РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
презентация
Для педагогов и родителей,адаптация детей в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная ситуация развития В конце первого года жизни социальная ситуация развития ребенка начинает меняться объективно ( необходимость практической помощи взрослого) субъективно (нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Социальная ситуация развития На втором году жизни содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого уже становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Вместе с предметом взрослый передает способ действия с ним.
Предметная деятельность Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, главным из которых является речь. Закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. Происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Появляются игровые замещения.
Предметная деятельность Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Как можно видеть, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом. Вместе с тем сама предметная деятельность существенно преобразуется и развивается на протяжении раннего детства.
Специфические действия с предметами. Младенческий возраст однообразные неспецифические манипуляции; игры-подражания с соответствующими игрушками; На втором году жизни для воспроизведения показанного действия с предметом детям уже не требуется непременно тот же самый предмет — появляется возможность переноса действия на другие предметы А) это перенос действия с одного предмета на другой; Б) это перенос действия в другую ситуацию.
П. Я. Гальпериным было введено два вида предметных действий : Ручной ( предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки). Орудийный (рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие). Именно при усвоении орудийных операций ребенок начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для получения какого-то другого результата.
I. а) неспецифическое употребление орудий б) совместные действия в) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения г) частично-совместные д) овладение специфическим способом употребления орудия е) показ II. Перенос действия: а) с одного предмета на другой б) из одной ситуации в другую г) словесное указание III. Возникновение игрового действия а) Обобщенные действия б) выделение взрослого как носителя образцов действия в) сравнение своего действия с действием взрослого г) возникновение игрового действия д) изменение социальной ситуации развития «Ребенок-предмет-взрослый » Схема развития предметного действия в раннем возрасте ( разработана Д. Б. Элькониным )
Таким образом, освоение операционально-технической стороной предметного действия происходит не через прямое прилаживание движений к образцу, содержащемуся в показе взрослого, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом. Построение образа действия с предметом осуществляется в результате разнообразных проб. Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.
Игрушки. Процессуальная игра. ПРЕДМЕТЫ- ОРУДИЯ Предметно-практическая деятельность всегда направлена на какой-то результат и регулируется этим результатом. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Действия с игрушками не предполагают результат и осуществляются без какой-либо определенной цели.
Процессуальная игра На протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов: Перенос действия с «настоящими» предметами на игрушки , появляются действия с игрушками, как с «настоящими предметами». Бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. (Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи)
Процессуальная игра Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называет процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем: 1) однообразие , «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними; 2) содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым; 3) материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка; 4) слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....
Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста на тему: «Наша Таня громко плачет»
Активизация использования в речи понятий, характеризующих противоположные параметры величин и свойства предметов и явлений;Развитие умения детей воспроизводить изображения с помощью различных тех...
Особенности создания предметно – пространственной среды на групповом прогулочном участке для развития основных видов деятельности у детей раннего возраста
Информация по созданию предметно - пространственной среде на участке группы раннего возраста...
Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»
При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...
План по самообразованию " Формирование предметных действий детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"
План по самообразованию ранний возраст...