«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста».
материал
Тема: «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в процессе музицирования
с детьми старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_otpravka_v_paleh_dokument.doc | 45.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в процессе музицирования
с детьми старшего дошкольного возраста».
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 2-3 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха.
Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри).
Потом люди начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже дерево и металл.
В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов-народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
В произведениях мировых классиков Моцарта, Шопена, Глинки красоту и совершенство восхищающее взрослого, часто оставляет малыша совершенно равнодушным. Воспринимать классику у него еще нет духовных сил. Дорога к классике - это долгое восхождение. На высокую гору нельзя запрыгнуть. На нее можно только взойти.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Стремился создать четкую систему музыкального воспитания детей, включающую слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Подчеркивал важность проведения развлечений и праздников в детских садах. Разработал методику слушания музыки, в которой большое внимание уделяется тщательному отбору инструментальных и вокальных произведений. Он является первым автором программ музыкальных дисциплин по подготовке педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Провёл большую работу по созданию и по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд металлофона и ксилофона. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.
Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Нам Оркестр нужен свой. Стали думать и гадать:
Из чего его создать? И, немного оглядевшись,
Стали дружно собирать банки из-под майонеза,
Ключи, пробки из железа, от орехов скорлупу и другую чепуху!
Принес папа инструмент: дрель, сверло и клей «Момент»,
Мама - крупы и мешочки, нитки, пуговки, шнурочки,
Ножницы, бумагу, скотч…
Ну, и я помочь не прочь – кое-что еще взяла,
И пошли кипеть дела! Вышло что, друзья, у нас,
Расскажу я вам сейчас!!!
В своей музыкальной практике с детьми, мы используем различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками! Разделенные на две группы: звучащие и незвучащие.
1.Бубенцы «Веселые ребята» «Яблонька». Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся даже малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха, улучшают мелкую моторику рук, координацию движений, развивают музыкальную память, творческое и логическое мышление. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки и т.п.
2.Звенящие браслетики. Звенящий браслетик на липучке или же на резинке можно надевать на ручку малыша. Кстати, очень удобно во время прогулки — вы всегда услышите, где ваш кроха, когда рядом много детишек.
3.Кастаньеты. Кастаньеты отлично тренируют координацию движений и моторику, особенно, если задействованы обе руки. Вам понадобятся спичечные коробки и грецкие орехи. Чем крупнее скорлупки, тем ниже звук. Различие в высоте звучания будет хорошо заметно, если орехи будут в 1, 5-2 раза отличаться по размерам. Для правой и левой руки можно сделать разное звучание. Так же кастаньеты можно сделать из картона и металлических крышек.
4.«Ритмо-палочки». Способствует развитию чувства ритма. Упражнения с ритмо-палочками очень хорошо воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Звучание этих ритмо-палочек, напрямую зависит от дерева, от размера и т.д.
5. «Молоточки». Этот музыкальный инструмент вызывает особый восторг у детей дошкольного возраста, сначала они смотрят на него с умилением и не пониманием, «На них разве можно играть?», первый вопрос который увидев их задают мне дети! Не только можно, но и нужно… Упражнения с использованием «детских ложечек», так же способствуют развитию чувства ритма у детей.
6.«Волшебные ключики». Давно забытые ключи. Чем не шумелка для меломана? Прикрепите их на палочку или карандаш и вручите малышу.
7.«Металлофон».Надоело наступать босыми ногами на разбросанные по дому карандаши и фломастеры? Сделайте из них музыкальный инструмент. Ттттрррррень сверху вниз и снизу вверх…
8.«Барабаны».Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы!
9.«Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь попробуйте насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться.
10.«Сыпучки». Баночки разной емкости и величины так же можно наполнить различными крупами (горох, фасоль, гречка и тд), звучание всегда будет отличаться.
Так же мы используем в процессе музыкального развития и незвучащие музыкальные инструменты.
11.«Незвучащие мешочки». Темные тканевые мешочки с не звучащим наполнением.
12.Картинки с нотным станом с имитацией фортепиано. Развивает воображение и мелкую моторику, обычно детям очень нравится представлять как будто они великие исполнители этюдов, полек и т.д.
13.«Балалайка», «Гусли», «Гитара». Порадовать юного музыканта можно вот такими инструментами. Струны будут «звонче», если сделать их из толстой лески.
Может быть, вас заинтересовали какие - то музыкальные инструменты? Я предлагаю вам рассмотреть их поближе, самим ощутить всю прелесть их и доброту.
Я приготовила для вас музыкальный сюрприз, давайте вместе с вами окунемся на время в детство и с играем на этих инструментах?!
Музыкальный оркестр с педагогами.
Даже не имея специального музыкального образования, не владея методикой обучения игры на профессиональных музыкальных инструментах, можно привить детям интерес к красивым мелодичным звукам, если в музыкальный уголок группы добавить инструменты, сделанные своими руками, руками воспитанников и их родителей.
Спасибо за внимание! Желаю вам удачи в творческих начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....
Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста....
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...
Годовой отчет по самообразования "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Годовой отчет...
Использование нетрадиционных форм оздоровления в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Я представляю опыт работы по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста с помощью дыхательной гимнастики и развитием мелкой моторики рук через комплекс игровых упражнений под названием «Ве...
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сатья удет полезна педагогам, воспитателям, психологам, родителям....
Конспект музыкального занятия с применением нетрадиционных дидактических материалов (крышки, бусы) с детьми старшего дошкольного возраста
Игры с нетрадиционным материалом очень любимы детьми всех возрастов. Такие игры помогают развивать у детей творческие, музыкальные способности , воображение , память. Воспитывают доброжелательные отно...