«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
статья на тему
Доклад опрактике работы ДОУ с социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, развиваем личностные качества.
Подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства.
Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальное партнёрство | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружной семинар для руководителей ДОО
Тема: «Расширение социального пространства детского сада
через развитие взаимодействия ДОУ с социумом,
как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Подготовил: руководитель СП «Детский сад № 42»
ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани
Заболотских Юлия Александровна
Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе. Важный показатель эффективности модернизации российского образования – повышение открытости сферы образования. Расширение общественного участия в формировании образовательной политики рассматривается как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ,
- Федеральная целевая программа развития образования,
- Государственная программа развития образования,
- Федеральный закон «Об образовании»,
- ФГОС.
В программе развития ДОО делается акцент на качество, инновационность и открытость. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:
- предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
- осуществляет взаимодействие со средой;
- гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
При этом задействованы два направления:
- использование средств и возможностей детского сада;
- взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами
Открытость образовательной организации требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без создания системы информирования о деятельности организации всех участников образовательного процесса, социальных партнёров ОУ и широкой общественности. С возникновением и бурным развитием информационных технологий открылись новые возможности для повышения качества информационного обмена между ДОО и социумом. Одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих информационную открытость ДОО, является сайт ОУ и публичные доклады, цель которых заключается в информировании и получении обратной связи для достижения тесного взаимодействия, партнёрских отношений ОУ с родителями и социумом в вопросах гармоничного развития ребёнка.
Сайт учреждения – основная и самая главная форма общения, содержащая наиболее объёмную и важную часть информации об учреждении, цель которой – информирование общественности о деятельности ДОУ, создание и развитие единого информационного пространства. Сайт несёт
- Образовательно-воспитательную,
- Консультативную,
- Новостную,
- Справочную,
- Просветительскую и другие виды информации.
Сайт нашего учреждения содержит в себе следующие разделы:
- Новости,
- Нормативная документация,
- Ссылки на полезные сайты,
- информация об администрации и пед. Коллективе
- контакты ОУ, режим работы,
- образовательный ресурс,
- странички педагогов и специалистов, (так же персональные сайты в НС портале)
- обратная связь (форум, гостевая книга)
Наше учреждение не стоит на месте, мы находимся в режиме развития и в наших ближайших планах создание на сайте онлайн-журнала, как источника информации образовательного, методического и воспитательного характера, а так же создание коллекций выступлений, материалов и творческих работ воспитанников и педагогов, создание медиатеки. Так же в планах у нас дальнейшая реализация проекта «Книга Памяти», - перевод её из печатного формата в онлайн-формат, с возможностью дополнения и привлечения широкой аудитории.
Если ДОО хочет, чтобы представители широкой общественности узнали о её достижениях, планах, необходимо ежегодно готовить публичный доклад – важнейший инструмент обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности. В письме Минобрнауки России от 28.10.2010. № 13-312 «О подготовке Публичных докладов» публичный доклад рассматривается как аналитический документ в форме периодического отчёта ОУ перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития ОУ.
Цели Публичного доклада:
- обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования целей участников образовательного процесса
- информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития ДОО, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности
В своём ежегодном публичном докладе мы делаем акцент на условиях реализации ФГОС ДО. Это и кадровые, и методические, и психолого-педагогические, и материально-технические, и финансовые условия, о которых мы информируем общественность.
Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо
- четко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования является одним из путей повышения качества дошкольного образования. Я считаю, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности,
- принятия политики детского сада социумом,
- формирования содержания обязанностей детского сада и социума,
- установления коммуникаций между детским садом и социумом
- сохранения имиджа учреждения в обществе.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.
Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства. Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе
Выбор наиболее оптимальных для нас форм, раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:
- учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей;
- реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
- соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
- смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей нашего ДОУ являются:
- семья;
- образовательные учреждения: ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани, «ГК» г.Сызрани
- культурно-общественные учреждения: детская библиотека № 6 им. И.Крылова, Дом культуры «Строитель», «Краеведческий музей г.о. Сызрань»;
- медико-оздоровительные организации: детское поликлиническое отделение ГБУЗ СО ЦГБ № 2.
- СТЭЦ
- ГИБДД
- МЧС
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада активно включается в деятельность поликлиники. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.
Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, произвольности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы. Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, педагог-психолог. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, ФЭМП, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы:
- развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика, познавательная активность будет выступать не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивать его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
- развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
- сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственному моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
- через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского экспериментирования достижение сформированности у старших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка. - сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необходимого условия успешности учебной деятельности
методической и образовательной работы мы проводим экскурсии, совместные досуги, праздники, мероприятия по профилактике ДДТТ
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с филиалом № 6 ЦБС г. Сызрани. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мы организуем экскурсии в библиотеку различной тематической направленности, литературные чтения, всевозможные конкурсы (чтение стихов, творческие конкурсы, выставки книг, рисунков и т.п., кроссвордов)
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Сотрудничество с ДК «Строитель» позволяет развивать творческие способности наших воспитанников, привлекая их к участию в различных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. В этом году коллектив нашего ДОУ «Воробушки» стал победителем городского конкурса детской песни Мы маленькие звёзды. Как победители, наши дети приняли участие в городском празднике Мороженого.
Разорвав нить с православием в начале прошлого столетия, наше общество потеряло духовную связь времен. Когда от дедов крупицы духовной мудрости переходили к внукам, свято соблюдавшим традиции веры и благочестия. За все эти годы в нашей стране, утеряно, то, что прежние поколения впитывали с детства и потом становилось естественными правилами поведения: любовь к ближним, учтивость к старшим, сострадание и милосердие к немощным и больным. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. К сожалению, мы не сотрудничаем на постоянной основе с различными духовными организациями, т.к. образование в нашей стране носит светский характер. Но, учитывая то, что Рождество Христово является государственным праздником, мы иногда устраиваем встречи с послушником мужского монастыря, бывшим воспитанником нашего ДОУ, отцом Стефаном. С помощью проводимых совместных мероприятий наши дети усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.
Расширять и совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности позволяют нам сотрудничество с пожарной частью № 6 МЧС г.о. Сызрани. встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ (конкурсы рисунков, конкурсы музыкально-театрализованных постановок), консультации, инструктажи
Целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих ДТП обеспечивает постоянная активное взаимодействие в сотрудниками ИДПС ОРДПС МУ МВД России «Сызранское» встречи с работниками ГИБДД, беседы, праздники, мастер-классы конкурсы по ПДД; консультации; инструктажи ГИБДД
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы.
Наряду с традиционными, всем известными формами работы с родителями:
- общие родительские собрания, конференции
- заключение договоров о сотрудничестве
- групповые собрания
- анкетирование и тестирование
- открытые показы НОД с детьми по разным видам деятельности
- участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений
- консультации специалистов и педагогов по вопросам воспитания и обучения детей
- совместное создание предметно-развивающей среды для детей и педагогов
- наглядная информация
- библиотека для родителей
- индивидуальные беседы собеседование
- дни открытых дверей
- посещения детей на дому
- встречи с педагогами школы,
- просмотр видеозаписей
мы стараемся как можно эффективнее использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные родители достаточно грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты, поэтому ИКТ могут оказать им неоценимую помощь. Преимущества ИКТ очевидны:
- оперативное получение информации,
- обеспечение круглосуточного доступа к информации,
- индивидуализированная подача информации,
- заказной принцип консультирования,
- создание и распространение методических пособий,
- работа в системе онлайн,
- расширение информационных потоков
Для того, чтобы работа с родителями средствами Икт проходила успешно необходимо решить следующие задачи:
- Повышение информационно-коммуникационной компетентности всех участников данной работы,
- Интеграция ИКТ в процесс взаимодействия ДОУ и семьи,
- Формирование потребности в использовании ИКТ с целью оптимизации взаимодействия,
- Создание условий для использования ИКТ,
- Создание информационно коммуникативной службы в ДОУ,
- Популяризация информационной деятельности ОУ,
- Повышение интереса родителей к взаимодействию с ОУ,
- Реализация механизма и форм публичной отчётности.
Эти задачи носят стратегический характер и решаются на общегосударственном уровне. Целенаправленное системное информационное воздействие с использованием ИКТ, направленное на родителей, позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия между семьями и специалистами ОУ.
Мы в ДОУ активно используем следующие формы такой работы.
- Электронная почта представляет не меньше возможностей для общения с родителями, чем сайт. Цель её использования - организация оперативного взаимодействия с родителями, построение индивидуального диалога с семьёй. По электронной почте возможна рассылка текущей информации: срочных новостей, сведений об индивидуальных особенностях ребёнка, результаты диагностик, рекомендации специалистов, приглашения на родительские собрания, семинары, консультации, фото и видео материалы.
- Мобильный телефон – одно из самых доступных средств ИКТ
Повышению профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом способствует использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами: семинары-практикумы, "круглые столы", заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы, и др. Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может обеспечить разумный выбор и сочетание основных и дополнительных образовательных услуг, которые способно предоставить дошкольное учреждение, гарантируя их качество и социальную защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.
Система повышения квалификации педагогов:
- новинки методической литературы
- творческие группы
- семинары - практикумы
- обобщение, распространение передового опыта
- конференции
- методические объединения,
- аттестация
- консультации
- курсы повышения квалификации
.
РЕЗУЛЬТАТ
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
- Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов;
- создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;
- обеспечение информационной осведомленности социальных институтов о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- создание единой воспитательной системы
Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что конструктивное, взаимовыгодное взаимодействие институтов государства, общества и образования создаёт условия для заинтересованности каждой из сторон, ведь так гораздо эффективнее можно достичь свои цели, чем в одиночку. Я ещё раз хотела бы подчеркнуть, что такое взаимодействие имеет большой потенциал, значительные перспективы и способно оптимизировать сферу дошкольного образования, помочь ей стать более современной, продуктивной, готовой к ответам на социальные вызовы. Мы будем и дальше развивать эти отношения. Открытость нашего учреждения, участие общественных организаций – это барометр, который позволяет понимать, что мы делаем правильно, а что в ряде случаев необходимо скорректировать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...
ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....
«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».
В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...
«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».
В новом законе об образовании установлено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их ре...
«Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства...
МБДОУ "Щебетовский детский сад "Семицветик"старший воспитатель Горелова Л.Р.-П. Доклад презентация "Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"
quot;Развитие взаимодействия детского сада с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО"Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных...