Открытое занятие в средней группе на тему "знакомство с русской избой"!
материал (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска
Конспект открытого мероприятия в средней группе на тему:
«Знакомство с русской избой».
Воспитатель: Миллер Мария Владимировна
Группа: Буратино
Челябинск 2019г.
Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Материалы: Макет избы, макет печи, самовар, деревянная посуда. Картинки: «Сундук, деревянная люлька, горшок, чугунок, бабьи кут, изба. Платочки, шаблоны ложек, ватные палочки, гуашь.
Ход занятия:
Дети заходят под русскую народную песнь.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость! Прошу, будьте как дома. Ребята, посмотрите в каком необычном наряде я вас встречаю. Это русская народная одежда. На мне сарафан, он украшен красивыми узорами, вышивкой. Ребята, в давние времена в избе не было шифоньеров, шкафов, а куда же люди складывали свою одежду?
Послушайте загадку:
Прячет бабушка в нем вещи, сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите, это шкаф зовут (в сундук). (Картинка сундука).
- А теперь проходите, присаживайтесь. В стародавние времена, так же, как и в наше время у каждого человека был свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку дом? (ответы детей). В давние времена люди говорили: «В гостях хорошо, а дома лучше».
- А как назывался дом в старые, старые времена. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Стоит жилище, деревянные бочища,
Внутри печь да дрова — это русская изба. (Картинка изба).
Мы живем с вами в больших домах, они каменные, кирпичные, а в давние времена в избах люди жили которые были сложены из бревен. Такой дом был теплый и просторный.
Дети, а как вы думаете, что в избе было главным? Послушайте загадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает». (печь).
Печь – это сердце избы. Печь кормила семью, согревала, на ней даже спали маленькие детки и старики. Как встанет утром хозяйка, первым делом растапливает печь. Печка – деревенская кормилица.
- А чем же печь могла накормить людей? (ответы детей).
- Между печкой и стеной было место, которое называлось «бабий кут». Это угол, который отделяли от остального места в избе цветной занавеской. (Картинка бабий кут).
Хозяйничала в кутке хозяюшка: варила еду, стирала, вязала. Здесь же находилась люлька, подвешенная за крюк к потолку. В ней спал самый маленький малыш.(Картинка люлька).
Ребята, вы хотите узнать какие предметы находились в русской избе? Тогда я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывайте. Но сначала мы немного отдохнём.
Физминутка: дети танцуют под русскую народную песню (девочки с платочками, мальчики в присядку).
Молодцы, присаживайтесь, а теперь загадки.
«Выпускает жаркий пар,
Древний чайник …(самовар)
- Дети, где у меня здесь самовар?
Вечерами вся крестьянская семья собиралась у самовара, пили чай с медом, с вареньем, с пирогами, да блинами. Самовар стал символом добра, уюта и покоя.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка).
В крестьянской семье у каждого была своя ложка, ее вырезали из дерева. И даже в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте мы с вами тоже поиграем на ложках и потанцуем под народную музыку.
(дети играют на ложках, танцуют под народную музыку).
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок). (Картинка чугунок).
Чугунок был сделан из чугуна. Это крепкий металл, поэтому чугунок служил людям очень много времени.
Но не только в чугунке варили еду. У него был друг – горшок. Попробуйте его найти (дети находят на картинке).
В горшке тоже варили и суп, и каши. В нем долго хранилось молоко и не пропадало. Горшки были большими и маленькими, высокими и низкими.
Практическая часть.
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в художественную мастерскую и будем, как настоящие мастера-художники расписывать деревянные ложки ватными палочками. Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите, как раскрашены эти ложки. Здесь есть и завитки, и ягодки, и листья. Откуда люди брали эти узоры? Конечно, у природы. Посмотрите, как я украшу свою ложку (показ воспитателем, затем выполняют дети).
- Ребята, мы оставим наши ложки высыхать, а потом вы подарите их своим мамам.
Рефлексия:
Наше путешествие закончилось. Мы побывали с вами в далеком прошлом, увидели, как жили наши прабабушки. Скажите ребята, а как назывался дом, где мы с вами побывали? А вы запомнили, какие предметы были в избе?
А сейчас я, как хозяйка избы, хочу вас угостить исконно русским угощением. Угощайтесь, гости дорогие.
Ну, гости дорогие, пришла пора прощаться, вам понравилось у меня в гостях? До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»
Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....
Открытое занятие в средней группе по развитию речи в средней группе. Русская народная сказка "Кот, лиса и петух.
Познакомить детей с русской народной сказкой. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать представления у детей о том, что нельзя открывать двери посторонни...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Т: «Домашние животные» средняя группа с ТНР (в русской избе)
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" для детей средней группы с ТНР . Лексическая тема "Домашние животные"...
Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей на тему: «РУССКАЯ ИЗБА»
Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей на тему:«РУССКАЯ ИЗБА»...
Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с карельской избой»
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями карельского народа. Задачи:Познакомить детей с избой – жилищем карельской семьи, с предметами старинного быта (печь, чугунок, ухват, пила, топо...
Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»
Программное содержание: обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;упражнять в произношении звуков «Ш», ...