Рабочая программа по музыке Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Колобок» х. Денисов
Рабочая программа по музыке
Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
Возрастная категория (группа) все возрастные группы
Разработчик – Музыкальный руководитель – психолог Манвелян Ануш Рафиковна
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только занятиями музыки в детском саду. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации в не плановой деятельности воспитанников и направлена на достижение следующей цели:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток, а также и танцев .
Задачи:
- формировать основы вокально-танцевальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений на детских утренниках. Это помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на старшую и подготовительную к школе группы. Занятия проводятся ежедневно, после плановых занятий, продолжительностью от 30 – 60 минут
Формы организации вокально-танцевальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- утренники и развлечения
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокально-танцевальной деятельности:
- сольное и хоровое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
- элементы танца
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие
художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
- личностное ориентирование;
- образность;
- интерес и увлечённость;
- связь с жизнью;
- креативность;
- эмоциональное насыщение;
- вариативность и свобода выбора.
- системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Используемые методы и приемы обучения:
˗ наглядно – слуховой (аудиозаписи);
˗ наглядно – зрительный (мультимедиа);
˗ словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
˗ практический (показ приемов исполнения, импровизация);
˗ частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
˗ методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы песенного репертуара и танцевальных композиций подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Программная деятельность «Поющие нотки» групповые.
Группа включает в себя 4 – 15 человек .
При наборе детей специального отбора не предполагается.
Занятия проводятся ежедневно от 30 – 60 минут .
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- утренники и развлечения
.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-танцевального воспитания.
Оснащение образовательного процесса:
- кабинет ;
- компьютер;
- записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
- мультимедиа
Результаты освоения программы вокально-танцевальной деятельности
По итогам обучения материалов воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности
- танцевальные движения.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
У воспитанников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах детского сада.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности воспитаников, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокально-танцевальной деятельности являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокально-танцевального творчества.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально-танцевальной творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
˗формирование эстетических потребностей, ценностей;
˗развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
˗развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокально-танцевальном виде искусства.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков каждый месяц организуются разные мероприятия
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления на утренниках, развлечениях и на открытых занятиях.
Содержание программы
Вводное занятие
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными воспитанников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены воспитанников. Беседа о правильной постановке голоса и движения во время пения, распевания, танца и знакомство с упражнениями.
Вокальная работа
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата .
Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
- мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
- ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
- пауза (долгая, короткая);
- акцент (лёгкий, сильный);
- гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
- интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
- лад (мажорный, минорный, переменный);
- темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
- динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
- регистр (высокий, средний, низкий);
- тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение
Жесты вокалиста и танцора: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни и танца.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями детского сада, так и с учетом восприятия номеров зрителями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих детских праздниках с участием родителей и без них.
Отчетный концерт (выпускной бал) – это финальный результат работы.
Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы. | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. | |
2 | Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) | |
3 | Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы). | |
4 | Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ). | |
5 | Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, разучивание танцев, развлечения , утренники, концерты). |
Календарно-тематический план
№ занятий | Разделы. | Дата |
Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен. | ||
Знакомство с основными вокально-танцевальными навыками пения. Песни о детском саде, песни осени и т.д. | ||
Знакомство с основными танцевальными движениями.: танцы в классическом жанре, народные и современные танцы. | ||
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях, о доброте | ||
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России, про Родину. | ||
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье. | ||
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню. | ||
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме. | ||
Репетиции, участие в Новогоднем утреннике. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Масленица. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Песни 8 Марта. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу. | ||
Сценический образ, сценическое движение. | ||
Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы. | ||
Песни лета. | ||
Отчётный концерт (утренники и развлечения). |
Примерный репертуар
Песни о детском саде ишколе: «Ах как хорошо в садике живется». Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе;
Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.
Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».
Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова.
Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса, сл. И.Резника; «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,
Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы». Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,
Песни о зиме: «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.
Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова
Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
Песни Победы: «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
Список литературы для музыкального рук
- Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
- Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
- Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
- Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
- Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
- Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
- Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
- Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
Список полезных интернет – ресурсов для музыкального руководителя
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...
Рабочая программа по музыке в ДОУ
Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...
Рабочая программа по музыке в старшей группе
Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...
Рабочая программа по музыке в младшей группе
Программа разработана на учебный год...
Рабочая программа по музыке в средней группе
Программа разработана на учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...
Рабочая программа вокального кружка для старшей группы"Весёлые нотки"
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. ...