Образовательная программа по "Музыке" с учетом регионального компонента
рабочая программа на тему

Баранова Татьяна Александровна

представлена программа по музыкальной деятельности с добавлением регионального компонента

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Музыка»

Возраст 2- 7 лет

Уровень образовательной программы: разновозрастной

Разработал: муз.руководитель

Т.А.Баранова

Пояснительная записка:

Музыкальное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях являются частью единого воспитательного процесса, предусматривающего всестороннее развитие личности ребенка. В настоящее время в детских образовательных учреждениях республики накоплен большой опыт в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Однако существующие учебные программы, которые руководствуются педагоги, недостаточно отражают национальные особенности в музыкально – художественном воспитании детей. В этой связи появилась необходимость в создании данной образовательной программы, предусматривающей включение в учебно – воспитательный процесс детских образовательных учреждений Республики Башкортостан изучение национально – регионального компонента в музыке. Вышедшая в 2000 году программа «Музыка в детском саду» (авторы А.М. Кубагушев, Р.К. Мухамедзянов) в большей степени ориентирована на национальные ДОУ (группы), в связи с чем у педагогов русских дошкольных учреждений (там, где дети русской национальности составляют большинство) возникают проблемы в реализации данной программы. Этим и обусловлено появление программы, отражающей  региональный компонент дошкольного образования в республике Башкортостан.

Цель музыкального образования средствами башкирского  музыкального искусства в ДОУ – познакомить детей с башкирской музыкальной культурой и сформировать интерес и  уважение к ней, создать благоприятные условия для межэтнического общения.

Данная цель реализуется в ходе следующих задач:

  1. Формирование интереса и уважения к башкирскому  музыкальному искусству и башкирскому народу, желания глубже узнать культуру башкир, стремление к добрососедским отношениям с народами, населяющими республику.
  2. Формирование  чувства любви к малой Родине – Башкортостану , своему городу, селу, формирование патриотических чувств.
  3. Создание эффективной среды общения на поликультурной основе, способствующей формированию уважения разным к народам и их культурам, этнической толерантности, чувства сопричастности к мировой цивилизации в целом.
  4. Формирование творческого воображения, художественного вкуса, расширение кругозора, развитие эмоциональной отзывчивости музыкально-сенсорного слуха в ходе освоения башкирского  музыкального искусства.
  5. Знакомство с различными жанрами башкирской народной музыки, башкирскими  народными инструментами, танцевальными движениями; историей, бытом, традициями и обычаями башкир.
  6. Знакомство с творчеством башкирских композиторов, их произведениями, формирование понимания того общего, что  объединяет башкирское народное и профессиональное искусство, башкирское и русское музыкальное искусство.
  7. Формирование навыков восприятия и интонирования башкирских народных песен, исполнения танцевальных движений, навыков игры на башкирских народных инструментах.
  8. Развитие чувства  стиля, способности на слух различать  произведения русского и башкирского музыкального искусства.
  9. Формирование чувства  гордости и национального самосознания у детей башкирской национальности.

     Настоящая разработка рекомендуется для интеграции в разделе образовательной деятельности «Музыка» по типовой программе «От рождения до школы» под редакций Н.Е.Вераксы. Программа составлена с целью оказания методической помощи музыкальным руководителям в использовании национально – регионального  компонента на музыкальных занятиях из расчета 10 – 15 % учебного времени в сетке часов занятий.

       Данная разработка программы представляет собой специальной подобранный музыкальный материал для всех возрастных групп с учетом исполнительских возможностей детей. Для каждой возрастной группы определен (поквартально) дополнительный репертуар с учетом национально – регионального компонента по всем видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – дидактические игры.

      Музыкальный материал, представленный в методических разработках, является примерным, и поэтому каждый педагог имеет право по своему усмотрению внести коррективы  в репертуарный список музыкальных произведений, исходя из конкретных условий работы и возможностей данного ДОУ.

      Предлагаемый музыкальный репертуар рекомендуется использовать на музыкальных занятиях, праздниках, и во время прогулок.

     Использование национально – регионального компонента на музыкальных занятиях имеет важное значение для приобщения детей к национальным музыкальным традициям, особенностям музыкального языка своего народа, к многообразному миру музыкального искусства Республики Башкортостан.

I младшая группа.

Музыкально – эстетическое воспитание детей в первой младшей группе на основе национально – регионального компонента направлено на достижение следующих задач:

Слушание

  • Развивать интерес к музыке своего народа, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется  эмоционально реагировать на содержание.
  • Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

  • Вызывать активность детей при подпевании и пении.
  • Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).
  • Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

  • Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
  • Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).
  • Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
  • Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Примерный музыкальный материал

Слушание музыки:

«Лошадки» А.Каримов; «Воробышек» Р.Касимов; «Куколка» сл. Г.Юнусовой, муз. А.Каримова; «Барабан» муз. А.Хасаншин; «С горки» муз.С.Низаметдинова, сл. Г.Юнусовой; «Что же, кукла, ты не спишь?» сл. К.Даяна, муз. Р.Сальманова; «Колыбельная» муз. Р.Касимов; «Птички» муз. Х.Заимова; «Веселый дятел» муз. Н.Сабитова; «Кукушка» муз. Г.Габдрахманова; «Кошка» муз. Р.Касимова; «Мой котенок» муз. Р.Сальманова, сл. К.Даяна.

 

Пение.

«Петушок» муз.А.Кубагушева, сл. А.Игебаева; «Клен» муз. С.Ишбулатова, сл. С. Муллабаева; «Щенок» сл. Ф.Тугузбаевой, муз. А. Кубагушева; «Елочка - красавица» муз. А.Сальманова, сл. К.Даяна; «Зима» муз. А.Кубагушева, сл. Ф. Тугузбаевой;

Музыкально-ритмические движения:

Упражнения: «Спокойная ходьба» «Песенка» муз. Р.Касимова; «Бодрая ходьба» «Марш» муз. Р.Зиганова; «Легкий бег» «Считалочка» муз.Р.Касимова; «Зайчики» муз.Р.Касимова; «На прогулке» муз. А.Хасаншина; «Веселый мячик» сл. С.Алибаева, муз. Ш.Кульбарисова;

Игры, пляски: «Пляска» бнм, обр. А.Кубагушева; танец «Разноцветные платочки» бнм, обр. А.Кубагушева; «Игра с куклой» муз. Р.Еникеева;

К концу учебного года дети должны:

  • Узнает знакомые мелодии башкирских композиторов;
  • Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
  • Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
  • Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

II младшая группа

Слушание

  • Приобщать детей к народной и классической музыке республики Башкортостан.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные  произведении РБ, умение  различать веселую и грустную музыку.
  • Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.
  • Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

  • Учить выразительному пению.
  • Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Музыкально-ритмические движения

  • Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
  • Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
  • Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой.
  • Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.

Примерный  музыкальный материал

Слушание музыки.

«Осень» муз. Р.Сальманова, сл. А.Игебаева; «У реки» муз. А.Каримова; «Дождик» муз.А.Каримова, сл. О.Муллабаева; «Колыбельная» муз.Р.Касимова; «Марш» муз.А.Каримова; «Марш» муз.С.Шагиахметовой; «Верхом на лошади» муз.Н.Даутова; «Капризуля» муз. Н.Сабитова; « Шутка» муз.С.Шагиахметовой; «Лошадки» муз.А.Каримова; «Воробышек» муз. Р.Касимова; «Птички» муз. Х.Заимова; «Петушок-золотой гребешок» муз. С.Шагиахметовой; «Кошечка», «Зайчик» муз. А.Сальмановой; «Весна» муз. С.Сальманова, сл. Ф.Тугузбаевой; «Барабан» муз. А.Хасаншина; «Вальс» Каримов;

Пение.

«Осень» муз. С.Сальманова, сл. Ф.Тугузбаевой; «Клен» муз. С.Ишбулатова, сл. С. Муллабаева; «С горки» сл. Г.Юнусовой, муз. С.Низаметдинова; «Зима» сл.Ф.Тугузбаевой, муз. А.Кубагушева; «Дед Мороз» сл. К.Даяна, муз. А.Хасаншина; «Санки» сл. Ю.Гарея, муз. Ф.Гершовой; «Цветы» муз. А.Сальманова, сл. А.Ягафарова; «Весна» сл. М.Бикбовой, муз. Х.Ахметова; «Жаворонок» сл. Г.Гумера, муз.З.Исмагилова; «Моя песенка» муз.Д.Хасанина, сл. Ф.Тугузбаевой.

Музыкально-ритмические движения:

Упражнения: Спокойная ходьба «Песенка» муз. Р.Касимова; легкий бег «Считалочка» муз. Р.Касимова; прыжки на двух ногах «Прелюдия» муз. С.Шагиахметовой; потопаем «Танец» бнм, обр. А.Кубагушева; «Шагать, отдыхать» сл. С.Алибаева, муз. Ш.Кульбарисова; шаг и бег «Шагаем и бегаем» муз. Д.Хасаншина, сл. С.Алибаева; танцевальные движения «Пляска» муз. Н.Сабитова; упражнение с флажками «Марш» муз. А.Каримова, сл. С.Алибаевой; полуприседание «Мы идем» муз. А.Каримова, сл. С. Алибаева;

Игра, пляска: 

«Цыплята и сторож» муз.и сл Ф.Гершовой; « Осень» муз. А.Хасаншина, сл. М.Бикбовой; пляска «Наши ручки» муз. С.Сальманова, сл. С.Алибаева; «Снежинки» муз. А.Хасаншина, сл. Г.Галеевой; «Машина» муз. Р.Сабитова; «Танец» бнм, обр. А.Кубагушева; «Разноцветные платочки» бнм, обр. А.Кубагушева; «Игра с куклой» муз. Р.Еникеева «Полька» Р.Касимова; «Карусель» муз. А.Каримова.

К концу года дети должны:

  • Слушает музыкальное произведение до конца.
  • Узнает знакомые песни.
  • Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

Средняя группа.

Изучение национально – регионального компонента на музыкальных занятиях направлено на решение следующих задач:

Слушание

  • Воспитание любви к музыке своего народа, продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
  • Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Пение

  • Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Музыкально-ритмические движения

  • Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
  • Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
  • Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
  • Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Музыкальный материал

Слушание музыки:

 «Осеннее небо» муз. С.Шагиахметовой; «Рассвет» муз. Х.Заимова; «Теплый дождик» муз.Р.Газизова; «Башкирские напевы» муз. С.Ишбулатова; «Колыбельная» муз.Х.Заимова; «Песенка» муз. А.Каримова; «Полька» муз.Д.Хасаншина; «Полька» муз. М.Бикбовой; «Танец кукол» муз. Х.Заимова; « Танец» муз. А.Сальмановой; «Маленький вальс» муз. Х.Заимова; «Вальс» муз. А.Сальмановой; «Веселый танец» муз. С.Сальманова; « Марш» муз. Х.Заимова; «Сломанная игрушка» муз. Р.Касимова; «Веселый поезд» муз. Р.Газизова; «Новый мяч» муз. Н.Инякин; «Игра в лошадки» муз. Х.Ахметова; «Улыбка», «Грустинка» муз. С.Сальманова.

Пение:

«Осень» муз. А. Габдрахманова, сл. Г.Юнусовой; «Прощальная песня» сл. М.Дильмухаметовой, муз. С.Сальманова; «Зима» сл. С.Алибаева, муз. А.Кубагушева; «Елочка» муз. и сл. М.Бикбовой; «Горка» сл. Б.Бикбая, муз. А.Кубагушева; «На посту стоит мой брат» муз. М.Каримова, сл. К.Рахимова; «Птицы прилетают» муз. Р.Сальманова, сл. К.Даяна; «Солнышко смеется» муз. С.Сальманова, сл. К. Кинзябулатовой; «Дождик» муз. С.Сальманова, сл. Б.Баимова.

Игра на детских музыкальных инструментах:

«Куколка», «Воробышки», «Дятел» муз. Д.Хасаншина.

Музыкально – ритмические движения:

Упражнения: спокойная ходьба «Мы шагаем» муз. Х.Ахметова; хороводный шаг  «Мечта» муз. Р.Муртазина; легкий бег «Игреневый иноходец» муз. Р.Муртазина; полуприседания «Марш» муз. В.Гершовой; «Медведь», «Заяц» муз. Р.Еникеева; «Шаг и бег» муз. Р.Касимова; поскоки «Полька» муз. М.Бикбовой; элементы башкирского танца  «Танец» бнм, обр. А. Кубагушева.

 Игры, пляски:

 «Игра с куклами» сл. Г.Юнусовой, муз. Ш.Кульбарисова; «Дождик» муз.Р.Касимова; танец «Приглашение» бнм, обр. А.Кубагушева; «Игра с погремушками» муз. Ш.Кульбарисова; «Новогодний хоровод» муз. Р.Сальманова, сл. М.Бикбовой; «Весело танцуем» бнм, обр. А.Кубагушева; «Маленький танец» муз. С.Сальманова; «Не опоздай» муз.Р.Касимова; «Танцуем парами» бнм, обр. А.Кубагушева; «Птички и кот» муз. Р.Касимова; «Смени пару» бнм, обр. А.Кубагушева;

К концу года дети должны:

  • Внимательно слушать музыку, определять ее характер;
  • Узнавать песни по мелодии;
  • Петь выразительно;
  • Различать звуки по высоте;
  • Выполнять движения в соответствии с характером музыки;
  • Играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

Старшая группа.

Изучение национально – регионального компонента на музыкальных занятиях направлено на решение следующих задач:

Слушание

  • Продолжать развивать интерес и любовь к музыке своего народа, музыкальную отзывчивость на нее.
  • Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой РБ; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами РБ;

Пение

  • Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
  • Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.
  • Развивать песенный музыкальный вкус.

Музыкально-ритмические движения

  • Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять пpocтейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
  • Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
  • Познакомить детей с движениями башкирского народного танца;

Игра на детских музыкальных инструментах

  • Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
  • Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание музыки:

«Летний вечер» муз. С.Сальманова; «Колыбельная» сл. Т.Миннулина, муз. Р.Сахаутдиновой; «Плясовая» муз. Ш.Кульбарисова; «Марш» муз. Р.Муртазина; «Вальс - шутка» муз. Х.Заимова; «Задумчивый вальс» муз.Р.Газизова; «Белый лебедь» сл.А.Игебаева, муз. С.Сальманова; «Утро Урала» муз. Х.Ахметова; «Прелюдия № 4 » муз. Н.Сабитова.

Пение:

Упражнения для развития голоса и слуха.

«Гуси улетают» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой; «Зайчик» муз. Р.Касимова, сл. Г.Бойко; «Кукушка» муз. Д.Хасаншина, сл. Р.Нигматуллина; «Дождик, лей» муз. Р.Сальманова, сл. А.Ахмет-Хужы;

«Окунь» муз. Р.Сальманова, сл. Б.Баимова.

Песни.

 «Осень» муз. А.Кубагушева, сл. Д.Юлтый; «Снежок на дворе» муз. Р.Сальманова, сл. К.Даяна; «Дед Мороз» муз. С.Низамутдинова, сл. М.Дильмухаметова; «Снежинки» сл. Г.Юнусовой, муз. С.Низаметдинова; «Ну какие бабушки-старушки?» муз. Е. Птичкина, сл. И.Шаферана; «Край родной» муз. и сл, Р.Сальманова; «Живи дружба» муз. А.Каримова, сл.Киньябулатова; «Прекрасные летние дни» муз. С.Сальманова, сл. Б.Баимова.

Музыкально – ритмические движения:

Упражнения: Взмахи руками «Пьеса» муз. Р.Газизова; энергичная ходьба «Походный марш» муз.Х.Ахметова; «Повтори ритм» муз. Н.Даутова; шаг польки «Полька» муз. С.Сальманова; движения башкирского танца «Хатира» бнп, обр. А.Кубагушева; «Прогулка» муз. Р.Хасанова; «Лыжники» муз. Н.Даутова; «Шесть джигитов» муз. А.Кубагушева;

Игры, пляски: «Забавный танец» муз. М.Баширова; «Журавли и охотники» муз. Ш.Кульбарисова; «Парная пляска с платочком» муз. Ш.Кульбарисова; «Два Деда Мороза» муз. Ф.Гершовой, сл. К.Даяна; «Новогодняя хороводная» муз. С.Шайдар; «Выбирай» муз. и сл. А.Кубагушева; «Круговая пляска» муз. А.Каримова; танец «Башкирочка» муз.К.Рахимова; «Баня» муз.А.Каримова; «Нас было двенадцать» муз. М.Бикбова; «Выбирай алый цвет» муз.А.Кубагушева; «Парная полька» муз. Ш.Кульбарисова.

Песенное творчество.

«Три ягненка» муз. С.Сальманова, сл. Н.Салимова; «Привычка» муз. С.Сальманова, муз. М.Дильмухаметова.

Игра на детских музыкальных инструментах.

«Праздник с барабаном», «Жеребенок» муз. А.Габдрахманова; «Играем вместе» сл. Р.Нигматуллина, муз. Д.Хасаншина; «Танец», «Всадники» муз. Д.Хасаншин.

Танцевально – игровое творчество.

«В танцевальном ритме» муз. Д.Хасаншина; «Курицы» муз. С.Шагиахметовой; «Придумай танец» бнп, обр. А.Кубагушева.

К концу года дети должны знать и различать:

  • Жанры музыкальных произведений;
  • Различать звучание башкирских музыкальных инструментов (курай, кубыз).

Уметь:

  • Различать звуки высокие и низкие;
  • Петь выразительно в сопровождении  музыкального инструмента и без него;
  • Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
  • Выполнять элементарные движения башкирского народного танца;

Подготовительная группа

Музыкально – эстетическое воспитание детей в подготовительной группе на основе национально – регионального компонента направлено на решение следующих задач:

Слушание

  • Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации, Республики Башкортостан.
  • Воспитание музыкального вкуса, слушательской и исполнительской культуры на основе национальной музыки.
  • Приобщение детей к многообразному миру музыкального искусства РБ;

Пение

  • Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
  • Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию);
  • Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения

  • Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
  • Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т.д.).
  • Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Песенное творчество

  • Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца башкирские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Игра на детских музыкальных инструментах

  • Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
  • Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.

Примерный музыкальный материал:

Слушание музыки.

«Утро в лесу», «Вечер» муз.В.Салманова; «Гимн Республики Башкортостан» муз.Ф. Идрисов; «Баик» бнм, обр. С.Шагиахметовой; «Марш Салавата» бнм, обр. А.Кукубаева; «Походный марш» муз.Х.Ахметова; «Обиделась» муз.Н.Даутова; «Играли и поссорились» муз.Р.Касимов; «Птички» муз.Х.Заимова; «Пчелка» муз.Н.Инякина; «Весенние капельки» муз.Р.Еникеева; «Весенний дождь» муз.Н.Даутова; «Карабас Барабас» балет «Буратино» муз.Н.Сабитова; «Дюймовочка» муз.С.Губайдуллиной; «Мне купили гармонь» муз.Н.Сабитова; «Веселые музыканты» муз. С.Низамутдинова.

Пение.

Упражнения для развития голоса и слуха.

«Мелодия кубыза» муз. Р.Касимова, сл. М.Дильмухаметова; «В летние дни» муз. А.Кубагушева, сл. Д.Юлтыя; «Капель» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой; «Ночное небо» муз. Р.Сальманова, сл. М.Дильмухаметовой; «Загадочная болезнь» муз. С.Сальманова, сл. Р.Тимершина; «В школу» муз.А.Кубагушева, сл. Д.Юлтыя; «Весеннее солнце» муз. Н.Даутова, сл. Р.Загидуллина; «Милый город» муз. и сл. Р.Сальманова.

Песни.

«Отчизна» муз. Ф.Гершовой, сл. М.Хая; «Листья желтые бегут» муз. З.Исмагилова, сл. М.Карима; «Новогодняя песня» муз.Р.Сальманова, сл. Р. Янбулатовой; «Новогодний вальс» муз. А.Кубагушева, сл. Д.Хисматуллиной; «Дед Мороз» муз. С.Сальманова, сл. С.Алибаева; «Мамин праздник» муз. А.Кубагушева, сл. Г.Юнусовой; «Моя бабаушка» сл. А.Игебаева, муз. Ш.Кульбарисова; «Вечный огонь» муз. А.Габдрахманова, сл. С.Алибаева; «Спасибо детсаду» муз. Х.Ахметова, сл. А.Вали.

Песенное творчество.

«Осень» муз. Р.Касимова, сл. М.Хисматуллиной; «Заморозки» муз. А.каримова, сл. Р.Тимершина; «Снег» муз. А.Каримова, сл. Р.Тимершина; «Скворец и дитя» муз. С.Сальманова, сл. К.Кинзябулатовой; «Пестрая корова» муз. Н.Мустакимова, сл. А.Ягафаровой; «Кукушка» муз. З.Исмагилова, сл. К.Даяна; «В нашем саду» муз. А.Каримова, сл. К.Кинзябулатовой.

Музыкально – ритмические движения.

Упражнения: энергичная ходьба «Марш» муз. Р.Касимова; легкий бег и ходьба «Скерцо » муз. Х.Заимова; полуприседание и подскоки «Прелюдия № 1» муз. Н.Сабитова; плавные движения руками «Вальс» муз. Р.Сальманова; прямой галоп «Прелюдия № 4» муз. Н.Сабитова; шаг польки «Полька» муз. Р.Сальманова; упражнения с цветными флажками « Марш» муз. Р.Сальманова; движения татарской пляски «Татарский танец» обр. С.Шагиахметовой; упражнение с мячами «Прогулка» муз. Р.Хасанова.

Игры, пляски.

«Положи платочек» мел.и сл. народные, обр. А.Кубагушева; «Парная пляска с платочками» , муз. Ш.Кульбарисова; «Иголка с ниткой» муз. А.Каримова; «Выбирай» мел. И сл. народные, обр. А Кубагушева; «Бери флажок» муз. А Каримова; «Веселый танец» муз. Р.Сальманова; «Курай» бнп, обр. Ш.Кульбарисова; танец «Дружба» бнм, обр. Н.Даутова; «Белый клен» обр.А.Кубагушева, слова народные; «Баня» муз. А.Каримова; «Парная полька» муз. Ш.Кульбарисова.

Танцевально – игровое творчество.

«Веселая прогулка» муз. Р.Газизова; «Играли и поссорились» муз. Р.Касимова; «Придумай танец» бнм, обр. А.Кубагушева; «Джигиты» муз. Р.Касимова; «Лирический вальс» муз. С.Шагиахметовой; «Вальс» муз. С.Ишбулатова; «Полька» муз. Н.Даутова

Игра на детских музыкальных инструментах.

«Телевизор» муз. А.Габдрахманова, сл.З.Ханнановой; «Башкирская полька», «Часы», «Танец» муз. А. Габдрахманова; «Всадники», «Играем в ритме вальса» муз. Д.Хасаншина;

К концу года дети должны:

  • Узнавать мелодию гимна РФ и РБ;
  • Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
  • Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
  • Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
  • Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента

Методические рекомендации.Создание модели  образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...

Программа с учетом регионального компонента

Программа с учетом регионального компонента для детей старшей разновозрастной группы...

Модель образовательной среды c учетом регионального компонента.

Включение регионального компонента в образовательную среду....