ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи»
рабочая программа (средняя группа)
1. Пояснительная записка.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая
активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду
активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства
вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и
систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя
собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе
которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая
категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются
сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в
специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся
в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые
ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что
добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое
важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно
ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать
добытые кем-то знания в готовом виде.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы
исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения
научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный
творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем
есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно
заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,
неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотезы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка,
активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием
этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в
котором детям предстоит жить.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка,
на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнкас
новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приѐмов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 "Малютка"
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
“Утверждаю” Утверждена на заседании
Заведующий МБДОУ программно-экспертного совета
Детский сад № 17 протокол № от “ “ 2019г.
Алексеева Т.Н.
“ “ 2019г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Юные исследователи»
(для детей 4 - 5 лет, срок реализации программы: 1 год)
Автор-составитель программы:
Гарельшина Ирина Музагитовна
Первой квалификационной категории
г. Октябрьский
Республика Башкортостан
2019г.
1. Пояснительная записка.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая
активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду
активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства
вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и
систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя
собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе
которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая
категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются
сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в
специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся
в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые
ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что
добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое
важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно
ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать
добытые кем-то знания в готовом виде.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы
исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения
научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный
творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем
есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно
заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,
неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотезы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка,
активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием
этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в
котором детям предстоит жить.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка,
на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнкас
новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приѐмов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Актуальность: В современном обществе востребована творческая
личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению
самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в
дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности,
проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков,
А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную
особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе
практической деятельности с ним… А овладение способами практического
взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в
практику работы с дошкольниками.
Новизна: программа состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы , периодичности , временной продолжительности в зависимости от возрастной группы .
Цель программы:
Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,
удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно
– исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,
отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и
применении в деятельности.
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать
природный мир, видеть его красоту, следовать доступным
экологическим правилам в деятельности и поведении.
2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:
Метод наблюдения:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
-за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие:
-Игровой метод:
-опыт.
Из словесных методов использовали следующие:
-Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства
и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
-Рассказы детей:
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—
речевых умений детей.
Художественное слово:
-Загадки.
Напоминание о последовательности работы.
-Совет
-Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации .
Информационно-коммуникативные технологии:
-Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон,
фотоаппарат.
Формы работы с детьми:
-фронтальные;
-групповые;
-индивидуальные.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы : от 4-5 лет.
Срок реализации , продолжительность процесса :
Программа предназначена для обучения детей 4-5 лет и рассчитана на один учебный год.
Формы и режим реализации дополнительной образовательной программы:
-целевые экскурсии;
-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
-чтение художественной литературы;
-конкурсы и викторины;
-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности
проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.
Структура занятий:
- Объяснение задания: педагог сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.
- Процесс выполнения задания
- Совместный анализ выполненной работы
Первая и третья части наиболее короткие по времени 2-5 минут в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно при новой задаче.
Ожидаемые результаты образовательного процесса:
- Развития познавательных способностей детей:
- Проявлять любознательность к чему то новому, неизвестному.
- Стремится установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
- Разбираться в причинах наблюдаемых явлений .
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | «Почему песочные часы называются песочными?». | 1 |
| |
2 | «Какими бывают камни?» | 1 | ||
3 | «Значение воды в жизни человека». | 1 | ||
4 | «Путешествие с капелькой». | 1 | ||
5 | «Бумажная Фея» | 1 | ||
6 | «Что лучше: бумага или ткань?» | 1 | ||
7 | «Твѐрдый-мягкий». | 1 | ||
8 | «Сладкий - солѐный». | 1 | ||
9 | «Опыт со снегом» | 1 | ||
10 | «Освобождение бусинок из ледяного плена» | 1 | ||
11 | «Необыкновенный мир магнитов» | 1 | ||
12 | «Волшебное стекло». | 1 | ||
13 | «Царство трѐхветров» | 1 | ||
14 | «Удивительный воздух» | 1 | ||
15 | «Секрет сосновой шишки». | 1 | ||
16 | «Почва -живая земля». | 1 | ||
17 | «Живые тени». | 1 | ||
18 | «Секреты бабочки». | 1 |
Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-
экспериментальной деятельности.
Месяц №1 Сентябрь .
1.Тема : «Почему песочные часы называются песочными?».
Задачи:
1.Воспитывать аккуратность при работе.
2. Выявить свойства песка и глины.
3. Развивать мышление.
Материалы:
Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа,
сито, ширма, песочные часы.
2 .Тема: «Какими бывают камни?»
1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
2. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
3. Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира.
Материалы:
Различные камни, ящик ощущений, миски с водой.
лупы, гуашь, кисти, клеѐнка.
Месяц №2 Октябрь .
1.Тема: «Значение воды в жизни человека».
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Определить с помощью опытов состояние воды.
3.Закрепить знания детей о неживой природе.
Материалы:
Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой.
2. Тема: «Путешествие с капелькой».
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять
знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета.
3. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной
деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство.
Материалы:
Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные
карандаши, листы тонированной бумаги.
Месяц № 3 Ноябрь .
1.Тема: «Бумажная Фея»
1. Воспитывать любознательность, бережливость.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая,
прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека.
3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Материалы:
Кукла«Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ѐмкость
с водой, предметы изготовленные из бумаги.
2.Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
1. Воспитывать аккуратность при работе.
2. Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить
видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы.
3. Развитие логического мышления.
Материалы:
Тряпичная кукла Иринка, платочки из бумаги и ткани по количеству
детей, вещи из ткани и бумаги.
Месяц № 4 Декабрь .
1.Тема: «Твѐрдый-мягкий».
1. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям. Формировать умения детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».
2.Дать детям первоначальные навыки экспериментирования; формировать умения детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».
3. Развитие навыков экспериментирования.
Материалы:
Сказочный персонаж Гном- Гномыч, письмо, лесная поляна, корзина с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный мешочек.
2.Тема: «Сладкий - солѐный».
1.Воспитывать аккуратность при работе.
2.Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия
3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи.
Материалы:
Картон, лупа, соль, сахар, вода в стаканах, чайные ложки.
Месяц №5 Январь.
1.Тема: «Опыт со снегом»(проводится на улице)
1. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир.
2. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий,
легкий).
3. Формировать умение рассуждать: Почему на ладошке растаяла
снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на
морозе вода превращается в лед?
2.Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена»
1. Воспитывать аккуратность в работе.
2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле.
3. Развивать желание помочь другим; мышление при выборе способа
действия.
Материалы:
Замороженные во льду бусинки, баночки с тѐплой водой, тарелочки,
тряпочки для каждого ребѐнка.
Месяц №6 Февраль
1.Тема: «Необыкновенный мир магнитов»
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
2.Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните иего свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную
деятельность детей.
Материалы:
Рукавичка с магнитом внутри, металлические предметы, стакан с водой.
2.Тема: «Волшебное стекло».
1. Воспитывать бережное отношение к вещам.
2. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами
из стекла.
3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям
выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое).
Материалы:
Две стеклянные бутылочки, стакан, пробка, ванночка с водой, флаконы от духов, палочки деревянные.
Месяц № 7 Март.
1.Тема: «Царство трѐхветров»
1.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.
2. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
3.Развитие умений детей
наблюдать, проводить
опыты и самостоятельно
делать выводы.
Материалы:
Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, рисунки ветров.
2 .Тема:«Удивительный воздух»
1. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента.
2. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы.
3. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать
полученные знания.
Материалы:
Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный
кубик, прозрачные стаканы, мыльные пузыри, ванночки с ровным дном.
Месяц № 8 Апрель.
1. Тема: «Секрет сосновой шишки».
1. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой природы.
2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.
3. Развивать наблюдательность, смекалку.
Материалы:
Две сосновые шишки, ванночка с тѐплой водой, салфетка из ткани.
2. Тема: «Почва -живая земля».
1. Воспитание экологической культуры.
2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
3.Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы: назвать предмет в целом (почва);
при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.
Материалы:
Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениями почвенных обитателей..
Месяц № 9Май.
1. Тема:«Живые тени».
1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
2. Познакомить с понятиями «света» и «тени».
3.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента.
Материалы:
Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные наборы для
опытов.
2. Тема: «Секреты бабочки».
1. Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе.
2. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и
приспособленностях в природе.
3. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности,
почувствовать себя учѐными.
Материалы:
Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные наборы для
опытов.
Методическое обеспечение программы:
Методические пособия:
1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном
образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –
Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2010. – 128с.
3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная
деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений
и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного
образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
9. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
10. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности
дошкольников»
11. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
12. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //
педагогический вестник. - 2010. - №1
13. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников».
14. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -
с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников
приобретать знания. Ярославль, 2002
15. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -
М - 2011. - С.224
16. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:
ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.
17. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
Электронные образовательные ресурсы:
DVD диск. Фиксики (Фикси лаборатория)
CDдиск. Развивающая Аудио энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь». Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательск...
Дополнительная программа "Юные исследователи"
развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности....
Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.
Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...