Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смирнова Маргарита Викторовна

Программное содержание:

 

  • обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.
  • активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;
  • упражнять в произношении звуков «Ш», «Х», «С», «Ы», поговорок, загадок;
  • дать детям представление о чаепитии;
  • познакомить детей с медным самоваром  (у него есть сосуд для воды; жаровня-отверстие для закладывания шишек, щепок; труба для дыма).
  • воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В гости к самовару"22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе

в мини-музее «Русская изба»

«В гости к самовару»

воспитатель Смирнова М.В.

МАОУ «Лицей города Троицка»

Программное содержание:

  • познакомить детей с медным самоваром (у него есть сосуд для воды; жаровня-отверстие для закладывания шишек, щепок; труба для дыма).
  • дать детям представление о чаепитии;
  • упражнять в произношении звуков «Ш», «Х», «С», «Ы», поговорок, загадок;
  • активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;
  • обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.

воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Методические приёмы:

  • сюрпризный момент:
  • вопросы;
  • чаепитие;
  • загадки и пословицы;
  • артикуляционная гимнастика.

Предварительная работа

  • экскурсия в мини-музей «Русская изба»;
  • рассказ воспитателя об электрическом самоваре и внесение его в группу;
  • чтение стихотворения «Иван Иваныч самовар» Д. Хармса;
  • разучивание пословиц, песенок, загадок, отрывка из стихотворения «Иван Иваныч самовар» Д. Хармса;
  • рассматривание иллюстраций с разными самоварами;
  • чаепитие у электрического самовара.

Материалы и оборудование:

  • медный самовар;
  • шишки, щепки.

Ход занятия:

За дверью группы, в коридоре на столе стоит самовар с чашками. После завтрака, воспитатель с детьми слышат стук в дверь. Подходят к двери , открывают.

Воспитатель обращает внимание на самовар.

- Ребятки, почему вдруг самовар стоит здесь, в коридоре? Что бы это значило?

- А вы знаете, давным-давно на Руси, так называлась наша страна, был обычай, - если хозяин выставляет самовар во двор, значит он ждёт гостей к себе. Мы можем с вами тоже сходить в нашу «избу», хотите? Нас приглашает самовар.

- В группе от сладкого стола остались бублики. А не взять ли их нам с собой, как вы думаете?

- (конечно, надо взять!)

Воспитатель предлагает детям взять бублики, берёт за ручки самовар.

- Ух, самовар, самовар Иван Иваныч!

Заносит его в «избу» и ставит на стол.

- Иван Иваныч самовар,

Был пузатый самовар,

Трёхведёрный самовар.

В нём качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъярённый кипяток…

- Посмотрите, в избе уже много гостей. И мы с вами не опоздали.

- Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель вместе с детьми здороваются с гостями, предлагает рассаживаться поудобней.

- Ребятки, а вы обратили внимание, самовар-то необычный, не похож на наш электрический, который у нас в группе стоит. Чем же он отличается?

Ответы детей: есть труба, крышка, самовар большой.

- Этот самовар – сосуд или прибор, куда наливают воду. Через весь самовар проходит труба, которая начинается снизу и называется жаровня. В трубу закладываются щепки или сосновые шишки, а затем опускают подожжённую щепку. И через отверстия в жаровне раздувают самовар: «фу-фу-фу..».

Давайте все вместе поупражняемся: «фу-фу-фу..».

Вода в самоваре постепенно нагревается. Сейчас мы с вами попробуем изобразить упражнение, которое вам уже знакомо.

Самовар пыхтит: «Пых-пых-пых…», (медленно)

Самовар кипит: «Тых-тых-тых…», (быстрее)

Пошумит, остепенится: «Пш-пш-пш…», (медленно)

Пригласит чайку напиться: «С-с-с, с-с-с..».

Упражнение дети повторяют два раза.

- Ребятки, а вот здесь сверху есть сеточка, куда можно ставить заварочный чайник. Что такое заварочный чайник?

Ответы детей: это чайник, в котором заваривают чай.

- Правильно, это чайник, в котором заваривают чай. Сейчас мы всех угостим чаем. Сначала наливаю заварку в чашки и предлагаю понюхать аромат.

- Какой запах у чая?

Ответы детей: приятный, ароматный.свежий, нежный, мятный, вкусный, необычный, травяной.

- Самовар всех угостит чаем. Теперь нальём кипяток.

Воспитатель читает слова из стихотворения « Иван Иваныч самовар» и наливает в чашки чай.

- В нём качался кипяток.

Пыхал паром кипяток.

Разъярённый кипяток.

Лился в чашку через кран.

Прямо в чашку через кран.

- Ребятки, мы с вами знаем пословицы и загадки о самоваре. Вспомните, пожалуйста.

- Чай пить – не дрова рубить.

- Чай пьёшь – до ста лет доживёшь.

- За чаем – не скучаем.

- Самовар кипит – уходить не велит.

- Выпей чайку – забудешь тоску.

- Из горячего колодца, через нос водица льётся.

- Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

- В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода.

- Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться.

- Молодцы, много пословиц и загадок знаете. Вы меня порадовали.

- А может ,наши гости тоже хотят что-нибудь сказать о самоваре.

Двое гостей читают:

- Хлебом, солью всех встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

- По русскому обычаю вокруг самовара собирались взрослые и дети. Дети всегда внимательно слушали взрослых, не перебивали, в разговор не вмешивались. После чая можно и поиграть.

- Выходите из-за стола. Играть будем в игру « Было у бабушки десять внучат».

- У бабушки десять внучат:

две Акульки – в пелёнках валяются ( открывают мизинцы),

две Алёнки – на пелёнках валяются (открывают безымянные пальчики),

две Аринки – на перинках валяются (открывают средние пальчики),

два Степана учиться хотят (большие пальчики).

Десять внуков, а бабушка одна.

Игра повторяется два раза.

После игры воспитатель обращает внимание на младенца в люльке. Он проснулся и заплакал.

- Ребятки, наверное, мы его разбудили.

Воспитатель предлагает кому- либо из детей успокоить « младенца», спеть колыбельную песенку и покачать его.

- Баю-баюшки-баю,

Баю деточку мою,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе-то уж, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока,

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

- Ребятки, мне было очень приятно посидеть рядом с самоваром, поговорить с вами, а вам?

Ответы детей:…

- Спасибо, самовар, за чай.

Дети благодарят.

- Самоварец, самоваришка. А как ещё можно сказать?

Ответы детей: самоварчик, самоварище.

- А как вы думаете, почему его назвали самовар?

Ответы детей: сам варит чай.

Пришло время поблагодарить за чай и попрощаться с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-Музей «Быт русской избы»

План работы мини-музея....

Проект. Мини-музей "Быт русской избы"

План работы мини-музея....

Конспект открытого занятия в старшей группе по Художественно-эстетическому развитию. Тема: «В гостях в Дымково»

Тема: «В гостях в Дымково»Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.Программное содержание: Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история воз...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»

1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"

Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....