Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"
консультация
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.
Задачи:
· Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
· Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
· Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию развивающей предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_rpps.docx | 82.34 КБ |
pedagogicheskiy_sovet.pptx | 117.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет: «РППС как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.
Задачи:
- Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
- Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию развивающей предметно-пространственной среды
Категория участников: педагогические работники ДОО
Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, фломастеры.
Предполагаемый результат: вызвать желание у педагогов разработать проект по усовершенствованию РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Предварительная работа:
- цикл консультаций «РППС в соответствии с ФГОС ДО»
1. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие.
Перед тем, как мы начнём нашу деловую игру, предлагаю Вам сначала интеллектуальную разминку, в ходе которой вы должны утвердить следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
2. Практическая часть.
Сценарий деловой игры:
А сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, для этого нужно разделить на 2 команды. Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды, придумывают название команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:
1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик. При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы. Итоги игры подводятся подсчётом баллов.
Представление членов жюри.
Игровое задание «Кто быстрее?» - по 1 баллу
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда);
2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?
(игровая деятельность);
3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?
(«Центр физического развития»);
5. О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.
(«Центр экспериментирования»);
7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.
( «Центр конструирования»);
8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?
(предмет-заместитель);
9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде
(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
Игровое задание «Волшебники» - за каждое угаданное слово 2 балла
В представленной таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
1 – насыщенность
2 – доступность
3 – вариативность
4 – трансформируемость
5 – безопасность
6 – полифункциональность
Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов
Ведущий приглашает капитанов выйти и выбрать листочек с заданием (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов)
- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности, личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения.
- Почему, среда называется развивающей?
ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
Игровое задание «Заполни пропуски» команды по очереди отвечают на вопросы об особенностях развивающей предметно-пространственной среде в ДОО - по 1 баллу
1. Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку. (легкая, большая, интересна, хорошая, богатая)
2. Среда должна обеспечивать богатый выбор для……………работы с детьми.
(контроля образовательного процесса, коллективной и индивидуальной работы, обеспечения индивидуальных естественных потребностей ребенка)
3. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …………….. (работы и отдыха педагогов, бесед с родителями, выполнения функционала помощника воспитателя, двигательной активности)
4. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку младшего дошкольного возраста найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать …………., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
(с родителями, с администрацией ДОО, с педагогами и со сверстниками)
Игровое задание «Модераторы РППС в ДОО» - 15 баллов
Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные в ФГОС. Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.
1 команда – познавательное развитие, 2 команда – социально-коммуникативное.
Составление кластера «РППС – это….»
По окончанию составления кластера проводится совместное обсуждение результатов работы подгрупп.
3. Рефлексия:
По окончанию игры, пока подводятся результаты – каждому участнику игры предлагается нарисовать на листе бумаги свою ладонь.
Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала…
СРЕДНИЙ – мне было трудно …
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Подведение итогов.
Слово предоставляется членам жюри. По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
правила игры: 1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай ! 2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик . При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются. 3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда . 4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы . Итоги игры подводятся подсчётом баллов.
Игровое задание «Кто быстрее?» - по 1 баллу «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…» Развивающая предметно-пространственная среда
Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? игровая деятельность
Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? познание
О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? Центр физического развития
О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? Центр ИЗО
К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д. ? Центр экспериментирования
К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д. ? Центр конструирования
Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? предмет-заместитель
Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде. участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток
Игровое задание «Волшебники» - за каждое угаданное слово 2 балла 1 – насыщенность 2 – доступность 3 – вариативность 4 – трансформируемость 5 – безопасность 6 – полифункциональность
Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов) От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности, личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения
Почему, среда называется развивающей? Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
Игровое задание «Заполни пропуски»
Игровое задание «Модераторы РППС в ДОО» - 15 баллов Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные в ФГОС. Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.
Игровое задание «Составление кластера «РППС – это….»
БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным… УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала… СРЕДНИЙ – мне было трудно … БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы… МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...
Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов: организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....
Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург Методическая разработка для воспит...
LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников
Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. Дети любят конструировать, воплощая в жизнь ...
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...
Статья «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей 5-7 лет»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детс...