели, как жили наши прабабушки. Скажите ребята, а как назывался дом, где мы с вами побывали? А вы запомнили, какие предметы были в избе?

А сейчас я, как хозяйка избы, хочу вас угостить исконно русским угощением. Угощайтесь, гости дорогие.

 Ну, гости дорогие, пришла пора прощаться, вам понравилось у меня в гостях? До свидания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....

Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.

Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Т: «Домашние животные» средняя группа с ТНР (в русской избе)

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" для детей средней группы с ТНР . Лексическая тема "Домашние животные"...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей на тему: «РУССКАЯ ИЗБА»

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей на тему:«РУССКАЯ ИЗБА»...

Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с карельской избой»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями карельского народа. Задачи:Познакомить детей с избой – жилищем карельской семьи, с предметами старинного быта (печь, чугунок, ухват, пила, топо...

Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»

Программное содержание: обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;упражнять в произношении звуков «Ш», ...