Цикл занятий по теме: "Вежливые слова. Речевой этикет"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Занятия разработаны с использованием интернет-источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_vezhlivye_slova.docx | 63.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий
по теме:
«Вежливые слова. Речевой этикет»
Подготовила: Кирилюк
Светлана Тимофеевна,
воспитатель
Занятия составлены с использованием интернет-источников
Конспект занятия на тему:
«Что такое вежливость?»
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
Образовательные: знакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, расширять знания о культуре поведения, вводить вежливые слова в активный словарь детей.
Развивающие: развивать устную речь воспитанников, культуру общения. Упражнять в употреблении вежливых слов, умении правильно поступать в различных ситуациях
Воспитательные: формировать у детей представление о вежливом обращении к взрослым и детям. Воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Оборудование: рисунок Цветика-семицветика и лепестки с вежливыми словами; мягкая игрушка «Сердце».
Ход занятия
I .Вводная часть.
Пояснение воспитателя:
Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые, прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.
Что такое вежливость? (ответы детей)
Вежливость – соблюдение правил приличия.
Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый, тот который употребляет в своей речи добрые слова. Их можно не только услышать и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
II.Основная часть
Доброе слово и кошке приятно
Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Вежливыми вы должны быть со взрослыми, но не забывать о вежливости и в обращении друг с другом.
Слово это словно ключик Во дворе, в семье, в саду
Золотой и сказочный, Слово это трудится,
Словно самый светлый лучик, У того, кто с ним в ладу,
Звать его «Пожалуйста». Все на свете сбудется.
- Когда вы говорите слово «пожалуйста»? Почему оно помогает вам?
Доскажи словечко
- Поиграем в игру «Доскажи словечко»
В нашей группе чудеса, бывает, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово… (здравствуйте)
Со стула сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово … (извините).
Подарили карамель и ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).
Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого …(спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Во всех странах на прощанье говорят всем…(до свиданья)
Это важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Эти волшебные слова чаще говорите,
И получится у вас всё, что захотите.
Ласковое имя
- Я назову имя, а вы должны его изменить, чтобы оно звучало ласково, например, Таня - Танечка.
Воспитатель называет по порядку имена детей группы.
Физминутка «Будь внимательным»
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов». Встаем все в круг и под музыку передаём сердце (мягкую игрушку) по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется сердце, говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день!»
Знакомство со значением слова «вежливый», «вежливый человек».
Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным)
А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить.
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит: утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только - только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! -
Дед ругнул его спросонок:
Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! -
Та отпрянула в сторонку.
Как невежлива девчонка.
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды - прыг.
Чуть не сел ему на плечи:
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
Беседа по тексту стихотворения
- Какие вежливые слова произносил Петрусь?
- Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет, поступки его были не красивые, не правильные.)
- Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как употреблять вежливые слова)
- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи «Вежливые слова»? (нет)
III. Заключительная часть
Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Какой цветок? Грустный, некрасивый? Почему? (Он потерял все свои лепестки).
Я предлагаю Вам его нарядить лепесточками, но не простыми, а волшебными, с волшебными словами. (Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, простите, всего вам доброго)
- Цветик-семицветик - волшебный цветок, исполняет желания. Пусть наш волшебный цветок исполнит ваши желания и откроет для вас все двери.
- И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Занятие на тему:
«Вежливое слово «здравствуйте»»
Цель: способствовать нравственному развитию личности дошкольника.
Задачи:
Дидактические: познакомить детей с правилами приветствия, историей этих правил, показать необходимость употребления в речи «вежливых слов».
Развивающие: развивать память, внимание, социально-коммуникативные навыки, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитательные: воспитывать интерес и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, культуру общения.
Ход занятия
- Вступительная часть
Воспитатель: вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относится к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.
Дети отвечают, что это слов « здравствуйте».
Верно! Добрые люди и особенно дети, рады здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать.
- Основная часть
Чтение сказки. Работа над текстом
Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее, расположившись на ковре.
— Сегодня мы с вами узнаем еще одно очень важное правило, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его.
Я расскажу вам сказку, слушайте:
«Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры зверей и были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать "Добрый день", "Здравствуйте!" — ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго. Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет-идет, кругом никого: видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней он встретил другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул ему обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
Вот так и получились первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость. Слышите, дети: дружба и вежливость. А когда люди научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
- Как вы думаете, какие это слова?
Дети отвечают: «Добрый день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте».
Пояснение воспитателя
Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» — очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (воспитатель показывает).
Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». По-разному можно приветствовать знакомого и незнакомого человека. Но уклониться от приветствия, не ответить на него — всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я тебя вижу, человек, Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе всего самого доброго — здоровья, веселья и счастья».
Вот что означает простое слово «здравствуйте».
Слово «здравствуйте» легко заменить словом «привет». Но только использовать его можно не всегда. Как вы думаете, кого можно встречать этим словом?
(Подвести детей к пониманию, что словом «привет» можно встречать своих друзей, но не взрослых людей, которым надо говорить «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».)
Очень хорошо, если, приветствуя человека, вы улыбнетесь ему и назовете его имя.
Физминутка
А сейчас встаньте, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало(опускают руки вниз)
Дело валится из рук(качают головой, встряхивают кистями рук)
Но неважны нам печали(махи руками)
Если есть хороший друг(поворачиваются друг к другу, протягивая руки)
С делами справимся вдвоем(пожимают руки)
С облегчением вздохнем(глубокий вдох-выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляемся)
И друг друга мы обнимем.(обнимаются все).
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, я ходила в лес на прогулку и там встретила мальчиков. Они разговаривали с ежом. Послушайте, что они говорили.
1-й мальчик: Слушай, ёжик у дороги!
Ты в траве, а я в пыли.
Уноси скорее ноги
И меня не уколи!
2-й мальчик: Здравствуй, ёжик у дорожки!
Ты в траве, а я в пыли.
Я тяну к тебе ладошки-
Ты меня не уколи.
Так какой же разговор вам больше понравился?
Дети отвечают, что понравился тот разговор, в котором было было волшебное слово здравствуйте. Понравился тот разговор, в котором мальчик не пугает ёжика, обращается к нему спокойно и доброжелательно.
Игра «Вежливый ручеек»
Основное правило игры: выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие-либо слова приветствия и обратиться по имени.
- Заключительная часть
Замечательно, молодцы! Вы все так хорошо знаете волшебные слова, которые нужны дл того, чтобы поздороваться. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами!
«Здравствуйте» - это волшебное слово!
Его повторяйте вы снова и снова!
Конспект занятия на тему:
«Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!»
Цель: углублять знание детей о разных формах приветствия и их значении.
Задачи:
Дидактические: расширять этический кругозор детей, обогатить словарь новыми формами приветствия.
Развивающие: формировать у детей умения размышлять, учить, оценивать поведение персонажей.
Воспитательные: воспитывать желание быть вежливыми, доброжелательными к людям.
Предварительная работа: работа с пословицами о вежливости и вежливых словах.
Ход занятия
1. Вступительная часть
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок, улыбнемся друг другу и скажем:
Доброе утро (день - в зависимости от времени проведения), девочки!
Доброе утро, мальчики!
Доброе утро, солнце радушное!
Доброе утро, небо голубое!
Доброе утро, в небе птички!
Сегодня я пригласила вас в «Школу благородства», чтобы поговорить о чем-то волшебном.
Возможно, уже кто-то догадался, о чем волшебном пойдет сегодня речь? (Дети высказывают разные предположения: волшебные слова, волшебные сказки...)
Конечно же, о волшебных словах. Мы много говорили уже о них. Причем эти слова имеют такую большую силу, которая может превратить кого-то в что-то, молниеносно переместить персонажей сказки с одного места в другое и т.п..
- Тем не менее, волшебные слова бывают не только в сказках. их мы так часто слышим в нашей повседневной жизни, что иногда даже не обращаем на них особого внимания. А вот обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.
2.Основная часть
- Припомните, какими волшебными словами мы начали сегодняшнее занятие ("Доброе утро!").
- Очень красивые слова. А послушайте, как приветствовались зверята с одним вежливым котиком.
Чтение стихотворения О. Дриза
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу
«С добрым утром!» - я кричу.
Всем идущим на обед
«Добрый день!»- кричу я вслед.
Всех домой спешащих к чаю
«Добрый вечер!»- я встречаю.
Беседа по его содержанию
- Какими словами приветствует всех автор стихотворения?
- От чего зависело то, как он поздоровался?
- А какими словами вы поздоровались со мной утром?
С каким выражением лица я отвечала на ваши приветствия? (Приятным, улыбающимся...)
Пояснение воспитателя
— Итак, когда встречаются двое или больше людей, то первое, что они говорят друг другу, это слова приветствия, и от того, как они будут сказаны, будет зависеть дальнейшее общение между этими людьми. Поэтому приветствоваться надо четко, разборчиво, не очень громко и не очень тихо, смотря в глаза тому, с кем здороваешься, да еще и улыбаться при этом.
Говоря «Добрый день, доброе утро, добрый вечер» мы желаем добра человеку. Чтобы его в этот момент окружало добро. Это очень важно, и каждому приятно услышать такое приветствие.
Мозговой штурм
Ребята, но мы ведь с вами еще и умеем приветствовать друг друга другими словами. Кто помнит, какими? (здравствуй, привет). Поясняют, кому можно сказать привет, а кого лучше поприветствовать иначе.
Физминутка
Здравствуй, небо!
(руки вверх)
Здравствуй, солнце!
(руками над головой описать круг)
Здравствуй, земля!
(плавно опустить руки)
Здравствуй, наша большая семья!
(все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Дидактическая игра «Закончи пословицу»
1. Слова искреннего приветствия... (дороже, чем угощения).
2. Доброе слово... (лучше сахара и меда).
3. Уважай людей... (и тебя будут уважать).
4. Расцветает даже пень... (если скажешь «Добрый день»).
3. Заключительная часть
Микрофон
Что нового вы узнали сегодня?
Воспитатель: приветствие имеет волшебное влияние на наше настроение, наше здоровье и самочувствие; оно оставляет солнечный, теплый след в нашей душе. Итак. давайте всегда будем приветствоваться, желая здоровья, всяческих благ друг другу. И тогда на нашей земле будет больше добра.
Занятие на тему:
«Вежливые слова: пожалуйста и будьте добры»
Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
Задачи:
Дидактические: учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой («пожалуйста, «будьте добры», «будьте любезны»)
Развивающие: развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников, воображение, память, внимание, мышление, совершенствовать культуру диалогической речи.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Предварительная работа: чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…»
Ход занятия
- Вводная часть
Ребята, мы с вами очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда нужно что-либо у кого-либо попросить. Например, поделиться с нами игрушкой, подать что-либо и помочь нам с чем-нибудь. Но как обратиться к человеку вежливо? Мы ведь с вами вежливые!
Именно об этом мы поговорим сегодня
- Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы прекрасно знаете стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «У меня зазвонил телефон…». Помните ли, кто звонил герою стихотворения?
( слон, верблюд, крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, олень, газели, бегемот…)
Воспитатель: и у всех были самые разнообразные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонила свинья:
- Пришлите мне соловья…
Воспитатель: Дети, подумайте, чья просьба была вежливее? Почему вы так думаете? Какие ещё вежливые слова вы знаете, которые можно использовать при обращении с просьбой?
- Правильно! Вежливее просьба была у мартышек, потому что они сказали слово «пожалуйста».
А еще, обращаясь к кому-либо с просьбой, говорят «Будьте добры», «будьте любезны».
Обыгрывание ситуаций
Давайте с вами попробуем обыграть несколько ситуаций
Вызываем детей попарно и просим разыграть по ролям ситуацию.
Ситуации:
- Обратитесь к соседу с просьбой дать цветной карандаш.
- Обратитесь к незнакомому прохожему и узнайте у него время.
- Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку
- Обратитесь к воспитателю с просьбой подать книгу
- Обратитесь к другу с просьбой поделиться игрушкой.
Физминутка
Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали: не ошибись, пожалуйста.
Встаньте, пожалуйста,
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
МОЛОДЦЫ.
Заучивание стихотворения
(учить рассказывать по ролям, передавая эмоции)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
-Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
- Заключительная часть
Воспитатель предлагает детям передавать по очереди игрушечный микрофон друг другу и рассказывать, что же сегодня запомнилось больше всего.
Воспитатель:
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Занятие на тему
«Вежливые слова: спасибо и благодарю»
Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми
Задачи:
Дидактические: учить детей пользоваться вежливыми словами, расширять понятие детей о культуре поведения, объяснить детям значение слов «спасибо» и «благодарю», их уместное использование.
Развивающие: Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение, познавательный интерес, память, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное и уважительное отношение к людям
Ход занятия
- Вводная часть
Ребята, послушайте стихотворение И. Токмаковой про одну девочку и помогите придумать ему название:
Маша знала слов немало
Но одно из них пропало
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово, говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням ей мама
Про него твердят упрямо:
Почему такой пустяк
Не запомнишь ты никак?
Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого… (спасибо)
- А у нас есть такие дети? Как можно назвать стихотворение? Нужно ли Машу учить говорить «спасибо»? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах- «спасибо» и «благодарю».
- Основная часть
Послушайте внимательно два стихотворения:
Пчелы мишку угощали:
в бочку меда наливали.
Мишка пчел благодарил,
им «спасибо» говорил.
Еж морковку зайцу дал,
Зайка ежику сказал:
-За морковь благодарю
и в ответ вам гриб дарю.
Вопрос к детям: Уместно ли в данных стихотворениях использованы слова «спасибо» и «благодарю»? (ответы детей)
Пояснение воспитателя
Воспитатель: Послушайте рассказ о происхождении этих слов.
Спасибо — это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение».
Воспитатель: Какие вы еще знаете волшебные слова? (ответы детей).
Работа над стихотворением
Послушайте еще одно стихотворение:
Мне волшебные слова
утром бабушка дала.
Их прохожим я дарю
и с улыбкой говорю:
Волк зубастый, добрый день!
От жары уйди ты в тень!
-Птенчик миленький, привет!
Я несу тебе обед!
Всем СПАСИБО за вниманье!
Будь любезен! До свиданья!
Извините! Будь здоров!
Как же много добрых слов!
Воспитатель: Какие волшебные слова встречаются в стихотворении? (ответы детей).
Игра «Собери слова».
Заранее в помещении, где будет проходить занятие, спрятать множество карточек с буквами, из которых состоит слово «спасибо».По команде ведущего ребята начинают поиски букв. Нужно собирать только разные буквы, чтобы в итоге оказалось 7 карточек, из которых можно сложить слово «СПАСИБО».Победит тот, кто соберет слово первым. Дети могут еще не уметь читать. Заранее написать это слово, чтобы ребята могли собрать его по аналогии и имеющимся образцом.
«Продолжи фразу»
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру: я буду начинать предложение, а вы-заканчивать.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого. (спасибо)
- За добро я всегда вам говорю …(благодарю)
- Зазеленеет даже пень, когда слышит. (добрый день)
- Когда нас бранят за шалости, говорим. (простите пожалуйста)
- И во Франции и в Дании на прощание говорят ….(До свидания)
- Заключительная часть
В слове «спасибо» огромная сила
И оживает вода от него,
Раненой птице дает оно крылья,
И из земли прорастает росток.
Будь в этот день благодарен ты миру,
В праздник «спасибо» ты душу открой,
Лед растопи, убери в сердце зиму,
Сникнет любой в это время раздор!
Мы пожелаем тебе быть любимым,
Крепкой семьи и успехов в труде.
Ты говори всем почаще «спасибо»
И будут рады тебе на Земле!
Воспитатель: Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» и «Благодарю» - это слова-светлячки, так согрейте же сегодня близких вам людей, сделайте их день светлее!
С | П | А |
С | И | Б |
О |
Конспект занятия на тему:
«Правила разговора по телефону»
Цель: формирование навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста и воспитание их нравственной личности.
Задачи:
Дидактические: знакомить детей с правилами телефонного разговора, используя принятые нормы вежливого речевого общения; закреплять знания детей о вежливых словах, расширять словарный запас, повторить номера экстренных служб.
Развивающие: развивать внимание, память, активность речи; способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог, умение выслушать; упражнять в умении отвечать на телефонный звонок.
Воспитательные: воспитывать в детях уважение к другим людям, желание быть вежливыми.
Ход занятия
- Вступительная часть
Воспитатель: Телефон – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи. Но для этого надо знать основные правила.
Мини-беседа
-Для чего нам нужен телефон?
-Кому вы звоните по телефону?
-Какие правила разговора по телефону вы знаете и соблюдаете?
Сегодня мы с вами узнаем много нового о правилах телефонного разговора, ведь есть правила, о которых вы не упомянули.
- Основная часть
Мозговой штурм
Для начала хотелось бы, чтоб вы вспомнили, а куда звонить при возникновении экстренных ситуаций? Если вдруг случилась беда? (показывает картинку с изображением пожара)
-Ответы детей
-Как вызвать по телефону «пожарных»?
-Ответы детей
-Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем, как спорить с ним
Наберите … (101)
(картинка с изображением грабителя)
-Как вызвать по телефону «милицию»?
-Ответы детей
-Если видишь преступленье
Иль к нему приготовленье,
Граждан защити права,
Набери скорей … (102)
(картинка, изображающая, что человеку стало плохо)
-Как вызвать по телефону «скорую помощь»?
-Ответы
-Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать,
Срочно номер набери
Скорой помощи… (103)
-Как вызвать по телефону «газовую службу»?
-Ответы
-Если сильно пахнет газом,
Форточки откройте сразу,
Не включайте свет в квартире
И звоните … (104)
Молодцы, ребята!
Игра «Испорченный телефон»
Вы сегодня уже говорили о тех правилах телефонного разговора, которые вы знаете. Есть ещё одно очень важное правило при телефонном разговоре, и сейчас вы сами о нём догадаетесь.
Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу и шёпотом передать друг другу одно и то же слово, затем сравнить первое и последнее слова.
-Вы догадались, какое важное правило подсказала нам игра «Испорченный телефон»: говорить по телефону надо чётко и ясно, чтобы вас правильно поняли. А теперь поупражняемся в правилах телефонного разговора.
Работа с текстами
Бабушка звонит папе на работу:
- Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Ильича Муратова. Его спрашивает мать.
- Подождите, пожалуйста. Сейчас я его приглашу.
Беседа (опорные материалы)
- Бабушка хорошо умеет разговаривать по телефону. Какие вежливые слова она употребляет? (Будьте любезны, пожалуйста. Слова будьте любезны обычны для речи взрослого человека. Ребенку лучше сказать пожалуйста, будьте добры.)
- Вежливо ли ответили бабушке? Как именно?
Текст для чтения
Нюша звонит маме на работу:
- Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, маму.
- Какую маму?
- Нюшину и Федину…
Беседа (опорные материалы)
- Как вы думаете, поговорила ли Нюша по телефону со своей мамой? Научите Нюшу, как нужно было разговаривать. (На работе маму не называют мамой – следует назвать ее фамилию, имя и отчество. Хотя вообще Нюша была вежливой, сказала здравствуйте; пожалуйста.)
Упражнение
- Попробуйте позвонить маме на работу и попросить ее к телефону.
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Тексты для чтения
А. Федя звонит Юре. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Б. Нюша звонит Машиной маме:
- Алло! Здравствуйте. Это говорит Нюша Муратова. Мы с Машей играем в больницу. Разрешите ей, пожалуйста, еще немного побыть у нас.
- Хорошо, Нюша, играйте. Передай Маше, чтобы через час она была дома. Спасибо, что позвонила.
- Пожалуйста. До свидания.
Беседа (опорные материалы)
- Сравните эти два разговора. Кто из детей лучше умеет говорит по телефону? Нюша здоровается и называет себя. Она вежливо выражает свою просьбу. А Федя? Понравился ли Юриному папе такой разговор? Исправьте Федины ошибки.
Игровые ситуации
(имена педагог заменяет на имена детей группы)
Раздается телефонный звонок. Ты, Витя, берешь трубку.
- Алло, это школа?..
Что ты ответишь?
А что бы вы ответили?
Ты, Костя, звонишь Юре. К телефону подходит Юрина мама. Попроси, чтобы она пригласила Юру.
Ты, Ира, звонишь Маше. К телефону подходит Маша. Пригласи ее на день рождения.
Ты, Борис, хочешь самостоятельно записаться в кружок “Умелые руки“. Представь себе, что нужно поговорить с руководителем кружка. Позвони в Дом культуры. Сообщи по телефону, как твоя фамилия, сколько тебе лет, какой детский сад или какую школу ты посещаешь, в какое время ты можешь заниматься в кружке. А кто будет работником Дома культуры? Ты, Игорь? Вот и прекрасно. Беседуйте.
- Заключительная часть
Воспитатель: Итак, давайте с вами вспомним все изученные нами правила
Ребята еще раз проговаривают все, что узнали сегодня. А дома предлагаю рассказать о правилах телефонного разговора родителям, чтобы они убедились, что у них очень воспитанные детки
Занятие на тему:
«На прощание скажи: «До свидания»»
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать потребность в общении со сверстниками, применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.
Дидактические: продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении.
Развивающие: развивать речь дошкольников, упражнять детей в использовании вежливых слов.
Ход занятия
- Вводная часть
Воспитатель звонит в колокольчик и зовет ребят собраться в круг для занятия:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня я снова вас приглашаю в «Школу вежливости», чтобы поговорить о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это и волшебные вещи, и волшебные герои, и ... волшебные слова. Но эти волшебные слова бывают не только в сказках. Мы их слышим каждый день и иногда даже не обращаем внимания. Но обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны.
Мы с вами знаем уже много вежливых слов.
Давайте сегодня поговорим о том, что люди говорят чаще всего друг другу, прощаясь.
- Основная часть
Пояснение воспитателя
«До свидания!» - это фраза, которую чаще всего говорят при расставании. Ребята, откуда же взялось это «до свидания?». В этой фразе высказывается пожелание скорого свидания (встречи – другими словами), то есть мы еще увидимся. Говоря это, мы даем понять человеку, что хотим еще раз увидеться, что встреча с ним приятна нам. А вот когда мы уходим молча, это говорит о нашей невоспитанности. Уйти молча все равно, что сказать: «Я вас видеть больше не хочу». Поэтому нельзя забывать наши волшебные слова, чтобы никто не посчитал нас невежливыми.
Сегодня мы говорим о слове «До свидания», но есть еще слова, которые можно сказать на прощание: до встречи, пока, всего доброго, всего хорошего. Однако самое распространенное всё же – «До свидания!»
Игра «С кем можно так прощаться?».
Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов. Воспитатель задает детям вопрос: «С кем можно так прощаться?»
- Чао!
- Пока!
- До свидания!
- Будь здоров!
- До встречи!
- Всего доброго!
Разучивание четверостишья
Знает это детвора:
Уходить когда пора,
Каждый скажет на прощанье,
всем, конечно, «До свиданья».
Игра – физминутка “Хорошо – плохо” Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо? Если поступок хороший, то дети громко хлопают в ладоши, если плохой, осуждающе топают ногами.
-Витя обидел друга.
-Андрей защитил слабого товарища.
-Ира поссорилась с мамой.
-Нина поделилась любимой игрушкой с ребятами.
-Толя толкнул на прогулке Лену.
-Вова помог бабушке нести тяжелую сумку.
-Сергей помог воспитателю подготовиться к занятию.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение»
1. Придя в детский сад надо со всеми ... (поздороваться).
2. Чтобы попросить у товарища игрушку говорят ... (Дай мне, пожалуйста)
3. Когда двое разговаривают нельзя ... (их перебивать).
4. Когда оскорбил товарища надо ... (попросить прощения).
5. Чтобы тебя уважали люди все надо быть ... (всегда приветливым).
6. Идя домой надо сказать всем ... (до свидания).
- Заключительная часть
И я хочу поблагодарить вас за активную работу на занятии, теперь я уверена что дети в нашей группе – вежливые и доброжелательные. Я хочу вручить вам эмблему вежливых детей.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить
Друг другу на прощанье
Мы скажем… До свидания!
Занятие на тему:
«Вежливые слова: извините, простите»
Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Задачи:
Дидактические: учить детей употреблять разные формы выражения извинения, расширять знания о культуре поведения, вводить вежливые слова в активный словарь детей.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать доброжелательность, понимание, взаимопомощь.
Ход занятия
1.Вводная часть
Ребята, с какими вежливыми словами вы уже познакомились? Есть еще одно слово, но какое вы поймете, прослушав стихотворение.
Встретил Витю я – соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла!
Но представьте!
Зря от Вити
Ждал я слова…(извините),
А слово – то какое
- Очень дорогое!
- Слово «извините» Когда мы пользуемся этим словом? /примерные ответы детей: «когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно»/
Анализ и комментарии воспитателя в зависимости от ответов.
2. Основная часть
Работа над текстом стихотворения
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение о поссорившихся подружках, а вы подумайте, как они могут помириться.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только книжку подержала,
Только с книжкой убежала
И сказала: "Не отдам!"
- Так как же подруги могут помириться?
Выслушать ответы детей. Совместные рассуждения и анализ воспитателя с детьми.
- А вот как автор закончил эту историю:
Дам ей книжку, извинюсь,
Извинюсь и помирюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!"
- Даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно извиниться, чтобы человеку после ваших слов стало легче. Но всегда ли вы случайно обижаете друг друга? (ответы детей) Вот послушайте, пожалуйста:
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", -
Я шепчу виновато.
-Ступай, -
Улыбнулась. –
Прощаю пока. –
И ухо мое отпустила рука.
"Простите"…Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
- Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинения считать искренними? Может быть, он извинился только потому, что ему стало обидно? (ответы детей, их обобщения)
Игра «Противоположности» (игра с мячом)
Итак , это задание не простое. Вы же все вежливые ребята, знаете, что значит такое плохо, а что такое хорошо. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?
Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.
Игра «Доскажи словечко»
Я уверена, что вы знаете еще много вежливых слов. Давайте поиграем, я говорю фразу, а вы в рифму проговариваете концовку.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
Разучивание стихотворения
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
3. Заключительная часть
Замечательно, молодцы! Вы все так хорошо знаете волшебные слова, умеете попросить прощения за свои оплошности, но я все же надеюсь, что вам не придете этого делать, поскольку плохих поступков вы не будете совершать. Ну а если уж так получится, что вы провинитесь, то скорей сказать спешите:
Прошу вас, пожалуйста, нас извините!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие на тему "Вежливые слова"
В своем воспитательном процессе мы часто забываем о том, что мы должны воспитывать культурно-эстетичных членов нашего общества. Данный материал предназначен для старшей группы дошкольников, где дети в...
Конспект занятия по теме "Вежливость" для средней группы
Данный конспект поможет правильно подготовить и организовать работу с детьми по теме "Вежливость". Закрепить знания и уметь их применять в дальнейшем....
Интегрированное занятие на тему: « Вежливые слова – наши верные друзья».
Интегрированное занятие на тему: « Вежливые слова – наши верные друзья»(старшая группа)...
Конспект занятия на тему: «Вежливость откроет все двери»
Конспект занятия на тему: «Вежливость откроет все двери», в средней группе.Цели:1. Формировать у детей представление о вежливом обращении к взрослым и детям.2....
Проект "Развитие собственно коммуникативных способностей через формирование умений детей использовать слова речевого этикета"
Актуальность проекта•государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" уделяется большое внимание содержанию образовательной област...
Конспект занятия на тему: «Вежливости надо с детства учиться, вежливость - это волшебства частица»
В методической разработке комплексного занятия для детей старшей группы на тему: «Вежливости надо с детства учиться, вежливость - это волшебства частица» представлены цель, задачи и ход за...
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»
Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.Задачи: Обучающие:Обогащать знания детей о вежливых словах,...