Дополнительная программа "Юные исследователи"
методическая разработка (старшая группа)
развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа | 75.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
(в рамках оказания дополнительных
образовательных услуг)
Срок освоения программы 1 год
г. Пыть-Ях
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
- Учебный план ……………………………………………………………….6
- Содержание программы……………………………………………………..6
- Планируемые результаты освоения программы ……………………….....9
- Методическое обеспечение программы ………………………………….10
- Список литературы ………………………………………………………...11
- Приложение 1….…………………………………………………………...12
- Пояснительная записка
Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.
Цель- развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
посредством опытно - экспериментальной деятельности.
3адачи программы
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
-Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, воздуха, снега и т.д.;
-Развивать у детей умение пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
-Формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы;
-Формировать способы познания путем сенсорного анализа; развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля
и саморегуляции.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям. Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:
-формировать экологическую культуру дошкольников;
-расширять знания о неживой природе;
-расширять понятия причинно-следственных связей в окружающем мире;
-развивать любознательность.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Актуальность данной программы заключается в исследовании объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.
Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключение личности к этим процессам.
В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на занятиях, в практической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Форма занятий- наблюдение, экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры – путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная деятельность.
Методы и приемы:
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение,
словесный инструктаж.
Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и
природы, показ опытов.
Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Возраст детей:
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы организации совместной деятельности с детьми.
- подгрупповая (8-10 человек);
- индивидуальная работа с ребенком;
- дидактические игры;
- физкультминутки;
- создание ситуаций успеха;
- создание проблемно-поисковых (игровых) ситуаций;
- интегрированная деятельность.
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- трудовая деятельность;
- познавательно-исследовательская.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 36 занятий в год; 1раз - в неделю, длительность занятия для детей старшего возраста – 25 минут.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае.
Итогом реализации программы являются - открытое занятие, проект.
Учебный план
Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью.
№ | Разделы программы | Первый год обучения | |
Теория | Практика | ||
1 | Блок «Песок, земля, камни» | 1 | 3 |
2 | Блок - Воздух «Опыты с воздухом» | - | 6 |
3 | Блок «Электричество» | 1 | 3 |
4 | Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом» | - | 6 |
5 | Блок «Температура» | - | 1 |
6 | Блок «Опыты с магнитом» | - | 3 |
7 | Блок «Звук, Свет» | - | 4 |
8 | Блок - Вода «Опыты с водой» | 1 | 7 |
ИТОГО | 36 |
3.Содержание программы
Задачи:
- выявлять и развивать творческую и поисковую активность;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать анализ, классификацию, сравнение, обобщение, умение делать умозаключения и выводы.
№ | Тема | Содержание работы | Кол-во часов |
Сентябрь | |||
Блок «Песок, земля, камни» | |||
1 | «Песчаный конус» | Формировать представление у детей, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. | 1 |
2 | «Сухая и влажная почва» | Познакомить детей со способами определения и сравнения сухой почвы и влажной почвы, сформировать умения фиксировать результаты исследований. | 1 |
3 | «Как происходит извержениевулкана?» | Познакомить детей с природными явлением – вулканом, причиной его извержения. | 1 |
4 | «Какими бывают камни?» | Формирование представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | 1 |
Октябрь | |||
Блок - Воздух «Опыты с воздухом» | |||
5 | «Поиск воздуха» | Формирование умения у детей обнаружить воздух. | 1 |
6 | «Поиск воздуха» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | 1 |
7 | «Плавающий апельсин» | Познакомить детей с тем, что в кожуре апельсина есть воздух. | 1 |
8 | «Почему появляется ветер» | Познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. | 1 |
9 | «В пустой бутылке есть воздух» | Формирование представления, что в пустой бутылке есть воздух. | 1 |
10 | «Ожившие волосы» | Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. | 1 |
Ноябрь | |||
Блок «Электричество» | |||
11 | «Танцующая фольга» | Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. | 1 |
12 | «Гибкая вода» | Формировать представление, что в воде электроны свободно перемещаются. | 1 |
13 | «Способ разделения перемешанных соли и перца» | Формирование представлений у детей о значении электричества. Дать понятие, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов. | 1 |
14 | «Прыгающие рисовые хлопья» | Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. | 1 |
Блок «Снег, лёд» «Опыты со снегом и льдом» | |||
Декабрь - Январь | |||
15 | «Свойства снега» | Формирование навыков самостоятельного обследования признаков снега, развитие мотивациижеланияисследовательской деятельности. | 1 |
16 | «Таяние снега» | Формирование представлений детей о свойствах снега. | 1 |
17 | «Можно ли пить талую воду» | Познакомить детей, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. | 1 |
18 | «Снег и лед» | Формирование представлений детей о свойствах льда и снега,формирование умения делать выводы. | 1 |
19 | «Таянье льда в воде» | Формирование представлений детей о свойствах льда. | 1 |
20 | «Какую пользу приносит снег для растений?» | Формирование представлений о том, какую пользу приносит снег растениям. | 1 |
Февраль | |||
Блок «Температура» | |||
21 | «Как работает термометр» | Формирование представлений у детей, как работает термометр. | 1 |
Блок «Опыты с магнитом» | |||
22 | «Магниты действуют на расстоянии» | Формирование представления у детей о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы. | 1 |
23 | «Какие материалы притягивает магнит?» | Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями. | 1 |
24 | «Как достать скрепку из воды не намочив рук?» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | 1 |
Март | |||
Блок «Звук, Свет» | |||
25 | «Солнечный зайчик» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. | 1 |
26 | «Как сделать звук громче?» | Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. | 1 |
27 | Игра «Свет бывает разный» | Познакомить детей со свойством света; развитие внимания. | 1 |
28 | «Опыты с фонариком» | Расширить представление детей о свойствах известных предметов. | 1 |
Апрель-Май | |||
Блок - Вода«Опыты с водой» | |||
29 | «Прозрачная вода может стать мутной» | Выявить свойство воды – прозрачность. | 1 |
30 | «Солёная вода» | Познакомить со свойствами солёной воды. | 1 |
31 | «Чем пахнет вода» | Формирование представления о том, что вода меняет запах от вещества. | 1 |
32 | «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить» | Выявить свойство воды – не имеет цвета, т.е. прозрачная. | 1 |
33 | «Предметы тяжелее и легче воды» | Формирование представления, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче. | 1 |
34 | «Вода не имеет формы»
| Формирование представления , что вода не имеет формы. | 1 |
35 | «Как вытолкнуть воду?» | Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | 1 |
36 | «Поверхностное натяжение воды» | Формирование представления детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды». | 1 |
ИТОГО | 36 |
4.Планируемые результаты освоения программы
К концу года обучения дети должны:
- усвоить способы экспериментальных действий в различных видах деятельности.
-умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении.
- повысить уровень познавательных способностей.
Критерии оценки уровней усвоения программного материала
№ | Раздел | Критерии |
Диалогическая речь Проверяется умение задавать вопросы и отвечать на них. | Высокий творческий уровень: задает более 3-х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется). Высокий уровень: познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. Средний уровень: в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. Низкий уровень: в большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро- вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
5.Методическое обеспечение программы
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. CD материал
3. Проектор
4. Экран
Демонстрационный и раздаточный материал
Основное оборудование:
-приборы-помощники: увеличительные стекла, камни, весы, песочные весы, компас,
магниты, часы песочные; глобус; ноутбук;
-разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
-разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
-разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
-медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
-прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
-специальная одежда (халаты, фартуки);
-контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
-карточки-схемы проведения эксперимента;
-правила работы с материалом;
-индивидуальные дневники.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
6.Список литературы
1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –
Пресс»,2015г.
3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,
«Детство – Пресс»,2013г.
4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.
5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство –
Пресс»,2015г.
6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», познавательное развитие
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
7. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера»,
Москва, 2010
9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
Приложение 1
Блок «Песок, земля, камни»
Занятие №1«Песчаный конус»
Материалы:сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.
Опыт: берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Занятие №2Дидактическая игра «Сухая и влажная почва»
Материалы: две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной
почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши.
Почва бывает разной: Подзолистой, болотистой,
Чёрной, жёлтой, красной, Серой лесной,
Глинистой, песчаной, Ещё чернозёмной.
1.Как узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (Обследовать пальцами; рассмотреть в лупу, сравнить цвет, запах.)
Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.
Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья.
2.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой была закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на другой пластине – нет.
Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
3.Как впитывается вода в сухую и влажную почву? Дети поливают сухую и влажную почву. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет сухие места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.
Вывод: сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.
Занятие№3«Как происходит извержение вулкана?»
Показ презентации.
Занятие №4 «Какими бывают камни?»
Материалы: камни.
Опыт: внимательно рассмотреть камни. Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки нравятся больше всего? Найти самые красивые камешки. Обосновать свое мнение. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотреть. Этот морской камень называется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень Как они стучат? Почему они стучат? Потому что мы их трясем А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки, узоры. Что мы с вами узнали нового о камнях?
Вывод: камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
Блок - Воздух «Опыты с воздухом»
Занятие№ 5«Поиск воздуха»
Материалы: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.
Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шар. Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.
Вывод: мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.
Занятие № 6 «Реактивный шарик»
Материалы: воздушные шары.
Опыт:детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему?
Вывод: воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.
Занятие№7«Плавающий апельсин»
Материалы: 2 апельсина, большая миска с водой.
Опыт: один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Занятие №8«Почему появляется ветер»
Материалы: полоски бумаги.
Опыт:предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится
«ветерок». Ветер - это движение воздуха.
Занятие №9«В пустой бутылке есть воздух»
Материалы: 2 пластиковые бутылки, 2 воронки, 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой), кусочек пластилина.
Опыт: вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.
Вывод: бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.
Занятие №10 «Ожившие волосы»
Материалы: расческа.
Опыт: воспитатель достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Вывод: под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
Блок «Электричество»
Занятие№11 «Танцующая фольга»
Материалы:тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце.
Опыт: нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд, легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".
Вывод: разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Занятие №12«Гибкая вода»
Материалы: раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, ерстянойсвитер.Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: в воде электроны могут свободно перемещаться.
Занятие №13«Способ разделения перемешанных соли и перца»
Материалы: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф.
Опыт: расстелем на столе бумажное полотенце. Высыпаем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Занятие №14«Прыгающие рисовые хлопья»
Материалы: чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Опыт: постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Блок «Снег, лёд» «Опыты со снегом и льдом»
Занятие№15«Свойства снега»
Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь?
Вывод: снег холодный.
Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету.
Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага?
Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.
Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается.
Вывод: снег рыхлый.
Занятие №16 «Таяние снега»
Материалы: 2 ведёрка.
Опыт: принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния. Со временем снег тает и превращается в воду.
Вывод: от любого источника тепла снег тает и превращается в воду.
Занятие №17«Можно ли пить талую воду»
Материалы: 2 тарелки.
Опыт: взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям.
Вывод: талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Занятие №18«Снег и лед»
Материалы: 2 стакана со льдом и со снегом, картинки с изображением снега и льда, картинки с изображением зимних забав.
Опыт №1. «Определение цвета».
Какого цвета снег? (белый) Какого цвета лед? (бесцветный). Если дети
называют белый, голубой, серый, то надо показать им эти цвета для
сравнения.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Воспитатель кладет на цветную картинку кусок льда и комок снега.
Предлагает сравнить, где видно картинку, а где – нет. Дети делают вывод:
под снегом не видно, а подо льдом – видно. Значит лед прозрачный, а снег –нет.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканчиках. Что с ними
случилось пока мы играли ? Они растаяли, под действием тепла
снег и лед превратились в воду.
Вывод:снег и лед образуются из воды под
действием мороза.Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла
превращается в воду. Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под
действием тепла превращается в воду. А что общего между снегом и льдом?
Снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Занятие№19«Таянье льда в воде»
Материалы: таз.
Опыт: поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Занятие№20«Какую пользу приносит снег для растений?»
Материалы: 2 бутылки с водой.
Для опыта берем на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку
оставляем на открытом воздухе, а вторую закапываем в снег. Через некоторое время
сравниваем температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке теплее. Снег защищает растения от холода.
Блок «Температура»
Занятие№ 21«Как работает термометр»
Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Опыт: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Вывод: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
Блок «Опыты с магнитом»
Занятие№ 22«Магниты действуют на расстоянии».
Материалы: магнит, скрепка.
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.
Вывод: вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Занятие№ 23 «Какие материалы притягивает магнит?»
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Вывод: магнит притягивает к себе только железо.
Занятие № 24«Как достать скрепку из воды не намочив рук?»
Материал: тазик с водой, железные предметы.
Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).
Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод: вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Блок «Звук, Свет»
Занятие№ 25«Солнечный зайчик»
Материалы: зеркальце.
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».
Занятие№26 «Как сделать звук громче?»
Материалы: бубен, ксилофон, хлопки в ладоши, постукивание.Приглашаются 2 человека.
Опыт 1. Замер тишины. Рассказывается, что такое звук.
Опыт 2. Что такое громкость. Звуки громкие и тихие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн.
Опыт 3. Что такое громкость. Звуки высокие и низкие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн
Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, ксилофона, свистка.
Вывод: звуки бывают разные.
Занятие№27Игра «Свет бывает разный»
Материалы: свеча, фонарик, лампа
Предлагается разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет изготовленный людьми. Что светит ярче свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Вывод: сила света больше у фонарика, с помощью света человек видит предметы, а значит, познает окружающий мир.
Занятие №28«Опыты с фонариком»
Материалы: фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.
Опыт: дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.
Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?
Вывод: свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.
Блок - Вода «Опыты с водой»
Занятие№29«Прозрачная вода может стать мутной»
Материалы: два стакана с прозрачной водой, мука, любой предмет.
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).
Вывод: прозрачная вода может стать мутной. В мутной воде плохо видны предметы.
Занятие №30«Солёная вода»
Материалы: большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.
Опыт:1. Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в
стакан яйцо.
Результат: яйцо опустилось на дно стакана.
2. Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до
полного растворения. Получится рассол.
3. Опять опустить в стакан яйцо.
Результат: яйцо всплывёт наверх.
4. Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт
тонуть.
Результат: яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.
Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее
пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода
расположилась слоем над солёной (её плотность меньше).
Вывод: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше,чем у солёной.
Занятие №31«Чем пахнет вода»
Материалы: 2 стакана чистой воды, валериана.
Опыт: предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Вывод: вода начинает пахнуть тем, что в неё положено.
Занятие№32«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Материалы: 4 стакана с водой, краски.
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: вода легко окрашивается в любой цвет.
Занятие №33«Предметы тяжелее и легче воды»
Материалы: ванночка с водой, предметы, выполненные из различного
материала.
Опыт: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы,
выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а
какие идут ко дну. Часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на
поверхности воды.
Вывод: нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие –тяжелее.
Занятие №34 «Вода не имеет формы»
Материалы: 2стакана, кубик, линейка, деревянная ложка.
Опыт: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Занятие№35«Как вытолкнуть воду?»
Материалы: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Занятие №36«Поверхностное натяжение воды»
Материалы: пинцет, иголка, стакан, вода.
Опыт: наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и
осторожно положите на поверхность воды в стакане. Игла лежит на поверхности воды.
Вывод: молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную
выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение
воды.
Занятие №36«Цвет растения»
Материалы: две-три пол-литровых баночки (или стаканы), пакетик пищевого красителя, белые листья свежей капусты.
Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты. Окрашивание растений в цветной воде
Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.
Вывод: важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)
Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...
Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...
Программа дополнительного образования "Я -исследователь"
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности детей средней группы "Я - исследователь"Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного о...
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...