ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные исследователи»
рабочая программа (средняя группа)

1. Пояснительная записка.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая

активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду

активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства

вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и

систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя

собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе

которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая

категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются

сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в

специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся

в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые

ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что

добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое

важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно

ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать

добытые кем-то знания в готовом виде.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы

исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения

научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный

творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем

есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно

заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,

неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных.

Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка,

активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием

этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в

котором  детям предстоит жить.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка,

на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе

эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует

развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнкас

новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приѐмов и операций,

которые рассматриваются как умственные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 "Малютка"    

                     городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 “Утверждаю”                                                                       Утверждена на заседании                                                                                                

Заведующий МБДОУ                                                           программно-экспертного совета                                

Детский сад  № 17                                                                протокол №     от “              2019г.

                   Алексеева Т.Н.

“                        2019г.

       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                         ПРОГРАММА

               «Юные исследователи»

         (для детей 4 - 5 лет, срок реализации программы: 1 год)

                                                                                                    Автор-составитель программы:

                                                                                                Гарельшина  Ирина Музагитовна

                                                                                        Первой квалификационной категории

                                                                                                                               г. Октябрьский

                                                                                                             Республика Башкортостан

                                           

                                                     

2019г.

1. Пояснительная записка.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая

активность – естественное состояние ребенка. И тому подтверждение – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду

активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства

вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и

систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя

собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе

которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая

категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются

сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в

специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся

в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые

ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что

добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое

важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно

ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать

добытые кем-то знания в готовом виде.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы

исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения

научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный

творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем

есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно

заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,

неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных.

Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка,

активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием

этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в

котором  детям предстоит жить.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка,

на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе

эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует

развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнкас

новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приѐмов и операций,

которые рассматриваются как умственные умения.

          Актуальность: В современном обществе востребована творческая

личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению

самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в

дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности,

проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков,

А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную

особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе

практической деятельности с ним… А овладение способами практического

взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в

практику работы с дошкольниками.

        Новизна: программа состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы , периодичности  , временной продолжительности в зависимости от возрастной группы .

         

         Цель программы:

Способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

         Задачи:

Развивающие:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,

удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез,

классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно

– исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,

отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и

применении в деятельности.

4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать

природный мир, видеть его красоту, следовать доступным

экологическим правилам в деятельности и поведении.

2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

     

   

       Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

Метод наблюдения:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

-за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

-Игровой метод:

-опыт.

Из словесных методов использовали следующие:

-Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства

и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

-Рассказы детей:

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—

речевых умений детей.

Художественное слово:

-Загадки.

Напоминание о последовательности работы.

-Совет

-Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и

систематизации .  

Информационно-коммуникативные технологии:

-Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон,

фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

-фронтальные;

-групповые;

-индивидуальные.

Возраст детей, участвующих в реализации  данной образовательной  программы : от 4-5 лет.

Срок  реализации , продолжительность процесса :

Программа предназначена  для обучения детей 4-5 лет и рассчитана на один учебный год.

 

 Формы и режим реализации дополнительной образовательной программы:

-целевые экскурсии;

-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

-чтение художественной литературы;

-конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности

проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.

 

Структура занятий:

  • Объяснение задания: педагог сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.
  • Процесс выполнения задания
  • Совместный анализ выполненной работы

Первая и третья части наиболее короткие по времени 2-5 минут в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно при новой задаче.

Ожидаемые результаты образовательного процесса:

  • Развития познавательных  способностей детей:
  • Проявлять любознательность к чему то новому, неизвестному.
  • Стремится установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
  • Разбираться в причинах наблюдаемых явлений .

Учебно-тематический план:

    №

   п/п

       Тема

Всего

часов

Теоретические

     занятия

Практические

      занятия

1

«Почему песочные часы называются  песочными?».

    1

       

2

«Какими бывают камни?»

    1

3

 «Значение воды в жизни человека».

    1

4

 «Путешествие с капелькой».

    1

5

«Бумажная Фея»

    1

6

«Что лучше: бумага или ткань?»

    1

7

«Твѐрдый-мягкий».

   1

8

«Сладкий - солѐный».

   1

9

«Опыт со снегом»

   1

10

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

   1

11

 «Необыкновенный мир магнитов»

   1

12

«Волшебное стекло».

   1

13

«Царство трѐхветров»

   1

14

«Удивительный воздух»

   1

15

«Секрет сосновой шишки».

   1

16

«Почва -живая земля».

   1

17

«Живые тени».

   1

18

«Секреты бабочки».

   1

       Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-

экспериментальной деятельности.

Месяц №1 Сентябрь .

1.Тема : «Почему песочные часы называются  песочными?».

Задачи:

1.Воспитывать  аккуратность при работе.

2. Выявить свойства песка и глины.

3. Развивать мышление.

Материалы:

Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики,  дощечки, лупа,

сито, ширма, песочные часы.

2 .Тема: «Какими бывают камни?»

1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

2. Познакомить детей с разнообразием     камней,       их    свойствами, особенностями.

Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать  камни по разным  признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

3. Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего  мира.

Материалы:

Различные камни, ящик ощущений, миски с водой.

лупы, гуашь, кисти, клеѐнка.

Месяц №2 Октябрь .

1.Тема: «Значение воды в жизни человека».

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Определить с помощью опытов состояние воды.

3.Закрепить знания детей о неживой природе.  

Материалы:

Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой.

2. Тема: «Путешествие с капелькой».

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять

знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета.

3. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной

деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении  причинно-следственных связей, используя речь – доказательство.

Материалы:

Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные

карандаши, листы тонированной бумаги.

 

Месяц № 3 Ноябрь .

1.Тема:  «Бумажная Фея»

1. Воспитывать любознательность, бережливость.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая,

прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека.

3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей  рук.

 Материалы:

Кукла«Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ѐмкость

с водой, предметы изготовленные из бумаги.

2.Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

1. Воспитывать аккуратность при работе.

2. Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить

видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы.

3. Развитие логического мышления.

Материалы:

Тряпичная кукла  Иринка, платочки из бумаги и ткани по количеству

детей, вещи из ткани и бумаги.

Месяц № 4 Декабрь .

1.Тема: «Твѐрдый-мягкий».

1. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям. Формировать умения  детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».

2.Дать детям первоначальные навыки экспериментирования; формировать умения  детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий».

3. Развитие навыков экспериментирования.

Материалы:

Сказочный персонаж Гном- Гномыч, письмо, лесная поляна, корзина с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный  мешочек.

2.Тема: «Сладкий - солѐный».

1.Воспитывать аккуратность при работе.

2.Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи.

Материалы:

Картон, лупа, соль, сахар, вода в стаканах, чайные ложки.

Месяц №5 Январь.

1.Тема: «Опыт со снегом»(проводится на улице)

1. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир.

2. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий,

легкий).

3. Формировать умение рассуждать: Почему на ладошке растаяла

 снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на

морозе вода превращается в лед?

2.Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена»

1. Воспитывать аккуратность в работе.

2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле.

3. Развивать желание помочь другим; мышление при выборе способа

действия.

Материалы:

Замороженные во льду бусинки, баночки с тѐплой водой, тарелочки,

тряпочки для каждого ребѐнка.

Месяц №6  Февраль

1.Тема:  «Необыкновенный мир магнитов»

1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

2.Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений  приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

3. Развивать у детей интерес и конкретные  представления о магните иего свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную

деятельность детей.

Материалы:

Рукавичка с магнитом внутри, металлические предметы, стакан с водой.

2.Тема:  «Волшебное стекло».

1. Воспитывать бережное отношение к вещам.

2. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами

из стекла.

3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям

выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое).

Материалы:

Две стеклянные бутылочки, стакан, пробка, ванночка с водой, флаконы от духов, палочки деревянные.

Месяц № 7 Март.

1.Тема: «Царство трѐхветров»

1.Воспитывать интерес к экспериментальной  деятельности любовь к природе.

2. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

3.Развитие умений детей

наблюдать, проводить

опыты и самостоятельно

делать выводы.

Материалы:

Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, рисунки ветров.

2 .Тема:«Удивительный воздух»

1. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента.

2. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы.

3. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать

полученные знания.

Материалы:

Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный

кубик, прозрачные стаканы, мыльные пузыри,  ванночки с ровным дном.

Месяц № 8 Апрель.

1. Тема: «Секрет сосновой шишки».

1. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой природы.

2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.

3. Развивать наблюдательность, смекалку.

Материалы:

Две сосновые шишки, ванночка с тѐплой водой, салфетка из ткани.

2. Тема: «Почва -живая земля».

1. Воспитание экологической культуры.

2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

3.Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы: назвать предмет в целом (почва);

при помощи зрительного  восприятия выявить цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.

Материалы:

Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениями почвенных обитателей..

Месяц № 9Май.

1. Тема:«Живые тени».

1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

2. Познакомить с понятиями «света» и «тени».

3.Вызвать желание экспериментировать и  получать удовольствие от полученного эксперимента.

Материалы:

Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные  наборы для

опытов.

2. Тема: «Секреты бабочки».

 1. Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе.

2. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и

приспособленностях в природе.

3. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности,

почувствовать себя учѐными.

Материалы:

Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные наборы для

опытов.

 

Методическое обеспечение программы:

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего  дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

10. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности

дошкольников»

11. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

12. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //

педагогический вестник. - 2010. - №1

13. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников».

14. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

15. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

16. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.

17. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

Электронные образовательные ресурсы:

DVD диск. Фиксики (Фикси лаборатория)

CDдиск. Развивающая Аудио энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь».  Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательск...

Дополнительная программа "Юные исследователи"

развитие познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста  посредством опытно - экспериментальной деятельности....

Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.

Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...