ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leshchinskaya_a.s_doklad_-_kopiya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения руководящих и педагогических работников образовательных организаций муниципального образования г. Саяногорск
«Воспитание и развитие личности: новые условия, новые ориентиры, новые решения»
Лещинская Алина Сергеевна,
Учитель-логопед
МБДОУ д/с №27 «Сказка»
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а еще большего внимания, требует возраст, когда ребенок уже собирается в школу. В этом возрасте дошкольник имеет много изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять, как родителям, так и логопеду свою исключительность.
По мнению многих учёных, мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающие человека к деятельности, придающие этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Цель:
− Повышение мотивационной и познавательной готовности воспитанников к обучению грамоте.
− Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения
Задачи:
− Формировать направленность на звуковую сторону речи: развивать умение вслушиваться в слово; выделять звуки; различать звуки, близкие по звучанию.
− Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове;
− Активизировать устную речь детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
− Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.
− Учить овладевать грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постигать смысл и многозначность слов.
− Воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Готовность детей к школьному обучению всегда была актуальной проблемой дошкольного и начального образования. Значимость готовности старших дошкольников к школе подчеркивается как в психолого-педагогической теории, так и в практике.
Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.
Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, то есть в основе деятельности дошкольника уже лежит не желание поиграть, а желание достичь определенного результата, узнать что-то новое. [3]
Мотивационная готовность к обучению развивается постепенно. Первый этап-это интерес к внешнему виду учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолго и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда должен быть интерес к приобретению новых знаний, то есть фактически когнитивной мотивации. Это зависит от того, как и что ребенок будет делать в школе. Внутренняя позиция ученика, то есть стремление к школе и готовность выполнять школьные обязанности и правила, является основным компонентом, основой психологической готовности для школы, основой того, что в новой среде ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, независимо от того, насколько хорошо ребенок может читать и писать, он не может хорошо учиться, поскольку школьная среда, правила поведения будут для него обузой, он попытается любой ценой выйти из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в ваши мечты, это может быть желание играть быстрее при перерывах или негативное отношение к друзьям или учителю. Во всяком случае, это условие не позволит ребенку учиться, независимо от того, насколько он не подготовлен к занятиям дома.
Психологическая готовность к школьному образованию является целостным образованием, предполагающая достаточно высокий уровень развития личностно-мотивационных, интеллектуальных сфер и сферы продуктивности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других, что определяет специфические варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
К приёмам деятельности учителя-логопеда, способствующие формированию мотивации учения в целом, относятся:
создание в логопедическом кабинете общей благоприятной атмосферы;
создание ситуаций успеха с учётом особенностей развития ребёнка;
помощь учителя-логопеда в виде советов, при которых ребёнок сам находит правильное решение проблемы.
Положительный эмоциональный фон необходимо создать в самом начале занятия, сопровождать его приятной музыкой, игровыми или сюрпризными моментами для того, чтобы на протяжении всего занятия нацеливать детей на восприятие учебного материала.
Таким образом, актуальность формирования и воспитания мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, предупреждении вторичных отклонений в развитии аномального ребенка, обеспечении готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом. Воспитательная работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов. Мотивация повысится, если: будут созданы благоприятные психолого-педагогические условия; будут созданы ситуации успеха; использоваться нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы; использоваться новые современные технологии.
Библиографический список
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» — 2015 г. Безруких М. М. «Трудности обучения в начальной школе». — 2009 г. Глозман Ж. И., Соболева. А.Е. «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе». — 2016 г.
- Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей». — 2003 г.
- Логопедия: учебник для вузов / под ред.Л.С. Волковой.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...
Значимость формирования готовности к грамматическим обобщениям у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как лингвистическая и психолингвистическая проблема
В статье рассматриваются один из актуальных вопросов логопедии – формирование готовности к грамматическим обобщениям у дошкольников с общим недоразвитием речи. По результатам изучения лингвистич...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста....
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....