Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Добро пожаловать в русскую избу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе
«Добро пожаловать в русскую избу»
Используемые технологии: Информационно - коммуникационные технологии.
Составила воспитатель ГБДОУ №26 Пенкина Елена Викторовна
Санкт-Петербург (2015 год)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
- Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.
- Обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук).
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
- Развивать творческие навыки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Знакомство с народными праздниками, играми.
Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, кукла Машенька, деревянные ложки, разноцветные ленточки, полотно для плетения.
Ход занятия.
I.Организационный момент:
Звучит фонограмма русской народной песни.
Детей встречает кукла Машенька- «хозяйка избы», одетая в русский национальный костюм.
Машенька: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг и каждый из вас ласково назовет свое имя.
Проводится игра «Скажи ласково»
II. Основная часть:
Машенька: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Давным-давно нашу родину называли Русь. Жили в ней люди русские, добрые, приветливые. Строили дома, да не простые, а из бревен:
Есть и печка, и труба
Это русская …….
Дети: Изба.
Машенька: Правильно, такие дома называют избами.
(слайд №1)
В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь русской избы и узнаем, как она устроена.
Машенька: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает»
Дети: Печка!
Машенька: Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. (слайд №2)
Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь согревала всех в долгую зиму. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Машенька: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Машенька: А поговорку вы знаете?
Дети: «Щи да каша- пища наша».
Машенька: Какие же предметы еще находились в русской избе?
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: Самовар.
Машенька: Молодцы! За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
(слайд №3, №4)
Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол
Машенька: «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
Ответы детей.
Машенька: Это чугунок.
(слайд №5)
Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Машенька: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт»
Ответы детей.
Машенька: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной каше.
(слайд № 6)
Машенька: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая»
Ответы детей.
(слайд №7)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Машенька: А еще любили на Руси песни петь и хороводы водить.
(слайд №8)
Ребята, приглашаю вас в хоровод. Выходите, попляшите!
Под русскую народную песню «Во поле березка стояла» дети водят хоровод.
Машенька: Как красиво и дружно вы хоровод водили, молодцы. Садитесь, пожалуйста, дайте ножкам отдохнуть.
Машенька: А какие пели песни малышам в люльках.
(слайд №9)
Вам наверняка мамы пели такие песенки. Как они называются?
Дети: Эти песенки называются- колыбельные.
Машенька: Давайте вместе споем:
«Котя, котенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай».
Машенька: А еще пели во время работы, например, когда пряли пряжу. Отгадайте загадку:
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Дети: (прялка)
Машенька: Правильно, это прялка.
(слайд №10)
В зимние долгие вечера девушки сидели за прялками и пряли пряжу. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Машенька: Сейчас я покажу вам один предмет, а вы скажите мне как он называется и для чего он был нужен.
Ответы детей.
Машенька: Это сундук.
(слайд №11)
В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.
Машенька: Ребята, я хочу подарить вам подарок. Это сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.
Дети открывают сундук и рассматривают расписную деревянную посуду, платки, игрушки, рассказывают, что им больше понравилось и почему.
Машенька: Все эти предметы сделаны с любовью и выдумкой русскими мастерами. Ребята, хотите тоже стать мастерами?
Дети: Да!
Машенька: Сейчас мы с вами будем плести половичок. Такими половичками застилали полы в русских избах.
(слайд №12)
Дети вплетают разноцветные ленточки в половичок.
Воспитатель и дети: Спасибо, Машенька, за рассказ и подарки. И половичок получился у нас очень красивый. Мы откроем в нашей группе музей русского народного творчества.
Машенька: И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, приходите еще!
III.итоговая часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находилось в русской избе?
Какие предметы русского быта вы запомнили? Что мы с вами научились делать? Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 819.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
в средней группе
«Добро пожаловать в русскую избу»
Используемые технологии: Информационно - коммуникационные технологии
Составила воспитатель ГБДОУ №26
Пенкина Елена Викторовна
Санкт-Петербург
2015 год
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
- Познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью.
- Обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка, сундук).
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
- Развивать творческие навыки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Знакомство с народными праздниками, играми.
Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, кукла Машенька, деревянные ложки, разноцветные ленточки, полотно для плетения.
Ход занятия.
I.Организационный момент:
Звучит фонограмма русской народной песни.
Детей встречает кукла Машенька- «хозяйка избы», одетая в русский национальный костюм.
Машенька: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Хочу я рассказать вам сегодня о том, как жили русские люди в стародавние времена, но сначала давайте познакомимся. Встанем в круг и каждый из вас ласково назовет свое имя.
Проводится игра «Скажи ласково»
II. Основная часть:
Машенька: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Давным-давно нашу родину называли Русь. Жили в ней люди русские, добрые, приветливые. Строили дома, да не простые, а из бревен:
Есть и печка, и труба
Это русская …….
Дети: Изба.
Машенька: Правильно, такие дома называют избами.
(слайд №1)
В деревянных домах – сухо, тепло и дышится легко. Жить в них очень полезно для здоровья. А ещё дерево удивительно красиво. Зайдём внутрь русской избы и узнаем, как она устроена.
Машенька: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает»
Дети: Печка!
Машенька: Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. (слайд №2)
Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь согревала всех в долгую зиму. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно. Наверху под потолком тепло, весело и бабушкину сказку послушать можно. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Машенька: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Машенька: А поговорку вы знаете?
Дети: «Щи да каша- пища наша».
Машенька: Какие же предметы еще находились в русской избе?
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: Самовар.
Машенька: Молодцы! За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
(слайд №3, №4)
Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол
Машенька: «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
Ответы детей.
Машенька: Это чугунок.
(слайд №5)
Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Машенька: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт»
Ответы детей.
Машенька: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной каше.
(слайд № 6)
Машенька: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая»
Ответы детей.
(слайд №7)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Машенька: А еще любили на Руси песни петь и хороводы водить.
(слайд №8)
Ребята, приглашаю вас в хоровод. Выходите, попляшите!
Под русскую народную песню «Во поле березка стояла» дети водят хоровод.
Машенька: Как красиво и дружно вы хоровод водили, молодцы. Садитесь, пожалуйста, дайте ножкам отдохнуть.
Машенька: А какие пели песни малышам в люльках.
(слайд №9)
Вам наверняка мамы пели такие песенки. Как они называются?
Дети: Эти песенки называются- колыбельные.
Машенька: Давайте вместе споем:
«Котя, котенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай».
Машенька: А еще пели во время работы, например, когда пряли пряжу. Отгадайте загадку:
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Дети: (прялка)
Машенька: Правильно, это прялка.
(слайд №10)
В зимние долгие вечера девушки сидели за прялками и пряли пряжу. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Машенька: Сейчас я покажу вам один предмет, а вы скажите мне как он называется и для чего он был нужен.
Ответы детей.
Машенька: Это сундук.
(слайд №11)
В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – богато украшались, их разрисовывали красками. В сундуках хранили так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, домашнюю утварь или посуду.
Машенька: Ребята, я хочу подарить вам подарок. Это сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.
Дети открывают сундук и рассматривают расписную деревянную посуду, платки, игрушки, рассказывают, что им больше понравилось и почему.
Машенька: Все эти предметы сделаны с любовью и выдумкой русскими мастерами. Ребята, хотите тоже стать мастерами?
Дети: Да!
Машенька: Сейчас мы с вами будем плести половичок. Такими половичками застилали полы в русских избах.
(слайд №12)
Дети вплетают разноцветные ленточки в половичок.
Воспитатель и дети: Спасибо, Машенька, за рассказ и подарки. И половичок получился у нас очень красивый. Мы откроем в нашей группе музей русского народного творчества.
Машенька: И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, приходите еще!
III.итоговая часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находилось в русской избе?
Какие предметы русского быта вы запомнили? Что мы с вами научились делать? Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Слайд №1 Слайд №2
Слайд №3 Слайд №4
Слайд №5 Слайд №6
Слайд №7 Слайд №8
Слайд №9 Слайд №10
Слайд №11 Слайд №12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Учим творить добро»
Дети закрепляют представление о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Формируется осознанное отношение к социальным нормам поведения. Желание совершать добрые поступки, быть внимательными к внутре...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему "Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов"
Занятие направлено на ознакомление детей с творчеством Юрия Васнецова, с иллюстрациями художника к потешкам....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: "По дороге добрых дел"
Опубликовано 15.01.2015 г 20:23 - Степанкина Юлия Александровна Цель: внимательно вслушиваться в стихотворение добавляя вежливые слова, необходимые в общении,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."
Этот конспект поможет педагогам познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);познакомить некоторым...