Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Кочешкова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов.

Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazki_v_obr._deyat-ti.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:


Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением.

Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребенка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу. Например, при знакомстве с Лешим, который может быть одет в кафтан, кушак, лапоточки, воспитатель знакомит детей с этими традиционными предметами народной одежды.

На НОД можно использовать отдельные инструменты ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в работе с детьми. Применение элементов ТРИЗ раскрепощает детей, способствует преодолению у них стереотипов, стандартности мышления; развивает их творческое мышление и воображение, образное видение, изобретательность, а также способствует формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность.

На НОД по ознакомлению с окружающим и по изобразительной деятельности применяются следующие элементы ТРИЗ:

  1. Проблемные ситуации;
  2. Вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности, самостоятельности, ассоциативности мышления;
  3. Обследование разнообразных предметов и материалов;
  4. Игры – экспериментирования.

На НОД по ознакомлению с окружающим дети совершают путешествия, экскурсии в места, где происходят действия сказки, еще раз эмоционально погружаясь в сказочную атмосферу, еще ближе знакомясь со сказочными героями.

Персонажи сказок приходят к детям на НОД, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают игровые и творческие задания. Найденные ответы, способ решения проблемной ситуации предлагается детям реализовать в продуктивной деятельности: в виде рисунков; с помощью аппликаций с использованием разнообразного, в том числе и нестандартного, изобразительного материала.

Развитие изобразительного творчества.

Организация НОД по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету сказок предшествует длительная, планомерная предварительная работа. Ее необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером. Первый этап детского творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла (по Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». – М., 1980) – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребенка. Второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, с организацией предметно – вещной среды, которая максимально способствует полноценному развитию каждого ребенка. Можно предложить детям изобразительные материалы, стимулирующие развитие их зрительных, тактильных, обонятельных, кинестетических ощущений (соленое тесто, пряжа, ткань, бумага разной фактуры и т.д.). Предметно – вещная среда рассматривается как средство реализации возможности не только «образовываться» или развиваться в ней, но и корректировать различные особенности эмоционально – волевой сферы. Необходимо создавать условия, которые помогли бы ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно – творческой деятельности. с этой целью можно использовать музыкальное сопровождение.

Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции. Ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной. Особую роль в этом процессе играет такое явление, как социальная адресованность детского творчества. Рекомендуется в группах устраивать «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформлять рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок» и т.д.

Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни.

Рассматривая творчество как средство социализации, можно комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания.

Разрабатывая творческие задания, самым тщательным образом необходимо продумывать условия организации художественно – творческой деятельности детей, характер взаимодействия друг с другом, с педагогом, размещение оборудования, способы обращения с изобразительным материалом, мотивации для выбора материала.

Мир социальных отношений.

Окружая ребенка заботой, мы создаем маленький, огражденный от всех забот мир. Но рано или поздно настанет момент, когда ребенок шагнет в большой мир. Что значит шагнуть в «большой мир»?  Это прежде всего расширить круг взаимодействия, это значит, что придется общаться не только со своими родными, близкими, но и вступать в контакт с незнакомыми людьми, налаживать доброжелательные, дружеские или деловые отношения.

В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Используется сказочная форма для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.

 Ставятся следующие задачи:

  1. Формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять;
  2. Реализовать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать свое мнение.

Пути реализации этих задач: создание условий для реализации для реализации различных способов поведения в той или  иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра.

Можно выделить 2 уровня сложности: 1) ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. 2) ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Здоровьесберегающее физическое развитие.

На этих НОД используются игровые приемы (путешествие в сказку, визит сказочных героев), сказочные мотивации (делай как герой сказки, делай вместе с ним, помоги герою и др.). Эти НОД обобщают систему работы по определенным задачам и являются итоговыми. Своего рода диагностика двигательных умений и навыков детей.

Литература.

Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Науч. Рук. Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001   с. 21- 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование ЦОР и ИКТ в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста....

"Воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жиз...

Мастер-класс для педагогов "Использование Робототехники "bee-bot" в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов «Использование робототехники «bee-bot» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»...

Воспитательно-образовательный курс занятий с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Война – не место для детей!»

Отвечая на вопрос некоторых скептиков, надо ли нынешних детей приобщать к памяти о военной истории, хочется напомнить известные слова В.А. Сухомлинского о том, что высокие чувства преклонения перед па...