Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенности организации РППС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obr_._yunye_issledovateli.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕШЕТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЕК»
Утверждаю:
заведующий МКДОУ
«Решетовский детский сад «Ручеёк»
_Незбудей Н.Л.
«28» августа 2019г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Автор-составитель программы:
воспитатель Плехотко Ольга Владимировна
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 4-5 лет
№/№ | Содержание | Стр. |
Паспорт программы | 3 | |
| ||
1.1. | Пояснительная записка | 6 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 8 |
1.3. | Характеристика возрастных особенностей воспитанников 4-5 лет | 8 |
1.4. | Планируемые результаты программы | 9 |
| ||
2.1. | Технологии реализации программы | 10 |
2.2. | Формы организации образовательной деятельности | 12 |
2.3. | Календарно-тематическое планирование | 13 |
2.4. | Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников | 19 |
2.5. | Мониторинг освоения программы кружка | 20 |
| ||
3.1. | Организация познавательно-исследовательской деятельности | 21 |
3.2. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 22 |
3.3. | Литература | 22 |
Паспорт программы
1. Наименование программы | «Юные исследователи» - программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. |
2. Реквизиты образовательной организации | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Решетовский детский сад «Ручеёк», с. Решёты Кочковского района Новосибирской обл. Дописать реквизиты: контактные телефоны, сайт, E-mail |
3. Автор-составитель программы | Воспитатель Плехотко Ольга Владимировна |
4. Возрастная категория воспитанников | Дети 4-5 лет |
5. Сроки реализации программы | 2019 – 2020 г.г. |
6. Нормативно-правовое основание для разработки программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»; - Устав МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк»; - Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк». |
7. Цель программы | Способствовать развитию познавательного интереса у детей 4-5 лет через познавательно-исследовательскую деятельность. |
8. Задачи программы |
|
9. Планируемые результаты реализации программы | - ребенок имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.); - ребёнок способен самостоятельно обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости и причинно-следственные связи; - ребенок умеет сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине; - с желанием и интересом принимает участие в познавательно-исследовательской деятельности: - ребенок самостоятелен, активен и инициативен в процессе познавательно-исследовательской деятельности. |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из актуальных направлений развития детей дошкольного возраста. В соответствии с задачами образовательной области «Познавательное развитие», педагог должен формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
- форме, цвете, размере, материале;
- звучании, ритме, темпе;
- количестве, числе, части и целом;
- пространстве и времени, движении и покое;
- причинах и следствиях и др.
В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность через личный опыт познать окружающий мир, получить представления о предметах и явлениях. У него активизируются мыслительные процессы, развивается способность анализировать, обобщать, выявлять зависимости и причинно-следственные связи. Развиваются творческие способности, память и речь.
Учитывая современные подходы к развитию и образованию детей дошкольного возраста, мною разработана программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи».
Программа ориентирована на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.
Актуальность программы заключается в том, что детское исследование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как творческая самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Данная программа построена на основе учёта конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста. Деятельность по программе осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Устав МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк»;
- Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк».
Особенности реализации программы представлены по трем направлениям: психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности, характер взаимодействия педагога с детьми, содержание образовательной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.
- Поддержка инициативы и активности детей в познавательно-исследовательской деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.
- Достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.
Характер взаимодействия педагога с детьми:
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей.
- Изменение способа организации взаимодействия: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Содержание образовательного процесса:
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательной деятельности.
- Реализация программы в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности).
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
- Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-исследовательской деятельности как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: способствовать развитию познавательного интереса детей 4-5 лет через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Формировать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости и причинно-следственные связи.
- Способствовать обогащению представлений о предметах, их свойствах и применении в практической жизни.
- Формировать элементарные естественно-научные представления.
- Формировать умение выдвигать гипотезы, делать простейшие обобщения и выводы.
- Активизировать речь детей, пополнить словарный запас в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, наблюдательность, воображение.
- Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Способствовать развитию самостоятельности, познавательной активности и инициативности.
1.3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 4-5 лет
Ведущая потребность - потребность в общении. Развивается познавательная активность. Развивается наглядно-образное мышление, игровая деятельность (коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация). Отношения со взрослыми - внеситуативно-деловое, взрослый выступает как источник информации. Отношение со сверстниками ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Эмоции более ровные: ребенок старается контролировать себя; появляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания - вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование. Объект познания: предметы и явления непосредственно не воспринимаемые.
Развивается восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10–15 мин. Объем внимания 4–5 предмета. Память кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2- 3 действия.
Мышление наглядно-образное. Воображение репродуктивное; появление элементов творческого воображения. Условия успешности - хорошо развитая речь.
Новообразования возраста: контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности; развитие способности выстраивать элементарные умозаключения; появление элементов сюжетно- ролевой игры.
1.4. Планируемые результаты программы
- ребенок имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.);
- ребёнок способен самостоятельно обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости и причинно-следственные связи;
- ребенок умеет сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине;
- с желанием и интересом принимает участие в познавательно-исследовательской деятельности:
- ребенок самостоятелен, активен и инициативен в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Технологии реализации программы
Перечисленные технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности:
- игровая технология;
- технология, опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.).
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы – это средство побуждения, стимулирования дошкольников к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала детей и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемого материала;
- цель игры – усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающаяся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение и воспитание с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений и навыков, а также усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности дошкольников, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием «активность». Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
2.2. Формы организации образовательной деятельности
Совместная образовательная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
- образовательные ситуации; - проблемные ситуации; - экспериментирование; - наблюдение; - экскурсии; - беседы; - обсуждение; - рассматривание объектов и их обследование; - дидактические игры; - рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций; - конкурсы; - моделирование; - ситуативные разговоры. | - решение проблемных ситуаций; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - наблюдения; - рассматривание; - экспериментирование с материалами. |
Алгоритм подготовки и проведения исследовательской деятельности:
1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения).
2. Определение типа и тематики вопроса.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (обучающие, развивающие, воспитательные).
4. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
5. Исследовательская работа.
6. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.
2.3. Календарно-тематическое планирование
Месяц | №п/п | Тема | Задачи познавательно-исследовательской деятельности | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Путешествие с капелькой | Познакомить с основными свойствами воды (бесцветная, прозрачная, без запаха, вкуса, растворитель для некоторых веществ) | Емкости разного размера, мерные стаканчики, мерные ложки, лейки, формочки, вода, трубочки, мыло, воронки, кораблик, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, др.), краски, сито нескольких размеров, формочки для льда, термометр, картинки по теме, соль, сахар, мука, крахмал, губки, тряпочки. |
2 | Плот для муравьишки | Дать представление о тонущих и не тонущих материалах. | ||
3 | Освобождение бусинок из ледяного плена | Дать представления о трех агрегатных состояниях воды (жидкость, газ – пар, тв. – лед), их возможных взаимных переходах | ||
4 | Водяной у нас в гостях | Дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры в водоёмах живут разные растения и животные. | ||
Октябрь | 1 | Песочная страна | Расширить знания детей о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого (способность хорошо держать форму) | Сухой, чистый песок; сухая глина, большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш, лопатки, совочки, ведерки, грабельки. |
2 | Сюрприз для гнома (рисование цветным песком) | Продолжать обогащать знания о свойствах сухого песка | ||
3 | Глина. Какая она? | Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная, плотная) | ||
4 | Песок и глина – наши помощники | Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия | ||
ноябрь | 1 | Поиск воздуха | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Познакомить с основными свойствами воздуха (прозрачный, без запаха и цвета). | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. |
2 | Подводная лодка из винограда | Показать, как поднимаются и опускаются в толще воды подводная лодка и рыбы. Познакомить со свойством воздуха – легкость. | ||
3 | Вдох-выдох | Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни живых существ. | ||
4 | Воздушные фокусы | Обогащать представления детей о воздухе. Опытным путем показать, что воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается. | ||
декабрь | 1 | Бумажная страна | Опытным путем расширить знания о свойствах бумаги | Листы бумаги разного вида (салфетки, картон, др.), образцы тканей, тарелки с водой, пипетки, лупы, одежда, изделия из бумаги, картинки по теме. |
2 | Превращения бумаги | Расширить знания детей об использовании бумаги | ||
3 | Наряды для куклы Тани | Познакомить с разными видами тканей, побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года | ||
4 | Мир бумаги и мир ткани | Формировать умение детей сравнивать ткань и бумагу, самостоятельно делать выводы | ||
январь | 1 | Подарки от Буратино. Поход в столярную мастерскую к папе Карло | Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.). Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования. | Кора разных деревьев, спилы, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки; |
2 | Путешествие в стеклянный город | Расширить представления о свойствах и применении стекла | Наглядный материал: ваза для цветов, стаканы стеклянные, конфетница, чайные чашки из стекла, одна битая елочная игрушка, елочные игрушки, бутылочка, баночки из-под духов, стеклянные цветы, стеклянные бусинки и т. д. мел, песок, сода в комках, свечка, стеклянные стаканы, стеклянные шарики, карандаши на каждого ребёнка, бумага формата А4 для упаковки. | |
3 | Солнечные зайчики | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков | Салфетки из ткани белого и черного цвета, листы бумаги, карандаши, зеркало, баночка, пластины из нержавеющей стали, фонарики | |
февраль | 1 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Пластмассовые игрушки, стаканчики, трубочки, емкости с водой, лупа |
2 | Пластмассовые игрушки | Знакомить детей с предметами, изготовленными из пластмассы. | ||
3 | В мире резины | Знакомить со свойствами и качествами предметов из резины, помочь выявить свойства резины – растягивается, эластичная, упругая, водонепроницаемая. | Тонкие и толстые полоски резины, шарики, перчатки, тазики с водой, игрушки | |
4 | Мой веселый звонкий мяч | Знакомить детей с предметами, изготовленными из резины. | ||
март | 1 | Волшебная рукавичка | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы, варежки с магнитом, иллюстрации пол теме. |
2 | Притягивает - не притягивает | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы | ||
3 | Предметы из металла | Формировать умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства | ||
4 | Как вытащить скрепку, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Развивать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | ||
апрель | 1 | Что любят растения? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними | Три одинаковых растения, предметы ухода за растениями (лейка, тряпочки, грабельки, опрыскиватель, удобрения), колоски, почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции, листья, семена клена, овощи, семена бобов, кабачков, |
2 | Где живут зернышки? | Познакомить со строением колоска | ||
3 | Хитрые семена | Познакомить со способами проращивания семян | ||
4 | Соревнование | Познакомить с состоянием почвы | ||
май | 1 | Язычок – помощник. | Определить вкусовые зоны языка, поупражнять в определении вкусовых ощущений. | Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода, стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер. |
2 | Проверим слух. Чей глаз острее? | Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. | ||
3 | Наведи порядок в сундуке (Итоговое занятие) | Развивать тактильную чувствительность. | Ящик с отверстием, небольшие предметы из различного материала. |
2.4. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной работы по программе с семьями воспитанников необходимо соблюдаются основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагога и родителей в образовании и развитии детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и в группе ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Основными направлениями, необходимыми для реализации эффективного взаимодействия между педагогом и семьей, являются следующие:
- информационно-аналитическое направление,
- педагогическая поддержка и образование,
- совместная деятельность педагога и родителей.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности:
1. Информирование родителей о жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и познавательных интересах.
2. Организация познавательно-игровых мини-центров для взаимодействия педагога, родителей и детей в условиях ДОУ: выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.).
3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
4. Ознакомление родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей. Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется познавательная активность ребёнка, его самостоятельность, умение общаться со сверстниками.
5. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
6. Совместные наблюдения явлений природы с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы.
7. Помощь родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для опытов.
8. Создание в группе тематических выставок при участии родителей.
9. Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и других предметов для познавательно-творческой работы.
10. Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
11. Совместный поиск ответов на познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
- Мониторинг освоения программы кружка
Программой предусмотрен педагогический мониторинг, который проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Основная задача мониторинга в начале учебного года - определить начальные знания и представления дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» (направление «познавательно-исследовательская деятельность». В конце года – определить степень освоения ребенком программы.
Мониторинг проводится на основе диагностических материалов основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с воспитанниками.
III. Организационный раздел
3.1. Организация познавательно-исследовательской деятельности
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Деятельность кружка организуется во второй половине дня.
Время проведения: 16.00 – 16.20
Количество детей: 19
Количество занятий:
- в неделю – 1;
- в месяц – 4;
- в год – 34.
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
- прилегающая территория ДОУ.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной деятельности могут проводиться физкультурные минутки.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Индивидуальная работа направлена на осуществление помощи воспитанникам, имеющим трудности при овладении программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.
Организация занятий
Работа в кружке построена следующим образом:
Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры-задания, эксперименты и т. д.)
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Приветствуется посещение родителей, включение их в практическую деятельность.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
В группе созданы все условия для плодотворной работы. Оформлены развивающие зоны и зоны познавательно-исследовательской направленности: Центр природы, Центр изобразительной деятельности, Центр познания, Центр художественно-эстетического развития;
Пространство группы оснащено оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм познавательно-исследовательского характера. Созданы объекты и предметы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по данному направлению.
- Литература:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М,: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.:«ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...