Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребностям ребенка, максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной и речевой среды. В данном материале представлено описание специфики организации развивающей среды для детей раннего возраста с ЗРР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._prezentatsiya_gbdou_kudesnitsa._28.03.22.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы специалисты отмечают, что растёт число детей с особенностями в нервно-психическом и соматическом здоровье. Ранний возраст характеризуется высоким уровнем пластичности мозга и широким диапазоном компенсаторных возможностей, что позволяет нивелировать или даже полностью преодолеть последствия негативных факторов, которые могли повлиять на ребёнка на предшествующих этапах развития. Поэтому необходима разработка программ и создание условий, направленных на раннее выявление трудностей в развитии детей в возрасте от рождения до трех лет, оказание своевременной и наиболее результативной помощи.
При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребностям ребенка, максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной и речевой среды.
В соответствии с пунктом 3.3.4. ФГОС: « Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Работа логопеда с детьми раннего возраста имеет ряд особенностей и отличается от работы с детьми дошкольного возраста – форматом проведения занятий, меньшей длительностью, большей динамичностью, повторяемостью, эмоциональностью, деятельностью и большей двигательной активностью. Поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Чтобы лучше понять специфику организации развивающей среды в группе детского сада для детей раннего возраста, необходимо учитывать особенности этого возрастного периода и задачи, которые необходимо решить в процессе логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития.
Познание малыша начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребёнка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения. Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом ребёнок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, исследовать их свойства. Поэтому занятиям с картинками (картинами) должны обязательно предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Поэтому по лексическим темам , преимущественно, используются предметы и игрушки.
«Действия ребёнка побуждаются новизной предметов и поддерживаются воздействием новых качеств предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведёт к прекращению действий с предметом». Д.Б. Эльконин . По этой причине для малышей требуется большее разнообразие регулярно меняющегося материала, чем для последующих возрастных групп. В частности, детям необходимо предъявлять большее разнообразие вариаций одного и того же предмета.
В раннем возрасте особо важно развитие коммуникативной функции речи, в то время как в дошкольном возрасте инструментарий разработан в основном для работы за столом, с картинками, с акцентом на познавательную функцию речи . Основным инструментом для развития коммуникации являются игры, следовательно основная база для предметно-пространственной развивающей среды в раннем возрасте – это предметы и игрушки, а не плоскостные изображения. В процессе работы над появлением речи, игрушки и манипуляции с ними – это один из основных методов работы. .
Предметы и игрушки используются более широко и в больших видах деятельности, порой нетрадиционно. Например , для дыхательной гимнастики, для сопряжённой артикуляционной гимнастики используются игрушки, которые помогают повысить интерес к упражнениям, лучше понять их принцип. .
Помимо создания зоны знакомства с эмоциями, помогающей детям выражать и понимать эмоции, всё в пространстве, окружающем малыша, должно привлекать внимание, пробуждать интерес, способствовать преодолению негативизма, тревоги .
Чем младше ребёнок, тем больше он нуждается в индивидуальном подходе. Существуют разные варианты организации среды для детей с разным уровнем активности. Помещение , где много стимулов, больше подойдёт гипоактивному малышу, которого нужно «расшевелить», а возбудимому ребёнку лучше помещение без лишних раздражителей, чтобы сосредоточить внимание ребёнка на конкретной задаче. В таких случаях необходимо организовать пространство по типу «комната- трансформер » или зонирования.
Для малышей особую важность имеет физический комфорт, т.к. саморегуляция у них развита ещё очень слабо. Поэтому , большинство видов деятельности должно проводиться на ковре, в свободных позах, сидя, лёжа, стоя, а также в движении . В пространстве должны преобладать игрушки и оборудование, побуждающие ребенка двигаться. Движение играет важную роль, особенно в раннем возрасте, в частности, для развития речи. Давно установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Для детей раннего возраста необходимы игры на сенсорные ощущения, т.к. в этот период продолжают активно накапливаться и усваиваться сенсорные эталоны. В предметно-пространственной среде малышей обязательно наличие игрушек и пособий для зрительной гимнастики, и для развития слухового восприятия, развития тактильных, проприоцептивных , вестибулярных и обонятельных ощущений. Всё вышеперечисленное есть и в групповых помещениях детей старших возрастов, но для детей раннего возраста сенсорные зоны должны быть особенно широко представлены.
Однако различия в рекомендациях по организации развивающей среды между ранним и дошкольным возрастом заключается не только в дополнительных, более расширенных или альтернативных требованиях. Есть и некоторые исключения, ограничения. Например , зона обучения грамоте не включена в пространство, организованное для малышей. А зона ТСО (технических средств обучения), используется очень ограничено: по нормативам использование электронных средств обучения не допускается на занятиях с детьми младше 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста"
Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнооб...
Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...
"Развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов...
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию на начало и конец учебного года (с усложнением) в группе раннего возраста.
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию на начало и конец учебного года (с усложнением) в группе раннего возраста....
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Тема недели: "Транспорт"
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием.Тема недели: "Транспорт"Г...
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Тема недели: «Красавица весна в гости к нам пришла» Группа:Средняя
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием.Тема недели: «Красавица весна...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...