Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"
учебно-методический материал

Липина Татьяна Павловна

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

·         Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

·         Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.

·         Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию развивающей предметно-пространственной среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_rpps.docx82.34 КБ
Файл pedagogicheskiy_sovet.pptx117.22 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет: «РППС как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

  • Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
  • Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию развивающей предметно-пространственной среды

Категория участников: педагогические работники ДОО

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, фломастеры.

Предполагаемый результат: вызвать желание у педагогов разработать проект по усовершенствованию РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Предварительная работа:

- цикл консультаций «РППС в соответствии с ФГОС ДО»

1. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие.

Перед тем, как мы начнём нашу деловую игру, предлагаю Вам сначала  интеллектуальную разминку, в ходе которой вы  должны  утвердить  следующие предположения нестандартными способами:

-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

2. Практическая часть.

Сценарий деловой игры:

А сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, для этого нужно разделить на 2 команды. Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды, придумывают название команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!

2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик. При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются. 

3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.

4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы. Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Представление членов жюри.

Игровое задание «Кто быстрее?» - по 1 баллу

Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда);

2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?

(игровая деятельность);

3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);

4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?

(«Центр физического развития»);

5. О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.

(«Центр экспериментирования»);

7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.

( «Центр конструирования»);

8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?

(предмет-заместитель);

9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде

(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);


Игровое задание «Волшебники» - за каждое угаданное слово 2 балла

В представленной таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.

1 – насыщенность

2 – доступность

3 – вариативность

4 – трансформируемость

5 – безопасность

6 – полифункциональность

Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов

Ведущий приглашает капитанов выйти и выбрать листочек с заданием (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов)

  • От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?  

ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания  деятельности,  личного опыта  ребенка, типа образовательного учреждения.

  • Почему, среда называется развивающей?

ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

Игровое задание «Заполни пропуски» команды по очереди отвечают на вопросы об особенностях развивающей предметно-пространственной среде в ДОО - по 1 баллу

1. Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку. (легкая, большая, интересна, хорошая, богатая)

2. Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………работы с детьми.

(контроля образовательного процесса, коллективной и индивидуальной работы, обеспечения индивидуальных естественных потребностей ребенка)

3. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …………….. (работы и отдыха педагогов, бесед с родителями, выполнения функционала помощника воспитателя, двигательной активности)

4. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку младшего дошкольного возраста найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать …………., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

(с родителями, с администрацией ДОО, с педагогами и со сверстниками)

Игровое задание «Модераторы РППС в ДОО» - 15 баллов

Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные в ФГОС.  Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.

1 команда – познавательное развитие, 2 команда – социально-коммуникативное.

Составление кластера «РППС – это….»

По окончанию составления кластера проводится совместное обсуждение результатов работы подгрупп.

3. Рефлексия:

По окончанию игры, пока подводятся результаты – каждому участнику игры предлагается нарисовать на листе бумаги свою ладонь.

Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала…

СРЕДНИЙ – мне было трудно …

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Подведение итогов.

Слово предоставляется членам жюри. По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет: «РППС как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Слайд 2

правила игры: 1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай ! 2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик . При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются. 3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда . 4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы . Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Слайд 3

Игровое задание «Кто быстрее?» - по 1 баллу «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…» Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 4

Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? игровая деятельность

Слайд 5

Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? познание

Слайд 6

О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? Центр физического развития

Слайд 7

О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? Центр ИЗО

Слайд 8

К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д. ? Центр экспериментирования

Слайд 9

К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д. ? Центр конструирования

Слайд 10

Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? предмет-заместитель

Слайд 11

Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде. участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток

Слайд 12

Игровое задание «Волшебники» - за каждое угаданное слово 2 балла 1 – насыщенность 2 – доступность 3 – вариативность 4 – трансформируемость 5 – безопасность 6 – полифункциональность

Слайд 13

Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов) От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности, личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения

Слайд 14

Почему, среда называется развивающей? Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

Слайд 15

Игровое задание «Заполни пропуски»

Слайд 16

Игровое задание «Модераторы РППС в ДОО» - 15 баллов Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные в ФГОС. Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.

Слайд 17

Игровое задание «Составление кластера «РППС – это….»

Слайд 18

БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным… УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала… СРЕДНИЙ – мне было трудно … БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы… МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. Дети любят конструировать, воплощая в жизнь ...

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...

Статья «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей 5-7 лет»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детс...