Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»
консультация (старшая группа) на тему
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей. | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для
воспитателей
Подготовила воспитатель детского сада Попова Евгения Михайловна. г .Заводоуковск, Тюменской области.
Тема: »Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
2.формировать представление о правильной организации экспериментирования с ребенком – дошкольником.
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму «.
( китайская пословица)
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Работа с ними проводится небольшими подгруппами
с учетом уровня развития и познавательных интересов.
Во время занятий проводится один - два эксперимента
с детьми среднего дошкольного возраста и два- три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура проведения игры- экспериментирования:
* Постановка формирования проблемы (познавательной задачи)
* выдвижения предложений, отбор способов проверки,
выдвинутых детьми;
*проверка гипотез;
* подведение итогов, вывод;
* фиксирование результатов;
*вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*тайна сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив;
*ситуация выбора.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как это я делаю?
-Почему я это делаю?
-Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Основные условия организации работы:
1. Наличие водоснабжения в данном помещении.
2.Дети должны знать правила безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнения.
Правила безопасности.
С водой: Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
Со стеклом: Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком: Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С огнём: Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Всё на место положил?
Предлагаю провести эксперименты с воздухом в средней группе.
Задачи: обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявление его свойства – невидимки.
Материал:
(воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, лист бумаги).
Описание опыта.
-Галчонок Знайка загадывает загадку:
«Через нос прохожу в грудь
И обратно держу путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем ».
-Что мы выдыхаем носом?
-Что такое воздух?
-Для чего он нужен?
-Можем ли мы его видеть?
-Где находится воздух?
-Как узнать есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение» Почувствуй воздух».
(Воспитатели машут листом бумаги возле своего лица).
-Что чувствуете?
(Воздух мы не видим, но он вокруг нас, но он вокруг нас)
-Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух?
-Как мы можем это проверить?
(пустую, прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться).
-Что происходит?
-Почему из горлышка выходят пузырьки?
( Вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми на самом деле заполнены воздухом).
-Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом?
(воспитатели надувают воздушные шары)
-Чем мы заполнили шары?
(воздух заполняет любое пространство, потому ничего не является пустым).
Тема: »Воздух» (старшая группа)
Задачи: расширять представление о свойствах воздуха: не видим, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, умение самостоятельно пользоваться чашечками весов, познакомить воспитателей с историей
воздушного шара.
Материал : сумка-холодильник, веер, листы бумаги кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок, воздушные шары, чашечные весы, бутылка, насос.
Загадка о воздухе:
«Через нос приходит в грудь
И обратно держит путь
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем».
- Для чего нам с вами нужен воздух? (сделаем глубокий вдох … и затем выдохнем)
Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем.
- Можем ли мы его увидеть?
-Можем ли мы его почувствовать?
Возьмите салфетку или веер и помашите возле лица.
-Чем пахнет воздух?
Игра «Угадай по запаху»
(предлагаю воспитателям с закрытыми глазами запах апельсина, духов, ванилина и чеснока).
-Что вы чувствуете?
(Вы чувствуете запах того вещества, который я вам предлагала понюхать).
Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах того вещества или продукта.
-Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Посмотрите у нас в лаборатории много шаров воздушных.
-Как вы думаете, что внутри этих шаров?
-А в не надутых шарах есть воздух?
-Какой шарик тяжелее - надутый или не надутый?
-Как это проверить? (взвесить)
-Чем будем взвешивать? (чашечными весами)
(дети берут шары, укладывают на весы)
-Какие шары тяжелее? (надутые)
-Почему? (воздух имеет вес)
Дед Знай:
-Как вы обычно надуваете шарики?
- Я могу показать, как можно надувать шарики по-другому?
Воспитатель: достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее),
надевает на ее горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.
-Что происходит?
Почему шарик надувается?
(Воздух при нагревании расширяется).
-Как можно теперь сдуть шарик?
Попробуем поставить его снова в холодильник.
Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе?
( воспитатели рассказывают)
Дед Знай:
- А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар?
Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфе. Это было очень давно, в 1783г. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первый пассажирами стали: овца, утка и петух.
Их полет продолжался всего лишь минуту. После стали летать и дети,- первый человек летал двадцать минут.
Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.
-Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком.
(шарик спустился)
При охлаждении воздух сжимается.
-Чем же еще можно надуть шары? (насосом)
Предоставляю возможность надуть шары насосом.
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Спасибо за внимание.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Литература для подготовки консультации:
1. Н. А.Короткова «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников».
2.Материал Интернет – сайтов.
3.Г.П.Тугушева, А.Е. Чистякова »Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы
Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...
Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"
дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой....
Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой. Старшая группа.
Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная р...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Мастер –класс для педагогов «Развитие игровой деятельности детей средней и старшей групп через организацию сюжетно-ролевых игр»
Доклад воспитателя...
консультация для воспитателей: Экспериментальная деятельность в старшей группе
Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия ...