Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctarshaya_gryunye_isledovateli_shtoppelm.s.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида
Программа дополнительного образования
«Юные исследователи»
(по познавательно – исследовательской деятельности)
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
срок реализации 2018-2019 г.
Руководитель:
Штоппель Мария Сергеевна
воспитатель первой
квалификационной категории
р.п. Маслянино2018 г
1.Название кружка: «Юные исследователи».
2.Пояснительная записка:
Направленность программы: : познавательно - исследовательская.
Возраст детей: В данной программе участвуют дети старшей группы – 5- 6лет.
Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Экспериментирование - основная особенность познавательной деятельности детей. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование - ведущая деятельность дошкольного возраста. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей.
Успешному развитию экспериментальных способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа, составленная в соответствии с образовательной программой МКДОУ «Тополек» «Солнечные лучики», а также методических рекомендаций программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных связей по художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, речевому развитию.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
.
Ожидаемый результат: - Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов
- Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
- Проявляют интерес исследовательской деятельности.
- Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.
- Умеют формулировать вопрос, отвечать на поставленный вопрос, находить пути решения проблемы. Проявляют интерес к окружающей нас природе.
- Вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома.
-Сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности.
Системный показатель эффективности:
Итоговая аттестация: «Забавные фокусы» Развлечение
Конспект:
3.Учебно-тематический план:
Тема | Кол-во часов |
Растения | 4 |
Вода | 5 |
Знакомство с приборами | 3 |
Физические явления | 5 |
Воздух | 3 |
Опыты по схеме | 1 |
Природные явления | 4 |
Звук | 3 |
Космос | 2 |
Электричество | 3 |
Проявление веществ | 1 |
Фокусы | 1 |
Итого | 35 |
4.Структура и содержание совместной деятельности: мотивация, постановка вопроса (проблемы), выдвижение предположений, поиски путей решения, проверка гипотез, выводы, фиксация результатов, рефлексия.
5.Тематическое содержание
Перспективный план исследовательской деятельности средняя группа
Месяц | № | Тема | Цель |
Сентябрь | №1 | Где прячутся детки? | Создание целостного представление о растение, формирование умения выделять ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. |
№2 | У кого какие детки? | Формирование умения выделять общее в строение семян (наличие ядрышка) .Побуждение к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | |
№3 | Тепло - холодно. | Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | |
№4 | Как развивается растение? | Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок –плод- семя. | |
Октябрь | №1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. | Расширение представлений детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). |
№2 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | |
№3 | Прозрачная вода | Расширение представлений детей о воде и выявление ее свойств (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму). | |
№4 | Изготовление цветных льдинок. | Развитие познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой, познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Показать, что вода прозрачная, но она может стать разноцветной, если в нее добавить краску. | |
Ноябрь | №1 | Какие предметы могут плавать? | Формирование представления у детей о плавучести предметов, о том, что плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
№2 | Делаем мыльные пузыри. | Познакомить детей со способом изготовления пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. | |
№3 | Воздух повсюду. | Расширение представлений о воздухе; обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. | |
№4 | Воздух работает. | Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | |
Декабрь | №1 | Каждому камешку свой домик. | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
№2 | Можно ли менять форму камня и глины? | Выявить свойства глины : (влажная, мягкая, вязкая), можно выявлять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый из нее нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | |
№3 | Свет повсюду | Расширение представлений о свете, показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер ), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча ). | |
№4 | Свет и тень. | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | |
Январь | №1 | ||
№2 | Замерзшая вода. | Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | |
№3 | Тающий лед. | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | |
Февраль | №1 | Таинственные картинки. | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. |
№2 | Все увидим, Все узнаем! | Познакомить с прибором – помощником –лупой и её назначением. | |
№3 | Песочная страна. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | |
№4 | Где вода? | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | |
Март | №1 | Водяная мельница. | Дать представления о том, что вода может приводить в движение другие предметы. |
№2 | Звенящая вода. | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | |
№3 | Угадай-ка! | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | |
№4 | Ловись, рыбка, и мала, и велика. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | |
Апрель | №1 | Фокусы с магнитами. | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. |
№2 | Солнечные зайчики | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | |
№3 | Что растворяется в воде? | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. | |
№4 | Что отражается в зеркале? | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | |
Май | №1 | Волшебное сито. | Ознакомление со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной, с помощью сита, развитие самостоятельности. |
№2 | Цветной песок. | Ознакомление детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой. | |
№3 | Игры с песком. | Закрепление представлений детей о свойствах песка, развитие любознательности, наблюдательности, активизация речи детей, развитие конструктивных умений. | |
№4 | Фонтанчики. | Развитие любознательности, самостоятельности, создание радостного настроения. |
Перспективный план исследовательской деятельности старшая группа
Месяц | № | Тема | Цели. Задачи |
Сентябрь | №1 | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. |
№2 | Что выделяет растение? | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растения. | |
№3 | Тепло - холодно. | Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | |
№4 | Как развивается растение? | Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод - семя. | |
Октябрь | №1 | Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму. |
№2 | Вода растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | |
№3 | Сила тяготения. | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | |
№4 | Упрямые предметы. | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | |
Ноябрь | №1 | Волшебные стеклышки. | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. |
№2 | Почему предметы движутся? | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | |
№3 | Хитрости инерции. | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни ( отличать сырые яйца от вареных). | |
№4 | Что такое масса? | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. | |
Декабрь | №1 | Воздух. | Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. |
№2 | Солнце дарит нам тепло и свет. | Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием « световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | |
№3 | Почему дует ветер? | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. | |
№4 | Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | |
Январь | №1 | - Путешествие Капельки. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека. |
№2 | Чем можно измерить дину? | Расширить представления детей о мерах длины; условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | |
№3 | Все обо всем. | Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | |
Февраль | №1 | Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства. |
№2 | Откуда взялись острова? | Познакомить детей с понятием « остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | |
№3 | Как происходит извержение вулкана? | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | |
№4 | Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | |
Март | №1 | Испытание магнита. | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компаса. |
№2 | О «дрожжалке» и «пищалке». | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. | |
№3 | Как сделать звук громче? | Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. | |
№4 | Почему поет пластинка? | Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. | |
Апрель | №1 | Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. |
№2 | Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | |
№3 | Секретные записки. | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. | |
№4 | Что такое молния? | Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. | |
Май | №1 | Почему горит фонарик? | Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. |
№2 | Электрический театр. | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. | |
№3 | Радуга в небе. | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму. | |
№4 | Забавные фокусы. | Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. |
6.Условия реализации
-Основные правила для педагога в работе с детьми: осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
-Требования к помещению для проведения занятий:
Занятия проводятся в групповом помещении, отвечает требованиям СанПиН и соответствует ФГОС ДО.
-Методы обучения: В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности. А также игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.
7.Методическое обеспечение:
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
- « Неизведанное рядом » Опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина
8.Организация работы:
-Сроки реализации: данная программа рассчитана на два года.
-Количество часов: 31 час в год
-Периодичность: 1 раз в неделю по 25 минут каждое
-Средства обучения
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, весы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...
Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...