Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Лаборатория юных исследователей» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в пробуждении у детей любознательности, желании узнать больше, обогатиться полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказать на него положительное влияние.
Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развитие у детей способности пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3.Развитие умственных способностей.
4.Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
6.Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Освоение программного материала кружка «Лаборатория юных исследователей» рассчитано на учебный год: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю. При этом занятие в группе проходит – 30 минут.
В результате освоения содержания программы предполагается в формировании у воспитанников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_laboratoriya_yunyh_issledovateley.docx | 29.4 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_kruzhka_laboratoriya_yunyh_issledovateley.docx | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка «Лаборатория юных исследователей»
2015 – 2016 у.г.
Срок | Раздел программы | Тематика занятий | Программное содержание | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | Материалы и оборудование | Ожидаемый результат |
2 сентября | Блок «Растения» | «Что такое семя и плод?» | Развивать способность различать плоды и семена различных растений. Дать представления об их значении. Рассмотреть строение. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Иллюстрации различных растений, их частей | У детей формируется представление о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность. |
9 сентября | «В маленьком семени прячется растение?» | Вызвать желание различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, | ||
16 сентября | «Посадим огород» | Развивать интерес детей, любознательность. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления | ||
23 сентября | «Фокусник бальзамин» | Познакомить со структурой стебля бальзамина, его возможностями; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | На каждого ребенка – две стеклянные баночки с водой (в одной вода красного цвета, черенок бальзамина, увеличительное стекло, лопатка, салфетки, лист бумаги, карандаши | ||
30 сентября | «Удивительные овощи» | Формировать представления об объектах окружающего мира; развивать интерес детей и желание проявлять активность. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы. | ||
7 октября | Блок «Почва» | Как устроена «Волшебная кладовая» | Формировать представление о таком понятии как «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв через лупу (чернозем, песок, глина). | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы. | Стакан с разными слоями почвы | У детей формируется представление о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности. |
14 октября | «Песочные чудеса» | Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы. | Песок в чашечках на каждого, лупы | ||
21 октября | «Удивительная глина» | Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Глина, иллюстрация различных изделий из глины. | ||
28 октября | «Где вода?» | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду; развивать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Ёмкости с сухими песком и глиной, мерные стаканы, вода. | ||
4 ноября | «Для чего человеку песок и глина» | Формировать первичные представления об объектах окружающего мира; развивать познавательный интерес детей. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода. | ||
11 ноября | Блок «Камни» | «Камни бывают разными» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы | |
18 ноября | «Что такое горы?» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, камни для создания модели горы, пластилин. | ||
25 ноября | «Почему разрушаются горы?» | Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | 2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок | ||
2 декабря | «Дымящиеся горы» | Формировать первоначальные представления о вулканах. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями | ||
9 декабря | «Минеральное царство» | Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, | Коллекции полезных ископаемых. | ||
16 декабря | Блок «Воздух» | «Воздух – продолжаем знакомство: вдох – выдох» | Продолжать формировать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека | |
23 декабря | «Воздух всегда в движении» | Формировать представление о том, что воздух всегда в движении. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, | Полоски бумаги, иллюстрации: парусник, ветряная мельница, ураган и т.д., флакон с духами. | У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом. | |
13 января | Блок «Вода» | «Вода – самое удивительное вещество на Земле» | Дать детям представления о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, | Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, | |
20 января | «Замершая вода» | Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Лёд, вода в стакане, лупа, листочки с заданиями, | ||
29 января | «Что такое пар?» | Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Иллюстрации природных явлений, | У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле | |
3 февраля | «Вода – растворитель» | Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб | ||
10 февраля | «Неутомимая путешественница» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями. | ||
17 февраля | Блок «Магниты» | «Магнит и его свойства» | Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями. | |
24 февраля | «Вокруг твоего магнита» | Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли | Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует. | |
2 марта | «Сила притяжения» | Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | 2 магнита на каждого, листочки с заданиями, | ||
9 марта | «Компас» | Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Компас. | ||
16 марта | «Игры с магнитами» | Вызвать желание у детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Бумага, ножницы, нитки, магниты | ||
23 марта | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы. | ||
30 марта | «Как человек использует магниты» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | DVD диск, листочки с заданиями. | ||
6 апреля | Блок «Свет и зеркало» | «Свет повсюду» | Формировать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы. | Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага | |
13 апреля | «Свет путешествует» | Формировать представление о движении света. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями, | ||
20 апреля | «Что такое зеркало?» | Формировать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов, где можно увидеть отражение предметов. | У детей формируются представления о световых приборах, зеркале, откуда берётся свет. | |
27 апреля | «Электричество» | Познакомить детей с понятием «электричество» | Беседа, исследование, экспериментирование. | Шерстяная ткань, лист бумаги, нитки, шарик. | ||
4 мая | «Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи» | Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Глобус, настольная лампа, макет Солнечной системы. | ||
11 мая | «Далеко-близко» | Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы. | 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка. | ||
18 мая | «Тайна стекла» | Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | На каждого ребенка лупа, иллюстрации о профессии стеклодува, песок, лопатки, разноцветные стеклышки, «Волшебный сундучок» | ||
27 мая | «Разноцветные огоньки» | Формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет. | Беседа, исследование, экспериментирование. | Противень, плоское зеркала, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования |
Источники
- Дыбина, О.В. Ребенок в мире песка / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Костюченко М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова. – Волгоград : Учитель, 2015.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации /Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет /авт-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- http:// nsportal.ru
- http://ped-kopilka.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
УТВЕРЖДАЮ:
ПРИНЯТО: заведующая МБДОУ
Педагогическим советом МБДОУ детский сад «Светлячок»
детский сад «Светлячок» ________ Пашкевич Е.В.
протокол № _________ от « » ___________ года
От « » ____________ года
Программа дополнительного образования по познавательно – исследовательской деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Лаборатория юных исследователей»
Срок реализации 2015 – 2016 у.г.
Руководитель:
воспитатель
Старостина О.В.
р.п. Шаранга 2015 г.
Пояснительная записка
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Лаборатория юных исследователей» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в пробуждении у детей любознательности, желании узнать больше, обогатиться полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказать на него положительное влияние.
Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развитие у детей способности пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3.Развитие умственных способностей.
4.Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
6.Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Освоение программного материала кружка «Лаборатория юных исследователей» рассчитано на учебный год: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю. При этом занятие в группе проходит – 30 минут.
В результате освоения содержания программы предполагается в формировании у воспитанников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь». Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательск...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.
Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные исследователи"
Рабочая программа по кружку "Юные исследователи"...