Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Маясова Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»


Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы

"Школа № 439 "Интеллект"

Дополнительная образовательная программа

«Юный исследователь»

на 2019 – 2020учебный год

Руководитель:

Маясова Марина Анатольевна

Москва

2019 г.

Пояснительная записка

Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.

Традиционно большое внимание развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников уделяется в старшем дошкольном возрасте. Проанализировав программу, которую реализует ДОУ, мы считаем, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать познавательные потребности ребенка, поисковую, исследовательскую активность, направленную на обнаружение нового.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.

Цель программы: развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи программы:

1. Формировать у детей основы диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

6. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Основные методы работы:

Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Формы работы: беседы, опыты, экспериментирование, дидактическая игра.

Предполагаемый результат:

1. У детей накоплен познавательный опыт, соответствующий младшему дошкольному возрасту.

2. Младшие дошкольники активно включаются в поисково-познавательную деятельность совместно с воспитателем.

3. Дети могут анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы в соответствии с возрастными особенностями.

4. У детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

5. Дети проявляют инициативу, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Расписание: 1/2 занятие в неделю с 16.30 – 17.00

Данная программа рассчитана на 42 занятия

Перспективный план работы

Октябрь

1 Тема: «Узнаем, какая вода»Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2 Тема: «Вкус воды»Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3 Тема: «Имеет ли вода запах»Цель: Выяснить имеет ли вода запах.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, лимон.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) лимон. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4 Тема: «Имеет ли вода цвет»Цель: Выяснить имеет ли вода цвет.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Ноябрь

5 Тема: «Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, какими обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Материал. Салфетки, апельсин.

Процесс. Разрезать апельсин и предложите детям почувствовать запах, распространяющиеся в помещении. Подуть на салфетки.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

6 Тема: «Надувание мыльных пузырей»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал. Мыльные пузыри по количеству детей

Процесс. Надувание мыльных пузырей.

7 Тема: «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.

Материал. Полиэтиленовые мешочки, маленькие игрушки.

Процесс. 1)Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

8 Тема: «Тонет – не тонет»

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас.

Материал. Предметы сделанные из разного материала, тазик с водой.

9 Тема: «Свойства песка»Цель: Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

10 Тема: «Мокрый песок»Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает,

воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

11 Тема: «Рисование песком»Цель: Познакомить детей со свойствами сухого песка.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми пальчиками рисовать на песке. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

12 Тема: «Как вода проходит сквозь песок»Цель: Показать детям как песок пропускает воду.

Процесс. (в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок) надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т. к воздуха между частичками нет

Декабрь

13 Тема «Волшебная кисточка»Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Процесс. Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски, закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

14 Тема «Как вытолкнуть воду?»Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Итог: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

15 Тема «Изготовление цветных льдинок Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Формочки, гуашь разного цвета, кисточки, пластмассовые стаканчики.

Процесс: окрасить воду в разные цвета, разлить по формочкам и оставить на улице для замерзания.

16 Тема «Выжми губку»

Цель: показать детям как с помощью губки можно переместить воду из одной ёмкости в другую.

Материал: две емкости, поролоновая губка.

Процесс. Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Итог: губка впитывает воду.

17 Тема «Апельсин»Материал: две ёмкости с водой, два апельсина.

Вымойте два апельсина. Один из них положите в ёмкость, наполненную водой. Он будет плавать. Попробуйте его утопить — ни за что не получится!

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Вы удивлены? Апельсин утонул. Почему? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Вывод:Объясните: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

Январь

18 Тема: «Таяние льда в воде»Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Наблюдать как льдинки тают в воде.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

19 Тема: «Можно ли пить талую воду»Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

20 Тема «Агрегатные состояния воды»Цель: рассказать,что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед.

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

21 Тема: «Бумага, её качества и свойства»Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвется, режется, горит).

Материал. Бумага, свечка, предметы сделанные из бумаги.

22 Тема: «Цветы лотоса»Цель: знакомить со свойствами бумаги в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется); привлечь к творческой деятельности, развивать воображение.

Ход: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.

23 Тема: «Самолетики»Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся) научить выделять свойства и признаки материалов.

Ход: Сделать из бумаги самолетики по количеству детей. Запускать самолетики вверх и наблюдать, как они опускаются на пол.

Вывод: Бумажные самолетики держит воздух при приземлении.

Февраль

24 Тема: «Способность воды отражать окружающие предметы»Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

25 Тема: «Магнит фокусник»Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки.

Ход. Магнитом провести по предметам на столе и посмотреть, что произойдет.

Вывод: Магнит магнитит только металлические предметы.

26 Тема: «Теремок»Цель: знакомить с деревом, древесиной и её свойствами.

Ход: рассмотреть конструктор из дерева. Выявить свойства древесины. Что можно сделать из дерева. Построить теремок из конструктора.

27 Тема: «Глина, её качества и свойства»Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьётся, размокает).

Март

28 Тема: «Где вода?»Цель: Предложить детям сравнить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь.

Ход: Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему? У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду. Где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Вывод: Песок пропускает воду, а глина нет.

29 Тема «Животворное свойство воды»Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни.Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

30 Тема «Воздух в стакане»Ход: Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Воздух не видим и прозрачен.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3. Буря в стакане.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

31 Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет.Цель: узнать, почему мяч может прыгать.

Ход: Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

32 Тема "Ветер - это движение воздуха".Цель: дать детям представление о ветре.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, - и тогда ветер "приходит в гости"). Можно поздороваться с ним. Затем воспитатель предлагает подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод : О чём мы сегодня узнали? Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

33 Тема «Ветер дует - лодочка плывёт».Ход: Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на неё. Что происходит с лодочкой? (Она плывёт). Почему она плывёт? (Потому что мы на неё дуем). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Кто толкает лодочку? (Ветер).

34 Тема «Текучесть воды»Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

35 Тема: «У меня живёт цветок»Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к живому, развивать умственные способности при установлении элементарных причинно-следственных связей между уходом за растениями и жизнью растений, учить малышей заботиться о растениях, знать их потребности.

36 Игра-забава «Кладоискатели»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка.

Ход: Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита, просеивая песок, отыскиваются «сокровища».

Апрель

37

Эксперимент "Песочные часы"

Цель: познакомить детей с песочными часами.

Ход6 Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

38 Тема «Танцующая фольга»Цель: Что такое фольга? Для чего она нужна.

Ход: Познакомить детей с фольгой. Рассказать, что можно делать с фольгой. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

39 Тема «Воздух легче воды»Цель: узнать, что легче воздух или вода.

Ход: Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

40 Тема «На мокром песке остаются следы, отпечатки»Ход: Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).

41 Тема: «Солнечная лаборатория»Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

42 Тема «Секретное письмо» Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Список литературы:

1. Борисенко М. Г. «Я познаю мир», Санкт-Петербург, Паритет, 2004.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом, М., Творческий центр, 2013.

3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы, М., Творческий центр, 2013.

4. Коробова М. В. Малыш в мире природы, М., Просвещение, 2005.

5. Нищева Н. В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ, Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"

Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...

Программа по дополнительному образованию «Юные волшебники» для детей старшего возраста

Программа по дополнительному образованию   «Юные волшебники» для детей старшего возраста...

Авторская программа по дополнительному образованию "Юные экологи"

Особенностью программы является знакомство старших дошкольников со спосаби проведения эксперимента, физические явления через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающие свойства предмет...

Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.

Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные исследователи"

Рабочая программа по кружку "Юные исследователи"...

Программа кружка дополнительного образования: «Я – исследователь. Опыты и эксперименты».

Пояснительная записка:Рабочая Программа «Я-исследователь. Опыты и эксперименты»  разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответстви...