Программа по музыке
рабочая программа
Программа по музыке для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzyke_3_klass_2016-2017.docx | 65.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва:«Просвещение», 2010 год);
- Примерной образовательной программы основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ №569.
Данная рабочая программа ориентирована на учебникГ.П. Сергеева, Е.Д. Критская«Музыка.3 класс» (Музыка: 3 класс:учеб.для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева,Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013..)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Рабочая программа имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, и способствует решению следующих задач:
- воспитание эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение,игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Краткая характеристика контингента учащихся
В 3А классе основными особенностями контингента являются:
- средний уровень развития познавательной активности и учебной мотивации;
- некоторые учащиеся недостаточно владеют устной речью;
- уровень внимания средний;
- класс достаточно дисциплинированный, за исключением нескольких человек с невысокой мотивацией к обучению;
- некоторым учащимся необходим дополнительный стимул к изучению музыки.
Количество часов, в том числе контрольные, лабораторные и т.д.
В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Контролем знаний являются устные опросы, проверка знаний в форме викторин, кроссвордов, тестирований.
Учебно-методическое (литература основная и дополнительная) и материально- техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
3 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2012. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011. |
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2010г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2010г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2009г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
- Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе У.Д. Крупской, Г.П.Сергеевой/авт. сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2010г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2013г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2014г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2012г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», М., Просвещение, 2012г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.
20. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
21. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.
Максимова Т.С. «Поурочные планы», Волгоград, Учитель, 2004г.
22. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 1-4 класс», Волгоград, Корифей, 2013г.
23. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
24. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
25.Песенные сборники.
26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.
28. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
29. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания.
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Компьютер.
Экран, проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Стол учительский с тумбой.
Фортепиано
Содержание предмета
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4.Кантата Прокофьева «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5.Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Урок 21. Опера «Садко». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 23. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)
Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка).Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33-34. Резервные уроки. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Результаты изучения курса
Всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- восприятие музыки и размышление о ней, открытое и эмоциональное выражение своего отношения к искусству, проявление эстетических и художественных предпочтений, позитивная самооценка, самоуважение, жизненный оптимизм;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- реализация собственного творческого потенциала, применение музыкальных знаний и представлений о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- овладение логическими действиями сравнения на основе обучающих игр, анализа, обобщения;
- понимание роли музыки в жизни человека, применение полученных знаний и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Предметные результаты:
- сформированы представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; общие представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- сформированы основы музыкальной культуры, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- сформирован устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях
- освоены вокально-хоровые умения и навыки группового пения при разучивании и исполнении музыкальных произведений.
Учебно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Виды учебной деятельности (на основе учебных действий) | Основные требования на уровне знания, понимания, умения | |
Практика | Контроль (диагностика) | |||||
1. | «Россия-Родина моя» | 5 ча с ов | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентаций на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. | Знать/понимать: - что «песенность» является отличительной чертой музыки русских композиторов, - определение: понятия – романс, (его отличие от песни), понятия кант(его историю, особенности), понятия – кантата (содержание кантаты «Александр Невский»,понятие – опера (содержание - «И. Сусанин»), Уметь: - эмоционально откликаться на музыку разных жанров, - определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием, - определять характер музыкальных произведений. | ||
2. | «День, полный событий» | 4 ча с а | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленноисполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. | Знать/понимать: -выразительные и изобразительные средства в музыке разных стилей и жанров, - понятия: выразительность и изобразительность музыки. Уметь: -эмоционально откликаться на музыку разных жанров, - определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений, - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанной музыки, - определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке, - продемонстрировать знания о музыке, - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ||
3. | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 часа | Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - религиозные жанры музыкального искусства - священные образы воплощения Девы Марии в искусстве, - главные религиозные праздники (Вербное воскресенье), - святых земли Русской и как их образы воплотились в искусстве. Жанр –величание. Уметь: -выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), -определять характер музыкальных произведений и настроение. | ||
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 часа | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - определение былины, ее историю развития, имена былинных сказителей. - названия изученных произведений и их авторов, - народные традиции и обряды в музыке русских композиторов; игры и обряды в календарных праздниках (Рождество, Масленица и др.) Уметь: -эмоционально откликаться на музыку разных жанров, - выражать свое отношение к музыке в слове, - владеть певческими умениями и навыками (чистое звукоизвлечение, правильное дыхание), - узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, - выразительно исполнять песни. | ||
5. | «В музыкальном театре». | 6часов | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | Знать/понимать: - понятия: ария, увертюра, бас,баритон, сопрано, рондо, опера, тенор, тембр,увертюра, инструменты симфонического оркестра,интонация,балет, трехчастная форма, - мюзикл как жанр легкой музыки. Уметь: - определять характер и настроение музыкальных произведений, - проводить интонационно-образный анализ музыки, - выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов, опер. | ||
6. | «В концертном зале». | 5часов | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку.Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | Знать/понимать: - понятия:исполнитель, концерт, композитор,симфония, дирижер, тема, вариации, музыкальные жанры, сюита, - тембры флейты, скрипки и инструментов симфонического оркестра, - музыкальные жанры, музыкальные термины. Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки, - выразительно исполнять песни. | ||
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 6часов | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки.Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - понятия: ритм, импровизация, особенности джазовой музыки, кантата, хор, симфония, вокальная и инструментальная музыка, музыкальные жанры, - особенности звучания духовых инструментов, сочетание тембров, - особенности музыкального языка разных композиторов. Уметь: -выразительно исполнять песни, владеть певческими умениями и навыками, - определять характер музыкальных произведений и настроение. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата прохождения | Количество часов | Тема каждого урока | Виды и формы контроля | Тип/форма урока | |
по плану | факти чески | |||||
«Россия – Родина моя» (5 ч.) | ||||||
1. | 1 | Мелодия-душа музыки. | ИНМ | Вводный | ||
2. | 1 | Природа и музыка. Звучащие картины. | ОСЗ | |||
3. | 1 | Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. | ИНМ | |||
4. | 1 | Кантата Прокофьева «Александр Невский». | СЗУН | Опрос | ||
5. | 1 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | ОСЗ | |||
«День, полный событий» (4 ч.) | ||||||
6. | 1 | Образы природы в музыке. Утро. | СЗУН | |||
7. | 1 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | ИНМ | |||
8. | 1 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | ИНМ | |||
9. | 1 | Обобщающий урок. | КЗУ | Тест | ||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||||
10. | 1 | Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария». | ИНМ | |||
11. | 1 | Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. | ОСЗ | |||
12. | 1 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. | СЗУН | |||
13. | 1 | Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | ИНМ | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.) | ||||||
14. | 1 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе. | СЗУН | |||
15. | 1 | Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…» | ЗИН | |||
16. | 1 | Обобщающий урок. | КЗУ | Тест | ||
17. | 1 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | ИНМ | |||
«В музыкальном театре» (6 ч.) | ||||||
18. | 1 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила. | ИНМ | |||
19. | 1 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика. | СЗУН | |||
20. | 1 | Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. | ОСЗ | Опрос | ||
21. | 1 | Опера Римского-Корсакова «Садко».Океан-море синее. | СЗУН | |||
22. | 1 | Балет Чайковского «Спящая красавица». | ИНМ | |||
23. | 1 | В современных ритмах (мюзикл). | ОСЗ | |||
«В концертном зале» (5 ч.) | ||||||
24. | 1 | Музыкальное состязание (концерт). | СЗУН | Концерт | ||
25. | 1 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | КЗУ | Викторина | ||
26. | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка). | ОСЗ | |||
27. | 1 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». | ЗИМ | |||
28. | 1 | Героическая (симфония). Мир Бетховена. | ИНМ | |||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.) | ||||||
29. | 1 | Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки. | СЗУН | |||
30. | 1 | «Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. | ОСЗ | |||
31. | 1 | Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский). | ИНМ | |||
32. | 1 | Прославим радость на земле. | ЗИМ | |||
33. | 1 | Резервный урок. | ОСЗ | Концерт | ||
34. | 1 | Резервный урок. | ОСЗ | Концерт |
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
ОСЗ – обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.
Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....
Рабочая программа по музыке Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
Рабочая программа по музыке...
рабочая программа по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...
Рабочая программа по музыке в ДОУ
Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...
Образовательная программа по "Музыке" с учетом регионального компонента
представлена программа по музыкальной деятельности с добавлением регионального компонента...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...