Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе.
статья

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps._rpps.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ.

 РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе.

В соответствии с годовым планом работы МАДОУ на 2022-2023 учебный год,  был проведен тематический контроль по теме: «Развивающая предметно- пространственная среда в группах ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста».

Цель контроля:

Провести анализ условий организации развивающей предметно- пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:  

  • проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды

(РППС) в групповых  помещениях ДОУ и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС и требований СанПин;

  • выявление оптимальных условий создания развивающей предметно-

пространственной среды для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников;

  • стимулировать профессиональное педагогическое творчество и

инновационную деятельность педагогов.

Предмет контроля:

  • Групповые центры
  • Паспорт по РППС группы
  • Наглядно-информационные материалы для родителей

Анализ предметно-развивающей среды показал, что все пространство игровых помещений активно  используется  педагогами для всестороннего гармоничного развития детей.

В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.

Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям. Предметная среда спроектирована в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

Анализ РППС 1х младших групп  №1, №2  показал,  что оборудование групповых пространств    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно. Мебель соответствует росту и возрасту детей.  В группах  создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным,  индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, строительной материал.

Но также экспертной группой отмечено, что в группе №1 уголок уединения не достаточно удобный для детей (стоит скамейка); в книжном уголке находятся  книги не подходящие по возрасту для детей 1й младшей группы («Доктор Айболит» и др.); на двери в спальное помещение наклеены обои, содержащие английские буквы.  

В первой младшей группе №2 некоторые дидактические игры не соответствую возрастной группе, на плакатах и пособиях присутствуют буквенные и цифровые обозначения (уголок природы с названием месяцев, на развивающих игрушках цифры), чего в данной возрастной группе быть не должно. Было сделано замечание, что детские работы (в приемном помещении) не должны быть подписаны фамилией, только имя и первая буква фамилии (т.к это персональные данные).  

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп первого младшего  возраста  в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых,  но необходимо еще раз проанализировать состояние РППС, организовать старшим воспитателям методическую помощь воспитателям в организации РППС в данных группах.

       Экспертная группа, проводившая анализ РППС в группах второго младшего возраста,  отметила следующее: во всех группах развивающая среда имеет зонирование. Во всех группах созданы уголки уединения, которые также возможно использовать для игровой деятельности. Оснащение центров активности   периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями

 Но так же были сделаны следующие замечания: в группе №3 в патриотическом уголке по возрасту детей должна находиться информация- «Моя улица», «Мой двор», символов России быть не должно.  Не везде соблюдается принцип доступности, так как некоторые  игрушки и дидактический материал расположен высоко. В уголке книги есть литература не соответствующая программному содержанию. В уголке подвижных игр не по возрасту Олимпийская символика.

В группе №8 необходимо наклеить обозначения некоторых  уголков в доступном для детей месте.

ВЫВОД:      развивающая предметно-пространственная среда во вторых младших группах обеспечивает полноценную реализацию образовательного процесса и развитие детей 3-4 лет в различных видах детской деятельности.

Анализ РППС средних групп №5, №6   показал, что  в целом предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям. Игровые  центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых  умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Предметно – пространственная среда средних групп содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. По насыщенности  и разнообразию игрового материала, экспертами была отмечена группа №5. Все центры активности  и их содержание  доступны детям: игрушки, дидактический и развивающий материал, игры.

Однако были сделаны незначительные замечания: в группе №5  необходимо убрать из игрового пространства динозавров, не соответствующих программному содержанию. В группе №6  в уголке книги присутствует литература не по возрасту детей.

ВЫВОД:    при создании предметно-пространственной среды в средних группах нашего учреждения педагоги руководствуются требованиями ФГОС ДО. Все материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и  обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы.

        Анализ развивающей  предметно-пространственной  среды старших  групп  показал следующее: В группе № все пространства в группе разделены  на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. В группах все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. РППС группы №7 была отмечена экспертами как оптимально насыщенная и многофункциональная.

Воспитателям были сделаны следующие замечания: убрать из РППС дидактический материал по платным дополнительным услугам, по основной общеобразовательной программе обучения чтению нет, необходимо убрать Азбуку и чтение по слогам; в патриотическом уголке необходимо разделить Россию и Нижегородскую область.

ВЫВОД: в целом организация предметно-пространственной среды  позволяет воспитанникам старшей группы №7 выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Анализ РППС в подготовительных к школе группах показал следующее: В групповых помещения созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. В группах все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. По насыщенности и полифункциональности среды была отмечена группа №10.

       Замечания экспертов по РППС в подготовительных к школе группах: В группе №9 патриотический уголок не укомплектован и не соответствует требованиям ФГОС; необходимо убрать из среды всех героев из иностранных мультфильмов;  ширма для сюжетно-ролевых игры находится в недоступном для детей месте.

        В группе №10  патриотический уголок необходимо разделить на «Россию» и «Нижний Новгород».

ВЫВОД: в целом организация предметно-пространственной среды  позволяет создать полноценные условия для реализации основной общеобразовательной программы. Организация предметно-пространственной среды  позволяет воспитанникам подготовительных групп выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

По результатам анализа оснащенности логопедических кабинетов учителей- логопедов Малышевой Н.М. и Макаровой Е.В. можно сделать следующие выводы: В кабинете учителя- логопеда Макаровой Е.В. методическая литература не распределена по функциональному назначению, присутствует материал по платным дополнительным услугам в открытом доступе.  

                       Кабинет учителя-логопеда Малышевой Н.М. соответствует программному содержанию и стандарту ФГОС ДО.

Рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда дошкольных групп нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, во многих группах были выявлены замечания и недочеты. Всем группам необходимо привести в надлежащий вид патриотические уголки согласно требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей. Убрать из РППС все материалы по платным дополнительным услугам. Куклы для игр должны быть полностью одеты и обуты Конкретные рекомендации по совершенствованию РППС для каждой групп были даны выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в школе в процессе музыкального воспитания

     Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве ...

Игровые технологии для формирования у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе

Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее и интелпектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения....

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает...

«Развивающая образовательная среда как фактор формирования у дошкольников МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» предпосылок функциональной грамотности»

Создание эффективного пространства  для формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности....