Особенности создания предметно – пространственной среды на групповом прогулочном участке для развития основных видов деятельности у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Матвеева Анжелика Юрьевна

Информация по созданию предметно - пространственной среде на участке группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchastki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности по созданию предметно – пространственной среды

 на групповом прогулочном участке для развития основных видов деятельности у детей раннего возраста»

Воспитатели высшей

 категории Матвеева А.Ю..

Организация предметно – пространственной среды для детей раннего возраста на участке , так же как и в группе, имеет свои особенности, связанные со спецификой детей этого возраста, а также с требованиями ФГОС ДО.

 Во-первых, постарались чтобы вся территория прогулочного участка была яркой, привлекательной для ребенка раннего возраста. Все стационарные постройки участка выкрасили в яркие, насыщенные цвета, чтобы участок не только вызывал у детей интерес, желание идти на прогулку, но и развивал ежедневно цветовосприятие.

 Во-вторых, учитывая, что поведение ребенка ситуативно и подражательно,  постарались обеспечить основные центры большим разнообразием игрушек, в том числе и однотипными, чтобы избежать конфликтов по поводу их обладания.

В третьих, так как внешний стимул - основной толчок к активному действию малышей,  все материалы разместили на отрытых полках.

Все пространство участка условно разделили на центры развития и наполнили их предметами.

Так, Центр сюжетной игры, представлен «кукольной комнатой» - местом для игр наших девочек. На стенах веранды закрепили игровые маркеры пространства: «Кухня» и «Комната». Их помогли изготовить родители –нарисовали сюжеты на фанерных листах.

Для интерьера комнаты смастерили из пластиковых труб кукольные кроватки, из картонных коробок- люльки-переноски для кукол. Разместили угловую тумбочку с набором сенсорных игрушек, которые дети могут использовать как предметы-заместители в играх  в семью. Разместили разные виды колясок.

В интерьер кухни внесли плиту, полку для посуды, обеденный стол со стульями, наполнили кухню наборами кукольной посуды, наборами овощей и  фруктов, наборами продуктов.

Для  сюжетных игр мальчиков сделали отдельный центр. Изготовили стеллаж в виде  грузовой машины, на его полках хранятся машинки разных размеров и функциональных назначений (трактор, кран и т.д.).  Изготовили  игровые ширмы «Автомойка», «Автосервис», «Заправка». Сшили чехлы на стульчики в виде кабин машин, изготовили из больших коробок контуры кузовов машин. Разместили большое количество рулей и мобильных телефонов.

Новым оборудованием стал изготовленный в этом году игровой стол. Он сделан из детской кроватки. Столешница выполнена из пластика, на которой напечатана широкоформатной печатью изображение городской улицы. Под столешницей на полке разместили ящики с наборами машинок, наборами  конструктора,  силуэтами людей, животных, домов, деревьев для обыгрывания сюжетов.

Особенностью детей раннего возраста являются их потребностью в активных и разнообразных движениях. На прогулке эта потребность полностью удолетворяется.

Для развития двигательной активности внесли моторные игрушки-двигатели: коляски для кукол, тележки, машины на веревочках, каталки, толкалки .

 Для развития меткости на стене веранды разместили кольца разных размеров. В центре - баскетбольное кольцо –для больших мячей, по краям –маленькие-  для маленьких мячей. Щиты для  колец оформлены сюжетно -собачка- мама, и собачки-щенки. Мячи дети не бросают, а кладут в кольцо. Под кольцом установили корзину для сбора мячей, чтобы наблюдать, как мяч из кольца попадает в корзину.

Для перешагивания, подлезания изготовили из пластиковых труб воротики разной высоты, приобрели тканевый туннель.

Для прокатывания мячей изготовили сюжетные воротики.

Театрально – музыкальный уголок представлен ширмой с универсальными декорациями к русским народным сказкам и наборами резиновых игрушек-персонажей.

Поскольку раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия, размещаем различные музыкальные инструменты: металлофон, бубен, дудочка, погремушка, разные шумелки для экспериментирования ребенка со звуками.

 Песочница на участке очень важный элемент, поэтому к ней предъявляются особые требования. Она должна быть гигиенически безопасной, привлекательной для восприятия, закрываться крышками. Сама песочница большая, значит, всем места для игры хватит.

Организуя игры с водой и песком, знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, формируем представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка.

 На игровой площадке есть крытая веранда со  скамеечками и  столиками  и закрытая беседка-домик для разнообразной деятельности, в том числе и для уединения, отдыха.

Центр сенсорно – познавательного развития представлен сенсорной стеной и стеллажом с сенсорными игрушками. Сенсорная стена закреплена на стене веранды и состоит из нескольких бизибордов, изготовленных родителями

Работая с  разнообразными крючками, задвижками, шнурками, молниями, замочками, кнопками выключения, прищепками ребенок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.

 На протяжении всего раннего возраста поведение ребенка является ситуативным. Каждая вещь провоцирует ребенка на действие . Поэтому постарались разместить разнообразные сенсорные игрушки на стеллаже, подталкивающие детей к исследованию предметов.

В центре ИЗО деятельности, так же как и в группе ,разместили карандаши, мелки, бумагу для рисования, раскраски,

  В центр труда внесли 2 большие тачки,  лейки с длинным носиком,  метелки с удобным черенком , и легкие пластмассовые лопаты. 

 Уголок конструирования. Представлен игровым столом (из тех же детских кроватей) и наборами крупного пластмассового конструктора и деревянного строителя.

 Уголок природы Уголок природы представлен небольшими цветниками отгороженными невысоким заборчиком, посажаны цветы с разнообразной окраской, запахами, формами. Уголок природы украшен веселыми поделками, сделанными из бросового материала.

В этом году приобрели на средства за сбор макулатуры информационный стенд для родителей, здесь размещаем меню,  режим дня, расписание занятий, консультации и советы родителям.

 Здесь же разместили столик со средствами для утреннего фильтра.

Надеемся, что наш опыт и новинки поможет воспитателям других детских садов в создании среды на своих участках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды деятельности детей дошкольного возраста

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятель­ности, которые достигают развернутых форм за пределами этого воз­раста и начинают определять психическо...

Самообразование на тему "Развитие основных видов движений в раннем возрасте"

Информационно-аналитический этап.Изучение литературы по теме:1.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144...

Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.

Сморгович Олеся АльбертовнаВоспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной с...

Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного возраста

Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного...

Статья " Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста"

quot; Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста"...