Конспект занятия на тему: «Вежливости надо с детства учиться, вежливость - это волшебства частица»
план-конспект занятия (старшая группа)

В методической разработке комплексного занятия для детей старшей группы на тему: «Вежливости надо с детства учиться, вежливость - это волшебства частица» представлены цель, задачи и ход занятия. Занятие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Вежливости надо с детства учиться,

вежливость - это волшебства частица»

           

Тема занятия: «Вежливости надо с детства учиться, вежливость - это волшебства частица».

Цель: Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.

Задачи: 

- расширить знания детей о вежливых словах и поступках, об их применении в жизненных ситуациях;

- развивать умение детей участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения, обогащать словарный запас посредством театрализованной деятельности;

- формировать умение эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;

- развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату;

- развивать у детей способность анализировать свои действия.

Оборудование: 

Цветочный горшок с голой веткой; листочки из цветной бумаги 10-15-шт; звукозапись стихотворения «Добрые слова»; разрезные картинки к игре «Образуй правило»; шерстяные цветные нитки; картонные полоски (3-4 см) и тонкая проволока (10 см) по количеству детей; звукозапись Д. Кабалевский «Три подружки: «Резвушка», «Плакса», «Злюка»; картинки с  изображением сердитой, веселой, плачущей девочек; схематические картинки к сказке «Сердитый дог Буль»;  маски:  собачки, утенка, коровы, цыпленка, козленка; 10-15 цветных ленточек  (10 см); звукозапись песни «Улыбка»; музыкальный центр.

Ход занятия: 

Воспитатель вносит в группу цветочный горшок с голой веткой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое растение я принесла.

Дети рассматривают его, высказывают свое мнение по поводу растения, которое они видят.

Воспитатель: Вчера я зашла в цветочный магазин, чтобы выбрать в нашу группу какое-нибудь красивое растение. И очень удивилась, обратив внимание вот на эту веточку, которая стояла среди красивых цветов. Спросила у продавца про нее, и она мне рассказала интересную историю. Хотите ее услышать?

Ответы детей.

Воспитатель: Однажды в цветочный магазин зашла девочка и принесла горшочек с засохшей веточкой. Девочка рассказала, что оказывается, это веточка когда-то была волшебным цветком, который рос  в саду. Рос он быстро и с каждым днем становился все красивее. И это потому, что на его лепестки прилетали только добрые и полезные насекомые: пчелки, бабочки. Но однажды на волшебный цветок налетела огромная туча злых и вредных насекомых, которая и погубила цветок. И с тех пор  цветки завяли, лепестки облетели, веточки стали сухими. Так волшебный цветок превратился в сухую веточку.

Девочка попросила оставить веточку в магазине, с надеждой, что кто-нибудь поможет ей снова стать волшебным цветком.

Узнав об этом, я решила принести ее вам.

Ребята, как вы думаете, чтобы волшебный цветок стал как прежде, что нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Так значит, чтобы цветок снова расцвел, его должны окружать добрые и вежливые люди?

Ответы детей.

Воспитатель: Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. Ребята, а кто из вас может объяснить, что значит: «быть вежливым»?

Ответы детей.

Воспитатель в процессе обсуждения подводит детей к ответу:

«Быть вежливым – это значит: говорить вежливые слова».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами вежливые слова.

Игра «Назови вежливое слово»

Правила игры: У воспитателя цветные листочки, на которых написаны вежливые слова. Если ребенок называет какое-нибудь из этих слов, ему вручается листочек с этим словом, и он вешает его на веточку.

Воспитатель: На свете есть много чудеснейших слов,
         Таких, что нас радуют, греют и лечат.

Я думаю – каждый назвать их готов:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)

Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) 

Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) 

Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Простите, пожалуйста.) 

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)   

И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) 

Дети продолжают называть вежливые слова, воспитатель раздает листочки. Если дети затрудняются называть «волшебные» слова и выражения, то воспитатель дарит ребенку листочек, называет написанное на нем слово или выражение и просит его запомнить.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как преобразился наш цветок! Ой, кажется, он оживает!

Звучит песенка от лица цветка:

«Спа-си-бо!

Если братцы, разобраться,

То «спасибо» – это звук.

Но забыл сказать «спасибо»

Тоже мне беда.

Но без этого «спасибо»

Все меняется вокруг,

Все становится другим да, да, да!»  

Воспитатель: Вот так, чудо! Цветок на самом деле «волшебный»!

Ребята, а вы знаете, что слово  «вежливый» произошло от старого русского слова «веже», что означало – знаток. А как вы думаете, чтобы быть вежливым человеком, нужно только знать «волшебные» слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Предлагаю поиграть еще в одну игру: «Образуй правило».

Игра «Образуй правило»

Правила игры: Пять картинок с изображением правил поведения детей в детском саду разрезаны на  части (по количеству детей). Каждая картинка имеет свой цвет с обратной стороны. Дети берут по одной части картинки и объединяются в группы по цветам. По группам собирают картинку, обсуждают какое правило изображено на ней, затем декламируют это правило перед всеми детьми.

Зеленая группа (Правило № 1): Придя в детский сад, не забудь поздороваться с детьми и взрослыми!

Желтая группа (Правило № 2): Если хочешь играть, попроси разрешение у друга!

Красная группа (Правило № 3): НЕ отбирай! НЕ ломай! НЕ дерись!

Синяя группа (Правило № 4): Если обидели, не кричи, а напомни другу, что надо попросить прощения!

Оранжевая группа  (Правило № 5): Пришли родители, попроси разрешения пойти домой и попрощайся со всеми! 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам наше растение украсить не только листочками с «волшебными» словами, но и цветами, которые будут обозначать наши правила вежливости. У каждого правила есть свой цвет, что будет соответствовать цвету вашего цветка. Но для начала, я хочу вам предложить  еще одно мое любимое правило: «Не ссорьтесь с друзьями, не спорьте по пустякам, играйте дружно». Для этого правила я выбираю белый цвет  и покажу, как  сделать цветок.

Изготовление цветов.

Воспитатель: Берем картонную полоску, на нее прикладываем проволоку, это будет стебель цветка. Нитки часто наматываем на полоску картона. Затем проволоку загибаем и закручиваем до конца. Нитки снимаем с полоски, получается бутон. Несколько бутонов объединяем по цвету, получается пышный цветок.

Дети в группах изготавливают цветок, еще раз называют правило вежливости, которое  хранит этот цветок, и украшают им растение.

Воспитатель: Ребята, растение становится все красивее! А это значит, что ему нравиться находится среди нас! А вы  не забыли, из-за чего опали его листочки и цветы?

Ответы детей.

Воспитатель: Это значит, что мы своим поведением не должны расстраивать наше «волшебное» растение. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: А что для этого мы должны делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, тогда не только у нашего растения будет хорошее настроение и красивый вид, но и у нас с вами! А сейчас, я хочу познакомить вас с тремя подружками (показывает картинки с изображением трех девочек: веселой, плачущей и сердитой). Посмотрите на них внимательно. Вы можете определить, какое настроение у каждой девочки?  

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Узнай настроение по мелодии?».

Игра «Узнай настроение по мелодии»

Правила игры: Картинки с тремя девочками: веселой, плачущей и сердитой размещаются по группе. По очереди с остановкой звучат пьесы: «Резвушка», «Плакса», «Злюка» Д. Кабалевского. После прослушивания каждой пьесы дети определяют, какую девочку изображает мелодия, и быстро подходят к нужной картинке.  (Игру можно повторить несколько раз, меняя расположение картинок).

Воспитатель: Ребята, а с какой из этих девочек вам бы хотелось дружить? Изобразите ее.

Дети изображают девочку в движении и мимике.

Воспитатель: А какую девочку вы бы пожалели? Изобразите ее.

Дети изображают девочку в движении и мимике.

Воспитатель: А с какой девочкой вы бы не хотели дружить? Изобразите эту девочку.

Дети изображают девочку в движении и мимике. 

Воспитатель: Да, к сожалению, бывают такие дети – злые, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют. С такими детьми не хочется дружить. И не только люди, даже звери это понимают. И сейчас вы в этом убедитесь, прослушав сказку «Сердитый дог Буль»

Сказка  «Сердитый дог Буль»

Воспитатель рассказывает сказку: «Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит - сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика:

- Иди сюда!

- А не укусишь? - спросил утенок.

- Очень мне надо тебя кусать!

Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашивает:

- У тебя много друзей?

- Много! Вот считай: цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе...

- Хватит, - перебил дог Буль. - Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?

- Вот еще? - замахал крылышками утенок, - Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекратишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у Буля появятся друзья?

Ответы детей, обсуждение поступков героев сказки.

Повторное чтение сказки: воспитатель читает начала предложения, а дети заканчивают.

            Воспитатель: Ребята, а давайте нашему «волшебному» цветку покажем, какие мы вежливые и дружные и разыграем для него эту сказку.

Согласны?

Ответы детей.

Распределение ролей:  Один ребенок от каждой группы выбирает маску обратной стороной, так, чтобы не было видно, какой герой  сказки на ней изображен (пес, утенок, цыпленок, корова, козленок) 

Дети в группах договариваются, кто будет играть, выбранную роль. За автора первый раз читает  воспитатель. После первой инсценировки, группы меняются масками, выбирают новых актеров, инсценировка повторяется.

Инсценировка сказки  «Сердитый Дог Буль»

Автор: Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит – сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика.

Дог Буль: Иди сюда!

Утенок: А не укусишь?

Дог Буль: Очень мне надо тебя кусать!

Автор:  Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашивает.

Дог Буль: У тебя много др-р-рузей?

Утенок: Много! Вот считай: цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе...

Дог Буль: Хватит. Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?

Утенок: Вот еще! Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты пре-кря-кря-тишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело! 

Воспитатель: Ребята, а еще мне хотелось бы научить вас новой игре, которая называется «Живые слова». Для этого я посчитаю до 10, а вы разделитесь парами (тройками).

Игра «Живые слова»

Правило игры: Каждой паре (тройке) дается ленточка, на которой написано по одному слову («если», «будем», «вежливы», «каждый», «день», «и час», «станем», «мы», «счастливее», «в миллионы», «раз»).  Воспитатель объясняет детям, что они «превратились» в слово, которое обозначает их ленточка.

Под звуки бубна дети в парах (тройках), держась за ленточку, свободно передвигаются по группе. Воспитатель по очереди произносит слова: «если», «будем», «вежливы», «каждый», «день», «и час», «станем», «мы», «счастливее», «в миллионы», «раз». Каждая пара (тройка), услышав свое слово,  выстраивается в шеренгу друг за другом.  Затем дети по очереди произносят свое слово. Таким образом, получается предложение.

Дети: «Если будем вежливы каждый день и час –
станем мы счастливее в миллионы раз!»

Воспитатель: Ребята, предлагаю, чтобы эти  слова стали нашим девизом! А для того, чтобы мы всегда помнили их, давайте украсим наш цветок ленточками.

Дети завязывают бантики на веточки.

Воспитатель: Вот каким красивым стал наш цветок! Теперь он будет жить в нашей группе, и напоминать нам о правилах вежливости и дружбе. Но только как мы его назовем? Давайте, дадим ему имя, а то невежливо обращаться  без имени.

Дети придумывают имя цветку, выбирают место в группе, где он будет «жить». 

В конце звучит песня «Улыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в старшей группе «Учимся вежливости»

Методическая разработка конспекта НОД в старшей группе "Учимся вежливости"...

Конспект занятия на тему: «Учимся быть вежливыми». Старшая группа.

Сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила   этикета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Учимся вежливости»

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.Задачи:Образовательные: познакомить ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель:  Продолжать учить детей быть вежливыми. Выучить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его....

Конспект занятия по теме «Учимся быть вежливыми»

Цель: формирование общей культуры личности: навыков общения, правил этикета, вежливости, уважения к окружающим....