Формирование мотивационной готовности к обучению в школе
статья по теме
Мотивационная готовность складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе;
- сформированной позиции школьника;
- адекватной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsionnoy_gotovnosti_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе».
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
- под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависит: 1. от взрослого; 2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная: - в рисовании ребенок оценивает себя правильно; - в грамоте переоценивает; - в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки: 1. Важна деятельность, в которую включен ребенок. 2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками. - Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки. - Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена. - Дети имеющие разный статус, положение в группе – по - разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя. - Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс | ||
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
Мотивационная готовность | Банков С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
Гуткина Н.И. Методика «Сказка» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. | ||
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» | ||
Лусканова Н.Г. Анкета | ||
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» |
Специальная | Психологическая готовность | Физическая | ||
Личностно-социально психологическая | Интеллектуальная | Эмоционально-волевая | ||
Умение читать Умение считать Умение писать | Принятие позиции школьника. Отношение:
| Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе. | Способность:
| Состояние здоровья. Физическое развитие. |
Умение общаться:
Войти в детское общество, действовать совместно с другими. | Желание узнавать новое. | Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. | Развитие анализаторных систем. | |
Любознательность | Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. | Развитие мелких групп мышц. | ||
Сенсорное развитие | Стремление преодолевать трудности. | Развитие основных движений (бег, прыжки…) | ||
Развитие образных представлений | Стремление к достижению результата своей деятельности. | |||
Развитие речи и мышления | ||||
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:
|
Личностная и социально - психологическая готовность
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить. | |||
На появление желания учиться влияет: | |||
Внутренняя позиция школьника (со временем становится содержательнее) | Детей привлекают 1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.). 2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях. 3.Желание приобрести новых друзей. 4.Желание учиться, узнавать новое. 5.Получать за свою учебы похвалу. | ||
Отношение | |||
К учителям | К другим детям | К себе самому | |
Внимательно слушать |
Характерно кооперативно-соревновательное общение |
Адекватная самооценка |
Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.
- Индивидуальные различия – значительные
- Постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
- Изменение социального положения ребенка в обществе.
Особенности развития | |||
Физического | Психического | ||
Личность |
Затруднения: - в сопоставлении нескольких признаков; - в выделении существенного; - в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач. Самосознание | ||
Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными. | В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. | Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена. Импульсивность. Ситуативность. | |
Самооценка достаточно правильная и устойчивая. Возможно ее завышение, реже - занижение. Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение. |
Психологическая готовность
к школьному обучению
Характеристики | Показатели |
Мотивационное развитие ребенка | 1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне. 3.Способность адекватно оценивать себя. |
Произвольность поведения | 1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия. 2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований. 3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. 4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу. |
Произвольность интеллектуальной сферы | 1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. 2.Уровень интеллектуальных процессов:
3.Обучаемость:
4.Сумма усвоенных знаний. 5.Речевое развитие:
|
Характеристика компонентов психологической готовности к школе
Компоненты психологической готовности | Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность | Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха. |
Личностная готовность | Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности. |
Социально-психологическая готовность | Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально-волевая готовность | Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. |
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс | ||
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
Мотивационная готовность | Банков С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
Гуткина Н.И. Методика «Сказка», | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. | ||
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» | ||
Лусканова Н.Г. Анкета | ||
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» | ||
Статус в группе | «Два дома» | Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998 |
Коммуникативные навыки | Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития | Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002 |
Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика «Разноцветные домики» | Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.; Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64 |
Памятка для родителей
Создание у ребёнка положительного
отношения к школе
и формирование направленности на обучение
- Экскурсии с ребёнком в школу.
- Встреча и знакомство с учителем.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Организация книжного уголка для ребенка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
- Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Никогда не запугивайте детей школой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.
Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.
Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников....
Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе
Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...
«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...
28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...
Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет
Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...