Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста
проект (младшая группа) на тему

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pprs.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе»

для организации познавательно-исследовательских действий

детей раннего возраста

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Малыши по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать окружающий мир, его закономерности. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом. Наличие соответствующего материала в группах ДОУ позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Ребенок, которому исполнился год, уже многого  достиг: освоил ходьбу в ближайшем пространстве, научился по назначению использовать отдельные игрушки и предметы быта и т.п.  А в течение второго года жизни происходят еще более значительные изменения в развитии ребенка.

Решающим фактором его развития являются взрослые люди, дающие ему в процессе общения практические занятия о свойствах предметов, способах действия с ними, радующие ребенка занимательностью действий с предметами. Однако мир, создаваемый вокруг ребенка взрослыми, - это не демонстрационный экран, на котором меняются кадры. Ребёнок выступает с самого начала не как наблюдатель, а как действующее лицо. 

Овладение способами действия с предметами, познание их свойств происходит в самых различных ситуациях, в разных видах детской активности.  Таким образом, уже на втором году жизни закладываются основы разных видов деятельности, свойственных дошкольному возрасту: предметно-игровая с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю пока можно считать лишь отобразительной). При этом следует иметь в виду, что формирующиеся виды деятельности стимулируют друг друга. Так, цвета, формы, размеры дети лучше всего осваивают в играх, действуя с разнообразными игрушками, кубиками, куклами и предметами обихода.

Звучащая в дошкольном возрасте как познавательно-исследовательская деятельность, в раннем возрасте она зарождается в двух видах деятельности:          - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками,

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования, исследования  пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

При построении предметно-пространственной среды я использовала  подход С.Л. Новоселовой, согласно которому развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативностью и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

Для детей этого возраста вся окружающая их среда является источником для познания и исследования. Основная цель воспитателя – познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному, действовать  с предметами.

В своей работе учитываю следующие особенности предметно-пространственной среды:

  • Для детей в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев игровой материал подбираю  в соответствии с их возрастом и пригодных для них экспериментов. Игрушки располагаю по всей игровой комнате: на диванчике, у скамеечки, на ковре, чтобы малыши могли самостоятельно поменять позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, исследовать его, не мешая другим. Часть игровой комнаты остаётся  свободной, там, где дети могут перемещаться с каталками, толкая их впереди себя, машинами, играть с мячами.
  • Когда большинству детей группы исполнилось  1 год 6 месяцев  и более, оборудование игровой комнаты я изменила. Игровой материал расположила  выше -  на открытых полках, сюжетные игрушки – у кукольной мебели стола, кроватки. Игровой материал сгруппировала по видам деятельности.
  • Горка используется и для развития движений детей первого-второго годов жизни, и для наблюдений за тем, что происходит в группе, за окном.
  • Любой предмет, предназначенный ребёнку, доступен для него. Кроме этого для детей этого возраста, важно расположение одинаковых и аналогичных игрушек рядом, по несколько экземпляров.

Игрушки располагаю так, чтобы само положение их как бы подсказывало ребенку игру: пирамидку, собранную, держу на низком столике; мишку усаживаю в машину – ребенок будет его возить; куклу – укладываю на диван или усаживаю за столик – ребёнок будет ее баюкать, кормить; кирпичики, аккуратно уложенные в ящик, ставлю на пол, на коврике и т.п. Увидев предметы ряженья (юбку, бусы, косынку и т.п.) ребенок может стать мамой, надев все это. Или может спрятаться под зонтик, если увидит его перед глазами. Дети очень любят вынимать и раскладывать содержимое  сумочек, шкатулок: все вынимают из них, рассматривают, называют. Поэтому такие предметы тоже есть в нашей группе.

  • Уже в этом возрасте предлагаю детям использовать предметы-заместители (палочка вместо ложки и т.п.). Спустя некоторое время заметила, как непринужденно малыши использует палочку в качестве расчески, градусника, дудочки. Теперь не предмет диктует конкретные действия с ним, как это было до года, а ребенок по собственному усмотрению по-разному использует его. (Например, жарит, котлеты, разложив по сковороде колечки пирамидки и пр.).  
  • Главное требование, предъявляемое к игровому материалу, - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения и творчества.
  • Безусловно, я приветствую  самостоятельное экспериментирование малыша, так как в процессе этих действий ребенок открывает для себя некоторые свойства предметов. В предметном экспериментировании развиваются наглядно - действенное мышление, память, внимание, воображение. Дети постоянно исследуют предметы, экспериментируют: старательно подбирают предмет, который можно просунуть в окно машинки, пытаются в матрешке закрыть шарик, по желобу прокатить машинку и лодочку и непременно уложить неваляшку, обложив ее со всех сторон деталями конструктора и т.п.   И все же длительно заниматься самостоятельно малыши еще не могут. Поэтому я всегда рядом, чтобы при необходимости помочь ребенку, заинтересовать его, организовать совместные действия. В  возрасте 1год 6 месяцев – 2 года манипулятивные действия с предметами меняются на процессуальные. В отличие от манипуляций процессуальные действия результативны (ведерко наполнено песком), что импонирует ребенку.  
  • Обязательно помогаю ребенку доводить начатое дело до конца (нанизывать все колечки, собрать все половинки матрешек). Так как без помощи взрослого ребёнок еще не представляет, что может получиться в результате. Для него это настоящее открытие, приводящее в восторг.
  • В середине года познакомила детей с дидактической куклой  и сразу же обучила малышей правильным действиям с ней. В процессе действий с куклой, дети закрепляют цвета, на ощупь определяют свойства материалов (мягкий, твердый, пушистый и др.).
  • Легче всего детям раннего возраста дается различение величины предметов: большой - маленький. И это можно понять. Вокруг ребенка  очень много предметов контрастных размеров: кукольная посуда (чашки, блюдца, ложки разных размеров и цветов), куклы (большие и маленькие), кубики, пирамидки, мячи  и т.п.
  • Для формирования умения детей исследовать предметы по форме, материалу предлагаю им  игру «Чудесный мешочек», в который помещаются 3-4 хорошо знакомых предмета с четко обозначенными формами, из разных материалами.  
  • Приобретенные ранее умения соединять две одинаковые части цилиндра, вкладывать в мисочку разные предметы помогут малышу научиться вкладывать маленькие мисочки в большие, играть с матрешкой, разъединяя и соединяя ее половинки. В начале года предлагала детям  одноместные матрешки, а затем – двух - и даже трехместную.   Также детям можно предложить игры  типа «Найди половинку» (яблоко, подсолнух, банан, самолет, машины, пирамидки и т.д.). Поддерживать интерес к выполнению аналогичных действий помогают деревянные расписные яйца, бочата.
  • Ребенок в конце первого года жизни с интересом нанизывает разноцветные кольца на стержень. В возрасте детей с 1г. до 2 лет эта задача усложняется, так как детям предлагается пирамидка из трех контрастных по размеру колец. В процессе игры с пирамидкой ребенок усваивает размер колец: большое, поменьше и маленькое. Но в этой дидактической игре заложена еще одна сенсорная задача: ознакомление с цветом. В группе имеются и другие игры, направленные на решение этих задач: дидактическая игра «Столик с грибочками», крупная мозаика, предметные картинки для группировки предметов по цвету (синие чашки и блюдца и т.п.), дидактическая игра «Соберём бусики» (нанизывание на шнурок разных по размеру и цвету бусинок), простые шнуровки.
  • Игры, которые опираются на две сенсорные задачи: форму и величину – это вкладыши, лучше деревянные; сортировщик, игровой набор «Болты и гайки» (гайки навинчиваются на болты).
  • В игровых упражнениях с дидактическими панно, при изготовлении которого использовала липучки,  крючки, кнопки, молнии и т.п., возрастает интерес к играм, самостоятельность и сосредоточенность детей, формируется познавательная мотивация деятельности.
  • Детям этого возраста очень увлекательно исследовать строительный материал – кирпичики и другие детали конструктора. Мы используем в своей группе в совместной деятельности деревянный конструктор (он устойчивый), а также пластиковый, Lego, мягконабивные модули и «мякиши» (мягкие сюжетные кубики). Рядом с конструкторами располагаю игрушки для обыгрывания (резиновые, пластмассовые зайчики, собачки, кошечки и т.п.).
  • Детей очень увлекает заниматься с желобом для прокатывания шаров. Они еще и еще прокатывают шарики, испытывая при этом восторг, и каждый раз делают для себя открытие.
  • Для развития познавательно-исследовательской деятельности в группе имеются  следующие игрушки-двигатели: качалки для детей (в виде машин, тигра); игрушечные автомобили, которые они катают за веревочку; инерционные игрушки на колесиках в виде животных, которые при движении шевелят лапками, издают звуки; механические заводные игрушки-забавы в виде животных и птиц.
  • Уже в возрасте от 1 года до 2 лет дети с интересом рассматривают картинки, книжки и  альбомы: «Мамы и детки», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта».
  • Для наблюдения в группу периодически приносим черепаху, цветущее растение. Дети с интересом рассматривают природный материал (желуди, шишки, каштаны, камешки и др.).  Знакомство детей   с овощами и фруктами провожу в игре, предлагая малышам различать их по форме и цвету.
  • Большую радость доставляет малышам игра с песком. Дети еще не умеет делать «куличики», но с увлечением копают песок, насыпают его в формочки, баночки. Для организации данного вида детской деятельности в группе есть: формочки, совочки, сита, ведерки и т.п.  Также предлагаю малышам игры типа «Найди в песочке камешек (колесико и т.п.)».
  • Дети также любят плескаться в воде. С целью закрепления знаний о форме и цвете предметов предлагаю детям игровые  задания типа: «Вылови из воды красный, маленький шарик». Для организации познавательно-исследовательской деятельности в группе имеются: стол-поддон  с двумя тазами, сачок, ложка, шумовка, воронки, сита, водяная мельница, леечки, разноцветные пластмассовые или деревянные шарики, кубики, втулочки, плавающие игрушки.
  • Детей в возрасте 1 года 6 месяцев продолжает привлекать звучание инструментов. Для развития слухового представления в группе имеются созданные своими руками «шумелки» (яички от киндер-сюрприза, наполненные разным материалом: манкой, горохом и др.), барабаны, колокольчики, бубен.  Малыши с интересом исследуют и музыкальные игрушки: неваляшку, юлу, которые не только двигаются, но и издают при этом звуки. Также вместе с детьми играем со звучащим ковриком «Домашние животные».
  • С небольшой группой детей из 2-3 человек занимаюсь в свободное время рисованием красками, с целью знакомства с цветами.

Хочется отметить, что малыши моей группы активно действуют и интересуются окружающими предметами,  многие проявляют настойчивость в достижении результата своих действий, а я старюсь поддерживать у них этот интерес и, конечно же, создавать предметно-пространственную развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.

Сморгович Олеся АльбертовнаВоспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной с...

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста.

Ранний возраст - период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это экспериментирование с различными...

Проект предметно- пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС

Слайд1 Среднесрочный проект предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Слайд 2 « Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влия...