Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Щепкина Алина Александровна

Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 76»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал»

(старшая группа)

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Задачи: по познавательно-речевому направлению:

«Познание»:

Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси.

Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.

Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

«Коммуникация»:

Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.

Учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое.

Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

«Чтение художественной литературы»:

Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию.

Учить выделять основную мысль произведения.

по социально-личностному направлению:

«Социализация»:

Развивать умение работать в группе

Учить обращать внимание на мнение партнёра;

Развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

«Труд»:

Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.

«Безопасность»:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.

Закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

по художественно-эстетическому направлению:

«Музыка»

Воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться;

Развивать у детей умение слушать музыку.

по физическому направлению:

«Здоровье»

Создать радостное настроение…

Продолжать организовать рациональный двигательный режим детей,

Способствовать предупреждению детского утомления.

 

Предварительная работа:

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

5. Наблюдение за ростом картофеля.

Материал для занятий.

  • Прозрачные, стеклянные сосуды.
  • Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
  • Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.
  • Вещество (йод) для добавления в крахмал.
  • Полоски белого цвета, по количеству детей.
  • Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (репа, редис, картофель, огурец) по количеству детей. Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
  • Половинки картофеля, зубочистки, гвоздика - для конструирования.
  • Презентация «Откуда к нам пришла картошка».
  • Ноутбук, проектор, экран.

 

Ход занятия

Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.
Воспитатель проводит психогимнастику (под музыку).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).

У нас сегодня необычное занятие.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще мы будем сегодня говорить.

В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: О картошке.

Воспитатель:

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.

(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)

Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная … картошка.

Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно- экспериментальная деятельность:

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

Физкультминутка.

На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.

Дети: Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель-хлебу подспорье».

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.) .

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Воспитатель: Еще из картофеля можно изготовить вот такого смешного ежика. (Воспитатель показывает образец). Хотите сами смастерить такое чудо?

Дети: Да.

Ручной труд.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?

Ответы детей.

Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи! Мне понравилось у вас в гостях и на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот такие записные книжки. В них вы можете записывать результаты новых опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»

Задачи:1.     Образовательные:        Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода ...

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему: "Лучок-наш витаминчик"...

Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить прис...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...