Игровые технологии для формирования у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе
статья (подготовительная группа)
Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее и интелпектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии для формирования у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. Об этом в своих трудах упоминают многие исследователи, психологи, педагоги. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение.
В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности.
Игра более всего подходит для того, чтобы заинтересовать детей, увлечь их, вызвать интерес к предстоящей работе, включиться в неё и быть активным участником, поэтому игры на занятиях являются, в первую очередь, формой усвоения знаний, в тоже время способствует общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и способностей.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, подводит ребенка к порогу учения: в ней выступают на первый план соблюдение правил и установка на получение определенного результата (достижение выигрыша). Среди многообразия игр, используемых для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, можно выделить спортивные, ролевые, сюжетные, игры-хороводы, развивающие и многие другие. Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее и интеллектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения.
Основной вид детской игры — совместная сюжетно-ролевая игра — основана на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Именно в сюжетно-ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Поэтому в сюжетно-ролевой игре дети постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения. Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого.
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. Театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений или (собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сценической площадке. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально—насыщенную речь, активизирует словарь.
Большую роль в формировании готовности дошкольника к школе играют дидактические игры. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т. д.). Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре. Указывает, как должны выполняться игровые действия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т. д.).
Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие). Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка, делает для него выполнение действий по правилам интересным, увлекательным. Усвоение знаний выступает в этом случае как побочный эффект. Дидактические игры и игровые приемы при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для подготовки шестилетнего ребенка к систематическому обучению состоит в том, чтобы облегчить переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, сделать его постепенным. Это означает, что на протяжении года удельный вес игровых и собственно учебных форм должен меняться. Если вначале преобладают первые, то затем ведущее место занимают вторые. По мере такого сдвига будет возрастать уровень произвольности поведения ребенка, его готовность учиться.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.
Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития. Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников.
Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими.
В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка. Знакомясь с математическими понятиями, дошкольник учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь. Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду.
Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра – школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе
Мотивационная готовность складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе;- сформированной позиции школьника;- адекватной самооценки....
«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.
Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....
Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания
Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве ...
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает...
Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет
Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе.
В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую....