план самообразования на 2020-2024 гг.
материал

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста  через игровую деятельность.

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка, она интересна для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми по формированию  элементарных математических представлений. Развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

3 Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

4. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию, а также учиться ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.

5. Пополнить  математический уголок дидактическими играми.

Предполагаемый результат:

- повышение качества образовательного процесса;

- участие в педсоветах, семинарах, в работе МО;

- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

- добавление игр и пособий в образовательную область «Познание».                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_20-24.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 31» НМР РТ на 2020 – 2024г.г.

Ф.И.О. Плеханова Юлия Николаевна

Должность: воспитатель

Образование: высшее, Казанский государственный технологический университет, Нижнекамский химико-технологический  институт, квалификация «Экономист-менеджер», дата выдачи 04.03.2004год.

Повышение квалификации: "Реализация основной образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ", 64 часа, в Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова,Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП), удостоверение о повышении квалификации КИУ _000000000056_2017 регистрационный номер ПК-56/2017-МО от 16.02.2017г.

Квалификационная категория: первая

Стаж: 5 лет

Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста  через игровую деятельность»

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

 выливается в живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский 

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста  через игровую деятельность.

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка, она интересна для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми по формированию  элементарных математических представлений. Развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

3 Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

4. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию, а также учиться ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.

5. Пополнить  математический уголок дидактическими играми.

Предполагаемый результат:

- повышение качества образовательного процесса;

- участие в педсоветах, семинарах, в работе МО;

- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

- добавление игр и пособий в образовательную область «Познание».                                                  

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

1.Организационно-ознакомительный

2020-2021 г

Изучение психолого-педагогической литературы

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.

- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2019

 - Учебник для малышей.  В. Степанова                            

 - Изучаем форму и величину. И. Светлова                              

 -Дошкольные прописи в клетку» П.Е. Вераксы.  

- Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре / А.Н. Давидчук. - М.: Творческий центр Сфера, 2013. - 96 c.

- Гурьева, Г.А. 65 познавательных заданий для развития малыша / Г.А. Гурьева. - М.: Литера, 2017. - 896 c.

- Гришечкина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2017. - 192 c.

- Дергунская В.А. «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста», М. 2012.

- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014

- З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

- Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников  Белошистая, Анна Витальевна.

Обучение математике в ДОУ : метод. пособие - М. : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2005 - 318с.

- Каразану В. Ориентирование в пространстве. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 2012.                          

 - Статьи из журнала:  «Дошкольное воспитание»  

2.Основной

2021-2023

Работа с детьми:

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Подготовка дидактического материала и внедрение в работу

Проведение занятий с использованием игровых методик.

Картотека «Математические ребусы»

1.Проведение дидактических игр

«На какую фигуру похож предмет?», «Нарисуй шарик», «Мозаика из бросового материала», «На каком месте?», «Веселая гусеница», «Найди себе место», «Постройся в ряд по порядку», Упражнение « Осенний листок», «Художники», «Куда пойдешь?», «Когда это бывает?», «Мишка собирает ягоды», «Домики для медвежат», «Катится – не катится», «Узнай фигуру»,  «Работа с  счётными палочками».

Уроки тётушки совы: «Арифметика малышка»

«Весёлый распорядок дня»

«Весёлая геометрия»

«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)                                        

«Преврати геометрические фигуры в предметы», «На какие фигуры похожи предметы в группе. Уроки тётушки совы: «Арифметика малышка», «Напиши правильно знаки»

 2. Проведение игр – соревнований

- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы).                                    

 - «Найди и раскрась лишнюю фигуру».                                                   - Соедини правильно».

- Найди и обведи».

-  Математические загадки: «Отгадай скорее»

3.Количество и счёт»

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)        

4.Настольно – печатные игры.                                                                                                                             

• «Зоопарк» (счёт)                                                                               • «Гусеница»  (от 1 до 10)                                     •«Точечки»

«Танграмм»

«Математическая доска»

• «Математика в сказках» «Стоит в поле теремок.»      •«Собери сказочного героя.» (из частей)

«Сосчитай сказочных героев в разных сказках.»

5. Настольно – печатные игры.                                                                                               «Когда это бывает? » - игра с мячом. (День — ночью и т. Д.) «Парные картинки»,  «Малыши и краски», «Найди похожую фигуру», «Считаем до 10», «Части и целое», «Весёлая геометрия», «Шашки», «Фигурки из палочек».

6. Дидактические игры: «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. Д.)                                                          «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку:       «Геометрическая мозаика»                  

Октябрь

Апрель

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

апрель  

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Работа с родителями

Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Привлекать родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

Работа с педагогами

Выступление на педсовете «Использование

инновационных технологий при проведении ООД»,

Проведение открытых занятий.

Подготовить семинар-практикум «Математические игры для дошкольников»

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Участвовать в конкурсах и семинарах по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста  через игровую деятельность» с целью обмена опытом

3. Обобщение, распространение опыта

2022-2023

Работа с детьми

1. Проведение итогов отслеживание результатов работы                  2.Распространение опыта своей работы. 3.«Самоанализ педагогической деятельности»

Картотека игр по теме:               « Дидактические игры по математической деятельности детей подготовительной группе»

 Подготовить конспект для проведения математического КВН.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

Работа с родителями

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

Консультация для родителей: «Зачем детям математика?»

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Проведение родительского собрания по теме «Дома играем-математику изучаем»

Работа с педагогами

Проведение мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками»

«Консультация для воспитателей: «Как повысить интерес детей к занятиям по математике». Выступление – на итоговом педсовете: «Отчёт по результатам работы по самообразованию»

4. Подведение итогов самообразования

2023-2024

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2020-2024 учебный год.

Материал представлен для воспитателей детского сада.Это индивидуальный план повышения профессионального уровня на меж аттестационный период .Тема: «Интеллектуальное развитие детей, чер...

План самообразования на 2020-2024 уч.г.

Тема: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством эвритмической гимнастики».Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в...

план самообразования на 2020-2024 г.

План самообразования на 2020-2-2024 гг...

План самообразования на 2020-2024 гг

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2020-2024 г.г.ФИО: Куликова Елена МихайловнаОбразование: Высшее: Российский государственный социальный унив...

Индивидульный планна межаттестационный период 2020-2024 г.г.

Методическая тема: «Роль игры в эмоциональном развитии дошкольников».Цель: содействие укреплению здоровья дошкольников, их гармоничное физическое и психическое развитие, формирование у дет...

План самообразования на 2020-2024 учебный год

1. Изучить материалы по написанию рабочей программы с учетом ФГОС 2. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы и т. д. 3. Продолжить работу ...

Индивидуальный межаттестационный план работы на 2020-2024 уч.г.

Индивидуальный план работы воспитателя на 2020-2024 учебные года, где подробно описаны принципы работы по обучение детей татарскому языку. Так же презентована чуть и ход работы воспитателя по самообра...