Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
1. Образовательные: Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода растворяет: соль, сахар, кофе, что вода не может растворить рис, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет, что пар – это вода.
2. Развивающие: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, интерес.
3. Воспитательная: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_puteshestvie_kapelki_.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Микроцели
Создание психологической комфортности. Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятия. Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Активизация знаний. Развитие логического мышления, связанной речи. Использование художественного слова, как средство закрепления полученных знаний о воде. Уточнить представление детей о том, что вода нам всем нужна и её нужно беречь. Развитие артикуляции. Звукоподрожание. Формировать представление о том, что вода бесцветная, а молоко белое. Формировать представление о том, что вода прозрачная, а молоко нет. Формировать представление о том, что вода растворяет: соль, сахар, кофе. Вода не может растворить рис.
Формировать представление о том, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет. Формировать представление о том, что пар – это вода. Самомассаж активных биологических точек с целью профилактики простудных заболеваний. Использование анимации как одно из средств получения знаний о круговороте воды в природе. Профилактика нарушения зрения. Использование художественного слова и театрализации как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе. Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе. Закрепить положительные результаты занятия. Создать условие для психологического комфорта детей. | Ход занятия 1 Орг. Момент. Психогимнастика. Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. 2 Основная часть. Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: Она и в озере, и в лужице Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода ) Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде. Игровая ситуация. В группу входит девочка в ободке капельки. Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор. Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла? Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду. Воспитатель: - Ребята, давайте поможем капельке найти сестричек, а заодно и поиграем в мяч. - Я буду кидать вам мяч, а вы ребята, рассказывайте: - Где живут капельки в нашем саду? Для чего нужна вода нам? Как мы ее используем? ( Пьем; моем: руки, игрушки, пол; готовим еду; стираем; поливаем цветы ) - Послушайте, я расскажу вам о воде! ОНА ВЕЗДЕ!!! В луже, В море, В океане! И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без неё нам не умыться! Не наесться! Не напиться! Смею вам я доложить: Без ВОДЫ нам не прожить! - Вот, сколько пользы приносит нам вода! Давайте её беречь и зря не разливать! Артикуляционная гимнастика. - Ребята, а вы помните песенки воды? (ДА) - Споем их? (Да) - Как поет вода, когда течет из крана? (СССССССС) - Как кипит в кастрюльке? (БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ) - Как капает дождиком? (КАП_КАП_КАП) - А сейчас мы с капелькой пойдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой. Давайте вспомним правила работы с водой: Коль с водой имеем дело Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда, Тряпка под рукой всегда. Опыты с водой 1 Опыт. Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово. Они все доказывают, проводя опыты. -Работаем все вместе. (Работа в группе). . Дети, что налито в бутылочке? (Дети называют - молоко). - Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают). - Почему ты выбрал эту полоску? -Саша почему ты выбрала эту полоску? -Какого цвета молоко? (Белого). -Разойдитесь по парам. (Работа в парах). - Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды). -Таня, ты нашла такую полоску? (Нет) - Вода осталась БЕЗ ЦВЕТНОЙ полосочки! - Какого цвета вода? (БЕСЦВЕТНАЯ). -Итак, господа ученые, мы делаем вывод…. Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое. Открою вам, друзья, секрет 2 Опыт. Работа в группе по парам. У нас есть палочки . Я опущу одну палочку в бутылочку с молоком. -А вы в свои бутылочки с водой. - Видно ли палочку в бутылочке с молоком? - А в бутылочках с водой? -Значит, что мы можем сказать о воде? - Какая она? (Прозрачная.) - Сквозь чистую воду мы видим предметы. -Господа ученые посмотрите сквозь бутылочки. -Скажи, Кирилл, какая вода? - Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны. Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет . 3 Опыт. Работа в группе по парам. Воспитатель: -В бутылочках чистая вода. -Миша с Кириллом насыпьте ложку соли. - Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать. - Миша, найди карточку с надписью «Соль». -Что произошло с солью в бутылочке? - Куда она исчезла? -Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой. - Хотите попробовать? -А во вторую бутылочку Влад и Саша В. положат кусочек сахара рафинада и тоже приклеят этикетку.
- Что произошло с сахаром? - Сахара тоже не видно в бутылочке? Что с ним произошло? -А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (Сладкая.) -У нас есть еще одна бутылочка с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)
-Саша Л. И Таня сделайте это.
-Приклеиваем этикетку «Кофе». -Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.) Примечание: кофе не следует перемешивать. В 4 бутылочку я насыплю рис. -Миша подай этикетку с надписью «Рис». Приклеиваем этикетку. - А рис растворился? (Вода не может растворить рис.) Вывод: Вода растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис. 4 Опыт. (Работа в группе). -Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду). –Кофе? (Кофе окрасил воду!!!) -Риса? ( Рис не окрасил воду.) Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет. 5 Опыт. (Работа в группе). - Дети сядьте на стулья . - Для этого опыта нам понадобится термос. - Что такое «Термос»? -Для чего он нужен? (Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.) - Я налила в термос горячую воду. - Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей). - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) - Давайте проверим, так ли это? - Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей) (Подношу стекло и говорю) - Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (Пронести стекло и показать каждому ребенку). Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод: «Пар – это что? Это вода». - Влад, что такое пар? -Скажите все вместе. -…. очень аккуратно работали. У них ни одна капелька мимо стакана не пролилась. -Вы порадовали меня! Самомассаж. - Ребята, встаньте, пожалуйста Льётся чистая водица, (Волнообразные движения руками). Мы умеем сами мыться. (Дети потирают ладонь о ладонь). Моем носик, моем ротик, (растирают крылья носа). Моем шею, моем уши. (козелок). После вытремся посуше. (поглаживают лоб). Просмотр анимации. « Круговорот воды в природе». Зрительная гимнастика. Капелька на тучке ночевала А потом по небу кочевала. По оврагам, по мостам, По корягам и кустам. (Дети следят глазами за передвижением капельки). Театрализация стихотворения «Путешествие капельки». Я переделала стихотворение Г.Люшнина и досочинила окончание стихотворения. Один ребенок читает стихотворение: Нависла туча над селом, И разразился в небе гром! Катился гром, гремел, ворчал, Поила капля целый день, И под небесной синевой, В селе закончила дела, И там с мальчишками она В реке закончила дела, От берегов родных вдали, (Капелька в одной руке держит «корабли» сделанные в технике аппликация «покачивается и ныряет»). Капля ныряла до дна океана. Потом поднялась клубами тумана . (Капелька встает танцуя кружится и заходит за детей изображающих тучку и гром). Ветер холодный унес ее вдаль, А на дворе и зима и февраль. (Из-за «тучки и грома» выходит кружась девочка одетая в костюм снежинки. Она танцует.). Капелька с ветром по небу летала, И белой снежинкой на землю упала. (Дети кланяются и садятся на стульчики). Воспитатель: – В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда, То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход. Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь. Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – вода. 3 Итог занятия. Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали? Психотерапия. - Капелька сейчас подарит вам на память своих подружек – «капелек». -Дружите с ними и берегите их!!! -А я напою вас чистой родниковой водой! Подношу поднос. В кружечках чистая кипяченая вода. (Так называемый эффект плацебо). - Она очень полезна для нашего организма!!! -Занятие закончено. Поднимайтесь в группу. | Используемый материал. Ободок и костюм капельки. Мяч. Тряпочки. Бутылочки с водой. Цветные полоски бумаги. Бутылочка с молоком. Палочки. Этикетки «Соль», «Сахар»,«Рис»,«Кофе». Ложка соли. Кусочек сахара рафинада. Ложечка кофе. Ложечка риса. Термос. Стекло. Диск. Указка с капелькой. Ободки, костюмы, полотно ткани голубого цвета.
Маленькие капельки (аппликации). Кружечки с чистой родниковой водой. |
Программное содержание:
Задачи:
- Образовательные:
Формировать представление о том, что вода бесцветная, а молоко белое.
Формировать представление о том, что вода прозрачная, а молоко нет.
Формировать представление о том, что вода растворяет: соль, сахар, кофе. Вода не может растворить рис.
Формировать представление о том, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.
Формировать представление о том, что пар – это вода.
Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.
- Развивающие: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
Развивать память, мышление, внимание, интерес.
- Воспитательная: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Словарная работа: Обогащение словаря и активизация словаря (бесцветная, растворяет, прозрачная, окрашивать, жидкая).
Материалы и оборудование: Ободок и костюм капельки. Мяч. Тряпочки. Бутылочки с водой. Цветные полоски бумаги. Бутылочка с молоком. Палочки. Этикетки «Соль», «Сахар», «Рис», «Кофе». Ложка соли. Кусочек сахара рафинада. Ложечка кофе. Ложечка риса. Термос. Стекло. Диск. Указка с капелькой. Ободки. Костюмы. Полотно ткани голубого цвета. Маленькие капельки (аппликации). Кружечки с чистой кипяченой родниковой водой.
Предварительная работа:
- Беседа «Для чего нужна вода?»;
- Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
- Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
- Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация), сотворчество «Превращение Капельки».
- Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
- Посильная помощь в уходе за цветами и миниогородом .
- Оснащение Центра воды и песка.
- Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
- Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
- Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
- Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
- Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»
Ознакомление детей со свойствами воды...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, прозрачная, жидкая, может течь). Дать представления о разнообразных состояниях воды (вода, лед, пар). Побуждать на...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие капельки»
Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие капельки"
Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе....
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие Капельки» Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...