Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Штоппель Мария Сергеевна

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctarshaya_gryunye_isledovateli_shtoppelm.s.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Программа дополнительного образования

«Юные исследователи»

(по познавательно – исследовательской деятельности)

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

срок реализации 2018-2019 г.

Руководитель:

Штоппель Мария Сергеевна

воспитатель первой

квалификационной категории

р.п. Маслянино2018 г

1.Название кружка:  «Юные исследователи».

2.Пояснительная записка:

          Направленность программы: : познавательно - исследовательская.

          Возраст детей: В данной программе участвуют дети старшей группы –  5- 6лет.

Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. 

Экспериментирование - основная особенность познавательной деятельности детей. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование - ведущая деятельность дошкольного возраста. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов.

 Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей.

Успешному развитию экспериментальных способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа,  составленная в соответствии с образовательной программой МКДОУ «Тополек» «Солнечные лучики»,  а также методических рекомендаций программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных  связей по художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, речевому развитию.

   Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и  размышлению.

     Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

.

      Ожидаемый результат: - Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

- Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

- Проявляют интерес исследовательской деятельности.

- Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

- Умеют формулировать вопрос, отвечать на поставленный вопрос, находить пути решения проблемы. Проявляют интерес к окружающей нас природе.

- Вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома.

-Сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности.

   Системный показатель эффективности:

   Итоговая аттестация: «Забавные фокусы» Развлечение

   Конспект:

3.Учебно-тематический план:

                        Тема

                       Кол-во часов

Растения

4

Вода

5

Знакомство с приборами

3

Физические явления

5

Воздух

3

Опыты по схеме

1

Природные явления

4

Звук

3

Космос

2

Электричество

3

Проявление веществ

1

Фокусы

1

Итого

35

4.Структура и содержание совместной деятельности: мотивация, постановка  вопроса (проблемы),  выдвижение предположений, поиски путей решения, проверка гипотез, выводы, фиксация результатов, рефлексия.

5.Тематическое содержание

Перспективный план исследовательской деятельности средняя группа

Месяц

Тема

Цель

 

Сентябрь

№1

Где прячутся детки?

Создание целостного представление о растение, формирование умения выделять ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

№2

У кого какие детки?

Формирование умения выделять общее в строение семян (наличие ядрышка) .Побуждение к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

№3

Тепло - холодно.

Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

№4

Как развивается растение?

Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок –плод- семя.

Октябрь

№1

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Расширение представлений детей об органах чувств,  их назначении  (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

№2

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

№3

Прозрачная вода

Расширение представлений детей о воде и выявление ее свойств  (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму).

№4

Изготовление цветных льдинок.

Развитие познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой, познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Показать, что вода прозрачная, но она может стать разноцветной, если в нее добавить краску.

Ноябрь

№1

Какие предметы могут плавать?

Формирование представления у детей о плавучести предметов, о том, что плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

№2

Делаем мыльные пузыри.

Познакомить детей со способом изготовления  пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

№3

Воздух повсюду.

Расширение  представлений о воздухе; обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.

№4

Воздух работает.

Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Декабрь

№1

Каждому камешку свой домик.

 Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

№2

Можно ли менять форму камня и глины?

Выявить свойства глины :  (влажная, мягкая, вязкая),  можно выявлять ее форму, делить на части, лепить)  и камня (сухой, твердый из нее нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

№3

Свет повсюду

Расширение представлений о свете, показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер ), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча ).

№4

Свет и тень.

 Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Январь

№1

№2

Замерзшая вода.

 Выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

№3

Тающий лед.

 Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 

Февраль

№1

Таинственные картинки.

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

№2

Все увидим, Все узнаем!

 Познакомить с прибором – помощником –лупой и её назначением.

№3

Песочная страна.

 Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

№4

Где вода?

 Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. 

Март

№1

Водяная мельница.

 Дать представления о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

№2

Звенящая вода.

 Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. 

№3

Угадай-ка!

 Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

№4

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 

Апрель

№1

Фокусы с магнитами.

 Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 

№2

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 

№3

Что растворяется в воде?

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

№4

Что отражается в зеркале?

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май

№1

Волшебное сито.

Ознакомление со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной, с помощью сита, развитие самостоятельности.

№2

Цветной песок.

Ознакомление  детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

№3

Игры с песком.

Закрепление представлений детей о свойствах песка, развитие любознательности, наблюдательности, активизация речи детей, развитие  конструктивных умений. 

№4

Фонтанчики.

Развитие  любознательности, самостоятельности, создание радостного настроения.

Перспективный план исследовательской деятельности старшая группа

Месяц

Тема

Цели. Задачи

 

Сентябрь

№1

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

№2

Что выделяет растение?

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растения.

№3

Тепло - холодно.

Развитие познавательной активности, умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

№4

Как развивается растение?

Формирование умения выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод - семя.

Октябрь

№1

Какая бывает вода?

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

№2

Вода растворитель. Очищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

№3

Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

№4

Упрямые предметы.

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Ноябрь

№1

Волшебные стеклышки.

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

№2

Почему предметы движутся?

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

№3

Хитрости инерции.

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни  ( отличать сырые яйца от вареных).

№4

Что такое масса?

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования.

Декабрь

№1

Воздух.

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

№2

Солнце дарит нам тепло и свет.

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием « световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

№3

Почему дует ветер?

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

№4

Почему не тонут корабли?

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Январь

№1

- Путешествие Капельки.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека.

№2

Чем можно измерить дину?

Расширить представления детей о мерах длины; условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности  (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

№3

Все обо всем.

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

Февраль

№1

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

№2

Откуда взялись острова?

Познакомить детей с понятием « остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

№3

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

№4

Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

Март


№1

Испытание магнита.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления компаса.

№2

О «дрожжалке» и «пищалке».

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.

№3

Как сделать звук громче?

Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки  бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

№4

Почему поет пластинка?

Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.

Апрель

№1

Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

№2

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

№3

Секретные записки.

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

№4

Что такое молния?

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Май

№1

Почему горит фонарик?

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

№2

Электрический театр.

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

№3

Радуга в небе.

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму.

№4

Забавные фокусы.

Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать

мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

6.Условия реализации

   -Основные правила для педагога в работе с детьми: осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

   -Требования к помещению для проведения занятий:

Занятия проводятся в групповом помещении, отвечает требованиям СанПиН и соответствует ФГОС ДО.

   -Методы обучения: В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности. А также игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.

7.Методическое обеспечение:

  1. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
  2. « Неизведанное рядом »  Опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина

8.Организация работы:

    -Сроки реализации: данная программа рассчитана на два года.

    -Количество часов: 31 час в год

    -Периодичность: 1 раз в неделю по 25 минут каждое

    -Средства обучения

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, весы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...