Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
методическая разработка на тему
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti_s_detmi_v_starshey_gruppe.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Сентябрь | «Вещество. Песок и глина» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка | 1.Песчаный конус Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. | Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы | На прогулке: следы на песке П/и «Мы – песчинки» | |
2. Из чего состоят песок и глина? | Песок, глина, лупа | Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома» | Чтение сказки «Глиняный парень» | |||
3. Проходит ли вода через песок и глину? | Стаканы, вода песок, глина, палочки | Д/и «Что я построю из песка» Лепка игрушек из глины |
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Октябрь | «Вещество. Камни» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. | 1.Какими бывают камни? | Наборы речных и морских камней.лупа, пластилин, керамзит, лимон,гранит, кремень,сахар, соль, Фото - памятники | Беседа: «Какими бывают камни?» На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства) | Чтение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» |
2.Тонут ли камни в воде? | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит, | Строительные игры (Строительство и украшение построек) Игра «Камень, ножницы, бумага» | Чтение рассказа Л.Толстого «Галка» | |||
3.Живые камни | Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь | Выкладывание рисунков из камней. П/и «Камень – беги» | ||||
4. Могут ли камни менять цвет? | Наборы разных камней, емкость с водой | Д/и «Что сделано из камня?» |
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Ноябрь | «Вещество. Воздух и его свойства» | Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | 1.Знакомство со свойствами воздуха | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки | Беседа: «Воздух – это газ» На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха) | Чтение рассказа «Воздух – невидимка» |
2.Сухой из воды | Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки | Ручной труд «Смешарик» (клеевые нитки на шарик) | ||||
3.Сколько весит воздух? | Воздушные шары, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы | Познавательная пятиминутка «Давление воздуха» Рисование мыльными пузырями | ||||
4. Воздух всегда в движении Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. | 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) 2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. 3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами). | Конструирование: изготовление вертушки Игра «Буря в стакане» | Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…» |
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово | |
Декабрь | «Вещество Вода и ее свойства» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ | 1.Превращения капельки Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). | Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка | Беседа: «Вода и жизнь» На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками | Чтение рассказа «Твердая вода» | |
2.Куда исчезла вода? | 2 стакана с водой, крышка | Беседа: «Вода – помощница» | Отгадывание загадок. | ||||
3.Разная вода (море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая) | Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера | Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень» | |||||
4. Как движется вода? | Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой. картинка «Круговорот воды в природе» | «Круговорот воды в природе» | Чтение рассказа «Почему идет дождь»» |
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Январь | «Магнит» | Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | 1.Притягивает – не притягивает Цель: Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы | На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. | Чтение сказки о Магнитолике. |
2.Действует ли магнит через другие материалы? Цель:Познакомить детей с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. | Магнит на палочке, различные пуговицы, компас | Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом» | Сказка «Колобок на магнитный ладок» | |||
3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук? Цель:Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Банка с водой, скрепка, магнит | Игра «Помоги Зайчику» | ||||
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Февраль | «Свойства материалов» | Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. | 1.Родственники стекла Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности. | Чтение сказки «Осколок стекла» | |
2.Мир бумаги Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | Изготовление поделок из бумаги | стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги” | |||
3.Мир ткани Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: | Д/и «Из чего сделано» | ||||
4.Мир дерева Цель: расширить знания детей о свойствах дерева | Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой | - Наблюдение на прогулке за деревьями. Беседа: «Приключение карандаша» | Загадки по теме |
Месяц | Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Март | «Растения» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. | 1.Как веточка тополя весну встречала. Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность. | Веточка тополя, ваза с водой | Игра «Хорошо – плохо» | Чтение сказки П.А.Синявского «Сказка про лекарственные растения» |
2.Нужен ли корням воздух? Цель:Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | На прогулке: наблюдение за растениями под снегом | ||||
3.Растения пьют воду. | Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой | Проращивание одинаковых семян в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой) | Чтение сказки «Домашний садик» | |||
4.Растение может обеспечивать себя питанием. Цель: познакомить со способами питания растений | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России».
Хочу предоставить вашему вниманию перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по аппликации «Символы России» в технике бумажная пласти...
Экспериментальная деятельность с детьми в старшей группе
Игры - эксперименты с детьми....
перспективное планирование досуговой деятельности с детьми второй младшей группы
перспективное планирование досуговой деятельности с детьми второй младшей группы и работа с родителями....
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми в старшей группе "Что таит в себе "Кока - кола"?"
Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. ...
Дружи с водой. НОД по реализации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в старшей группе
Дать понятие детям о том, что надо беречь бесценный дар - свое здоровье....
Перспективное планирование совместной деятельности по ФЭМП в старшей группе.
Цель: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и форми...
Перспективное планирование по ФЭМП с детьми в старшей группе
Перспективное планирование по ФЭМП с детьми в старшей группе...