Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»
консультация (старшая группа) на тему

Попова Евгения Михайловна

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для

воспитателей

Подготовила воспитатель детского сада Попова Евгения Михайловна.  г .Заводоуковск, Тюменской области.

 

Тема: »Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

          1.расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.  

          2.формировать представление о правильной   организации экспериментирования с ребенком  – дошкольником.

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму «.

( китайская пословица)

 

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Работа с ними проводится небольшими подгруппами

с учетом уровня развития и познавательных интересов.

Во время занятий проводится один - два эксперимента

с детьми среднего дошкольного возраста и два- три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.  

       Структура проведения игры- экспериментирования:

  *  Постановка формирования проблемы (познавательной задачи)

* выдвижения предложений, отбор способов  проверки,

выдвинутых детьми;

*проверка гипотез;

* подведение итогов, вывод;

* фиксирование результатов;

*вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*тайна сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив;

*ситуация выбора.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как это я делаю?

-Почему я это делаю?

-Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?  

Основные условия организации работы:

1. Наличие водоснабжения в данном помещении.

2.Дети должны знать правила безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнения.

 Правила безопасности.

С водой: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Со стеклом: Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачёк –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:   Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнём:   Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

 

 Предлагаю провести эксперименты  с воздухом в средней  группе.

Задачи: обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявление его свойства – невидимки.

Материал:

(воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая    бутылка, лист бумаги).

Описание опыта.

-Галчонок  Знайка загадывает загадку:  

«Через нос прохожу в грудь

И обратно держу путь.  

Он невидимый  и все же

Без него мы жить не можем ».

-Что мы выдыхаем носом?

-Что такое воздух?

-Для чего он нужен?

-Можем ли мы его видеть?

-Где находится воздух?

-Как узнать есть ли воздух вокруг?

 Игровое упражнение» Почувствуй воздух».

(Воспитатели машут листом бумаги возле своего лица).

-Что чувствуете?

 (Воздух мы не видим, но он вокруг нас,   но он вокруг нас)

-Как вы думаете,  есть ли в пустой бутылке воздух?

-Как мы можем это проверить?

(пустую, прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться).

-Что происходит?

-Почему из горлышка выходят пузырьки?

  (  Вода  вытесняет воздух из бутылки.  Большинство предметов,  которые выглядят пустыми  на самом деле заполнены воздухом).

-Назовите предметы, которые  мы заполняем воздухом?

(воспитатели надувают воздушные шары)

-Чем мы заполнили шары?

(воздух заполняет любое пространство,   потому ничего не является пустым).  

Тема: »Воздух»    (старшая группа)

Задачи: расширять представление о свойствах воздуха:      не видим,    при   нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, умение самостоятельно пользоваться чашечками весов,     познакомить воспитателей с историей  

воздушного шара.  

Материал : сумка-холодильник, веер, листы бумаги кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок, воздушные шары, чашечные весы, бутылка, насос.

Загадка о воздухе:

«Через нос приходит в грудь

И обратно держит путь  

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем».

- Для чего нам с вами нужен воздух?    (сделаем глубокий вдох … и затем выдохнем)

 Воздух  нам  нужен,  чтобы дышать.  Мы вдыхаем  и выдыхаем.

- Можем ли мы его увидеть?

-Можем ли мы его почувствовать?

Возьмите салфетку или веер и помашите возле лица.

-Чем пахнет воздух?

Игра «Угадай по запаху»

(предлагаю воспитателям с закрытыми глазами запах апельсина, духов, ванилина и чеснока).

-Что вы чувствуете?

(Вы чувствуете запах того вещества,   который я вам предлагала понюхать).  

Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах того вещества или продукта.

-Имеет ли свой запах воздух? (нет)

Посмотрите у нас в лаборатории много шаров воздушных.

-Как вы думаете, что внутри этих шаров?

-А в не надутых шарах есть воздух?

-Какой шарик тяжелее - надутый или не надутый?

-Как это проверить?   (взвесить)

-Чем будем взвешивать?   (чашечными весами)

(дети берут шары,  укладывают на весы)

-Какие шары тяжелее?       (надутые)

-Почему?         (воздух имеет вес)

 Дед Знай:

-Как вы обычно надуваете  шарики?

- Я могу показать, как можно надувать шарики по-другому?

Воспитатель: достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее),

надевает на ее горлышко воздушный шарик.   Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

-Что происходит?

Почему шарик надувается?

(Воздух при нагревании расширяется).

-Как можно теперь сдуть шарик?

Попробуем  поставить его снова в холодильник.

Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним,   что мы узнали о воздухе?

( воспитатели рассказывают)

Дед  Знай:

- А знаете ли вы,  кто изобрел первый воздушный шар?

Первый воздушный шар построили братья  Жозеф и  Жак  Монгольфе.   Это было очень давно, в 1783г. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом,  потому что горячий воздух легче холодного. Первый пассажирами стали: овца,   утка и петух.

Их полет продолжался всего лишь минуту. После стали летать и дети,- первый человек летал двадцать минут.

Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

-Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком.

                 (шарик  спустился)

При охлаждении воздух сжимается.  

-Чем же еще можно надуть шары?     (насосом)

Предоставляю возможность надуть шары насосом.

Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев

 Спасибо за внимание.

 

 В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия  - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Упражнения на развитие  внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  •  Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Литература для подготовки консультации:

1.  Н. А.Короткова «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников».

2.Материал Интернет – сайтов.  

3.Г.П.Тугушева,    А.Е. Чистякова »Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста».  

 

 

 

   

   

 

 

 

     

   

 

 

   

 

 

 

 

                         

 

   

       

         

       

   

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"

дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой....

Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой. Старшая группа.

Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная р...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

консультация для воспитателей: Экспериментальная деятельность в старшей группе

Дети любят опыты и эксперименты, с                 раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия ...