Открытое занятие в старшей группе в мини-музее «Русская изба» «В гости к самовару»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
- обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.
- активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;
- упражнять в произношении звуков «Ш», «Х», «С», «Ы», поговорок, загадок;
- дать детям представление о чаепитии;
- познакомить детей с медным самоваром (у него есть сосуд для воды; жаровня-отверстие для закладывания шишек, щепок; труба для дыма).
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"В гости к самовару" | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе
в мини-музее «Русская изба»
«В гости к самовару»
воспитатель Смирнова М.В.
МАОУ «Лицей города Троицка»
Программное содержание:
- познакомить детей с медным самоваром (у него есть сосуд для воды; жаровня-отверстие для закладывания шишек, щепок; труба для дыма).
- дать детям представление о чаепитии;
- упражнять в произношении звуков «Ш», «Х», «С», «Ы», поговорок, загадок;
- активизировать словарь детей: кочерга, ухват, люлька, колыбелька;
- обогащать словарь детей: жаровня, сосуд, медный самовар.
воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент:
- вопросы;
- чаепитие;
- загадки и пословицы;
- артикуляционная гимнастика.
Предварительная работа
- экскурсия в мини-музей «Русская изба»;
- рассказ воспитателя об электрическом самоваре и внесение его в группу;
- чтение стихотворения «Иван Иваныч самовар» Д. Хармса;
- разучивание пословиц, песенок, загадок, отрывка из стихотворения «Иван Иваныч самовар» Д. Хармса;
- рассматривание иллюстраций с разными самоварами;
- чаепитие у электрического самовара.
Материалы и оборудование:
- медный самовар;
- шишки, щепки.
Ход занятия:
За дверью группы, в коридоре на столе стоит самовар с чашками. После завтрака, воспитатель с детьми слышат стук в дверь. Подходят к двери , открывают.
Воспитатель обращает внимание на самовар.
- Ребятки, почему вдруг самовар стоит здесь, в коридоре? Что бы это значило?
- А вы знаете, давным-давно на Руси, так называлась наша страна, был обычай, - если хозяин выставляет самовар во двор, значит он ждёт гостей к себе. Мы можем с вами тоже сходить в нашу «избу», хотите? Нас приглашает самовар.
- В группе от сладкого стола остались бублики. А не взять ли их нам с собой, как вы думаете?
- (конечно, надо взять!)
Воспитатель предлагает детям взять бублики, берёт за ручки самовар.
- Ух, самовар, самовар Иван Иваныч!
Заносит его в «избу» и ставит на стол.
- Иван Иваныч самовар,
Был пузатый самовар,
Трёхведёрный самовар.
В нём качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток…
- Посмотрите, в избе уже много гостей. И мы с вами не опоздали.
- Здравствуйте, гости, дорогие!
Воспитатель вместе с детьми здороваются с гостями, предлагает рассаживаться поудобней.
- Ребятки, а вы обратили внимание, самовар-то необычный, не похож на наш электрический, который у нас в группе стоит. Чем же он отличается?
Ответы детей: есть труба, крышка, самовар большой.
- Этот самовар – сосуд или прибор, куда наливают воду. Через весь самовар проходит труба, которая начинается снизу и называется жаровня. В трубу закладываются щепки или сосновые шишки, а затем опускают подожжённую щепку. И через отверстия в жаровне раздувают самовар: «фу-фу-фу..».
Давайте все вместе поупражняемся: «фу-фу-фу..».
Вода в самоваре постепенно нагревается. Сейчас мы с вами попробуем изобразить упражнение, которое вам уже знакомо.
Самовар пыхтит: «Пых-пых-пых…», (медленно)
Самовар кипит: «Тых-тых-тых…», (быстрее)
Пошумит, остепенится: «Пш-пш-пш…», (медленно)
Пригласит чайку напиться: «С-с-с, с-с-с..».
Упражнение дети повторяют два раза.
- Ребятки, а вот здесь сверху есть сеточка, куда можно ставить заварочный чайник. Что такое заварочный чайник?
Ответы детей: это чайник, в котором заваривают чай.
- Правильно, это чайник, в котором заваривают чай. Сейчас мы всех угостим чаем. Сначала наливаю заварку в чашки и предлагаю понюхать аромат.
- Какой запах у чая?
Ответы детей: приятный, ароматный.свежий, нежный, мятный, вкусный, необычный, травяной.
- Самовар всех угостит чаем. Теперь нальём кипяток.
Воспитатель читает слова из стихотворения « Иван Иваныч самовар» и наливает в чашки чай.
- В нём качался кипяток.
Пыхал паром кипяток.
Разъярённый кипяток.
Лился в чашку через кран.
Прямо в чашку через кран.
- Ребятки, мы с вами знаем пословицы и загадки о самоваре. Вспомните, пожалуйста.
- Чай пить – не дрова рубить.
- Чай пьёшь – до ста лет доживёшь.
- За чаем – не скучаем.
- Самовар кипит – уходить не велит.
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Из горячего колодца, через нос водица льётся.
- Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.
- В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода.
- Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться.
- Молодцы, много пословиц и загадок знаете. Вы меня порадовали.
- А может ,наши гости тоже хотят что-нибудь сказать о самоваре.
Двое гостей читают:
- Хлебом, солью всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
- По русскому обычаю вокруг самовара собирались взрослые и дети. Дети всегда внимательно слушали взрослых, не перебивали, в разговор не вмешивались. После чая можно и поиграть.
- Выходите из-за стола. Играть будем в игру « Было у бабушки десять внучат».
- У бабушки десять внучат:
две Акульки – в пелёнках валяются ( открывают мизинцы),
две Алёнки – на пелёнках валяются (открывают безымянные пальчики),
две Аринки – на перинках валяются (открывают средние пальчики),
два Степана учиться хотят (большие пальчики).
Десять внуков, а бабушка одна.
Игра повторяется два раза.
После игры воспитатель обращает внимание на младенца в люльке. Он проснулся и заплакал.
- Ребятки, наверное, мы его разбудили.
Воспитатель предлагает кому- либо из детей успокоить « младенца», спеть колыбельную песенку и покачать его.
- Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе-то уж, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока,
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
- Ребятки, мне было очень приятно посидеть рядом с самоваром, поговорить с вами, а вам?
Ответы детей:…
- Спасибо, самовар, за чай.
Дети благодарят.
- Самоварец, самоваришка. А как ещё можно сказать?
Ответы детей: самоварчик, самоварище.
- А как вы думаете, почему его назвали самовар?
Ответы детей: сам варит чай.
Пришло время поблагодарить за чай и попрощаться с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-Музей «Быт русской избы»
План работы мини-музея....
Проект. Мини-музей "Быт русской избы"
План работы мини-музея....
Конспект открытого занятия в старшей группе по Художественно-эстетическому развитию. Тема: «В гостях в Дымково»
Тема: «В гостях в Дымково»Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.Программное содержание: Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история воз...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
Воспитатель предлагает детям отправиться на необычную выставку....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Солнышко» «В мир русской народной игрушки приоткроем дверь»
1.Мотивационно-организационный этапВоспитатель собирает детей в круг и вместе повторяют:«Собрались все дети вкруг, я твой друг и ты мой друг,Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь&ra...
Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"
Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....