Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями
материал

Капустина Елена Владиславовна

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда дети уже могут свободно сами выбирать из различных предложенных учителем-логопедом форм деятельности, наиболее интересную для них, выбирать себе партнёров по деятельности, уметь взаимодействовать с ними. А начинает учитель-логопед с того, что при оформлении и оснащении своего кабинета грамотно организует развивающую предметно – пространственную среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но одним из моментов успешной коррекции речевых нарушений у детей, является создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.2. 2 и п. 3.3) я руководствовалась принципами:

-Насыщенности:

Образовательное пространство логопедического кабинета оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой адаптированных образовательных программ, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении (в коррекционно-развивающей работе с детьми используются адаптированные образовательные программы  для детей с ТНР, с ЗПР, с умственной отсталостью), а также возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

-Трансформируемости:

Например, учебная зона меняется от формы организации занятия, от сюжета занятия. Наглядно - дидактический материал (дидактические пособия, плакаты) легко снимается благодаря удобным приспособлениям и меняется в зависимости от лексической темы. В зависимости от цели и задач занятия, для выполнения заданий дети располагаются в удобном для них положении.

- Полифункциональности:

Детская мебель: столы, стулья  легко превращаются в «сказочные» замки, героев, животных.

- Вариативности:

Весь материал, который используется в непосредственной работе с детьми, помогает раскрытию их индивидуальных особенностей, обладает множеством возможностей и вариантов его применения. Каждая игра, методическое пособие могут повторяться неоднократно в модифицированных вариантах (авторское игровое пособие «В торговом центре» используется на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков).

- Доступности:

Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация учителя-логопеда - на верхних полках.

- Безопасности:

Пособия, игрушки, оборудование логопедического кабинета соответствует всем нормам и требованиям.

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда дети уже могут свободно сами выбирать из различных предложенных учителем-логопедом форм деятельности, наиболее интересную для них, выбирать себе партнёров по деятельности, уметь взаимодействовать с ними.

А начинает учитель-логопед с того, что при оформлении и оснащении своего кабинета грамотно организует развивающую предметно – пространственную среду. Оборудование кабинета уже при входе сразу привлекает внимание ребёнка, зовет его начать действовать с уже знакомыми ему пособиями или рассматривать новые (самостоятельно или попросить помощи логопеда).

Интерьер кабинета выдержан в светло-зеленых тонах, так как зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на детское зрение.

Пособия и дидактические игры, которые ребёнку необходимы на данном этапе обучения, размещаются на доступных для ребёнка местах.

По оснащению и применению кабинет условно можно разделить на зоны:

1. Зона коррекции звукопроизношения и развития речевого дыхания (оснащена зеркалом, столом, набором карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовые шпателя, пособия для коррекции звукопроизношения, пособия по развитию артикуляционной моторики, индивидуальные зеркала, логопедические зонды, песочные часы; ватные палочки; наборы для звукового анализа, подборки стихов, игры и материалы для развития речевого дыхания детей и др.)

Особое место в кабинете занимает зеркало – это один из ключевых предметов в логопедическом кабинете. У него не малая роль в развитии самостоятельности и инициативы ребенка:

- ребёнок получает возможность зрительного самоконтроля за артикуляционной, мимической моторикой;

- пробует разные артикуляционные положения, используя язык мимики и жестов;

Большую функцию в логопедическом кабинете выполняет магнитная доска, которая имеет многофункциональное значение:

- здесь отражаются ведущие, изучаемые в данный период, темы;

- на ней ребёнок может работать самостоятельно, играя в дидактические игры, выполняя задания логопеда;

- это основа под магнитный театр (театр сам по себе - источник развития творчества и инициативы);

- на ней размещаются различные долгосрочные подсказки для детей (схемы, таблицы по звуковому анализу, по составлению предложения, по составлению описательного рассказа, опираясь на которые ребёнок работает самостоятельно).

2. Зона развития мелкой моторики (лабиринты, пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок»,  конструкторы и др.)

3. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (музыкальные инструменты, звучащие коробочки, звучащие слова в картинках и предметах, звуки - гласные и согласные, схемы характеристики звуков, авторское игровое пособие «Нескучный ритм» и др.)

4. Зона формирования лексико-грамматического строя (картинный материал на различные лексические темы, предметные картинки по лексическим темам, картотека лексико-грамматических игр, настольные игры для развития лексико-грамматического строя речи, авторское пособие «В торговом центре»)

5. Зона обучения грамоте (представлена схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами и др.)

6. Зона развития связной речи (методическая литература, игрушки для описания, сюжетные картинки и серии картинок, деформированные предложения и рассказы, карточки с текстами для пересказов, с заданиями для составления рассказов, детские книги, пословицы, поговорки, потешки, маски для инсценировки)

7. Зона методического сопровождения (справочная литература по логопедии и детской психологии, материалы по обследованию речи детей, методическая литература по коррекции звукопроизношения, методическая литература по преодолению нарушений речи, учебно-методическая литература по обучению грамоте)

8. Зона технических средств обучения (презентации-картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации, дифференциации звуков); презентации-загадки, викторины (для закрепления полученных знаний); презентации-игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); презентации-сказки (для развития связной речи). Аудиоматериалы представлены дисками «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой (для преодоления дизартрических нарушений речи, для развития звукоподражания, для автоматизации звуков), «Логоритмикой для малышей» Е. Железновой и др.)

9. Информационная зона (документация учителя-логопеда, консультации для родителей, памятки, материал для воспитателей)

10. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в кабинете создана зона самостоятельной деятельности. Эта зона представлена сменными игрушками на развитие диафрагмально-речевого дыхания; сменными предметами для развития мелкой мускулатуры пальцев рук и конструктивного праксиса, массажерами, настольными играми, куклами.

Одним из пособий, которое находится в зоне самостоятельной деятельности, является многофункциональное игровое пособие из ковролина «Чудо-коврик»:

- ребенок может самостоятельно выложить картинки на липучках с изображением упражнений артикуляционной гимнастики;

- выполнить звуковой анализ слов;

- также это основа для театра.

Большой интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет работа с различными куклами (пальчиковые куклы, куклы на палочках, дидактическая кукла, перчаточные куклы и др.).  При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Тем самым проявляет инициативу и самостоятельность. Куклы также находятся в зоне самостоятельной деятельности.

Речевые игрушки «Лягушка», «Бегемотик» помогают ребёнку понять определённое положение органов артикуляции при произношении звуков. Ребёнок может  сам просунув руку в «язык» игрушки объяснить другу или сам понять правильную артикуляцию звука, или выполнить артикуляционную гимнастику.

Большой интерес вызывают у детей различные игровые пособия:

- артикуляционная гимнастика на липучках, при работе с которой ребенок самостоятельно отбирает упражнения, которые он будет выполнять;

- игры на дыхание «Поддувалочки» и другие, которые ребенок выбирает самостоятельно из предложенных учителем-логопедом.

Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в логопедическом кабинете созданы условия для проявления инициативы и самостоятельности каждого воспитанника с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Деловая игра "РППС - как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.Зада...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как средствоподдержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности....

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. Дети любят конструировать, воплощая в жизнь ...

Конструктор CUBORO как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ в системе работы по коррекции речевых нарушений.

Использование конструктора нового поколения в системе работы учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений....