Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
занимательные факты по информатике на тему

Шпакова Наталья Игоревна

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Аббревиатура «ИКТ» расшифровывается как «информационно-коммуникативные технологии»

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:

информационные источники:

оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники;

статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);

динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).

информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного образования имеет почти двадцатилетнюю историю. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. От того, как наши дети будут подготовлены к новым информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личностная удовлетворенность своим местом в обществе, их творческая активность в профессиональной деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

В настоящее время вводится в строй значительное количество современных дошкольных образовательных учреждений, в оснащение которых входит средства ИКТ. Это дает возможность на базе этих учреждений организации работы по формированию содержания и технологий дошкольного образования с учетом применения ИКТ.

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, встречи с ребятами  должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Образовательная деятельность по информатике, как теория компьютерной практики, ребенку-дошкольнику не нужны. Компьютер и так повсеместно входит в жизнь ребенка.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.

За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего переставить, убрать, передвинуть. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. И прежде чем манипулировать образами на экране, ребенок обязательно проделывает требуемую операцию мысленно. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждения должны (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность. Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.

Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.

В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и развития детей.

Например, педагог с помощью компьютерных программ «Corell draw», «Paint», «Twisted Brush» может раскрыть перед детьми возможности работы с готовыми модулями в процессе освоения цветовой палитры, формы, перспективы, художественных образов.

Таким образом, компьютер, являясь эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей. Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей   образовательного,  коррекционного и воспитательного  процессов.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

 Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить дошкольников большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном  возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Как использование иформационно - коммуникационных технологий может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

  • подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  • подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  •   использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

По сравнению с традиционными формами обучения   компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный   дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых   обучающих задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером  ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у старших дошкольников необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Состав и структуру нарушенных функций детей.
  2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
  3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
  4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
  5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

 Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей.   Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у  школьников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

 – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

 – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

 – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

 – компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток   на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со старшими дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у школьников  живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Так, использование мультимедийных презентаций   по математике, ознакомлении с окружающим миром, обучению грамоте обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы  зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки.  На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и  для выполнения упражнений дома.

Хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества учащихся, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.

Таким образом, информатизация образования открывает   воспитателям    новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и  старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «День Победы»

Данный материал является методической разработкой, которая включает как теоретическое обоснование, так и практический материал....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Использование Робототехники "bee-bot" в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов «Использование робототехники «bee-bot» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»...

Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...