ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Власова Татьяна Константиновна

При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми для детей данного возраста. Система практической разработана по принципу постепенного усложнения дидактических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_syuzhetno.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми для детей данного возраста. Система практической разработана по принципу постепенного усложнения дидактических задач.

Система практической работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию сюжетно-дидактических игр

для формирования экономических представлений

Неделя

Сюжетно-дидактические игры

Дидактические задачи

1-2 неделя

«Телевизионный завод «Соник»»

Формирование представлений «Труд – продукт – товар». Показать детям производственный цикл изготовления товаров

3-4 неделя

«Маленькие покупки»

Формирование представлений «Деньги и цена». Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

5-6 неделя

«Реклама игрушки»

Формирование представлений «Реклама». Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы

7-8 неделя

«Банк»

Формирование представлений «Потребности и бюджет семьи».

Расширить первичные представления детей о потребностях и бюджете семьи, о некоторых операциях, производимых в банке

При подборе сюжетно-дидактических игр для практической работы с детьми можно использовать такие игры, которые смогли бы наилучшим образом сформировать у детей экспериментальной группы экономические представления «Труд – продукт – товар», «Деньги и цена», «Реклама», «Потребности и бюджет семьи».

Описание сюжетно-дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1. Сюжетно-дидактическая игра «Телевизионный завод «Соник»

Дидактическая задача. Формирование представлений «Труд – продукт – товар». Показать детям производственный цикл изготовления товаров (телевизора)

Игровая задача. Узнать, как производят, упаковывают и отправляют на склад телевизоры для дальнейшей поставки их в магазины.

Игровые действия. Играющие дети делятся на несколько взаимодействующих друг с другом подгрупп. Каждая подгруппа выполняет свою работу: одни по схеме «собирают» телевизор (склеивают детали), другие оформляют его внешний вид, третьи готовят упаковку для телевизоров и т.д. готовая продукция проверяется, увозится на склад, в магазин и т.д. Педагог выступает в роли начальника цеха.  Он делает акценты на разумной организации работы по подгруппам.

Игровые правила. Каждая подгруппа детей выполняет свою работу в производственном цикле. Если у детей возникают трудности, то педагог объясняет и помогает детям. Дети принимают самое активное участие в обсуждении вопроса о том, сколько будет стоить телевизор. Педагог поддерживает высказывания детей и подчеркивает, что стоимость продукта труда зависит от качества выпускаемой продукции.

Результат игры. Дети узнают, что стоимость продукта труда зависит от вложенного труда, от качества выпускаемой продукции, что нужно бережно обращаться с вещью, так как это чей-то труд. Выполняя в игре разнообразные роли (конструктора, инженера, продавца), дети приобретают жизненный опыт, постигают смысл экономических терминов, овладевают элементарными экономическими знаниями, что повышает возможности ориентирования ребенка в социальной жизни взрослых.

2. Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки»

Дидактическая задача. Формирование представлений «Деньги и цена». Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Игровая задача. Узнать, зачем люди ходят в магазин. Какие товары покупают в магазине? Как покупатели узнают цену нужного им товара? Как расплачиваются в магазине?

Игровые действия. Покупатели приходят в магазин, узнают о стоимости необходимых ему товаров, покупают, при необходимости получают сдачу. Продавец узнает, что необходимо покупателю, называет цену товара, отпускает товар и при необходимости дает сдачу. Продавцы и покупатели меняются ролями.

Игровые правила. Продавец приветствует каждого покупателя, спрашивает, что ему необходимо, помогает в выборе товара, считает стоимость покупки, выдает сдачу. Если возникают трудности при взаиморасчетах, то помогает педагог.

Результат игры. В этой игре дети узнают, что цена товара выражает количество денег, которое надо заплатить, чтобы его получить. Стоимость товара может быть представлена количеством монет (купюр) разного достоинства.

3. Сюжетно-дидактическая игра «Реклама игрушки»

Дидактическая задача. Формирование представлений «Реклама». Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы.

Игровая задача. Узнать, как сделать хорошую рекламу товара. Для чего нужна реклама? Как влияет реклама на продажу товара?

Игровые действия. Дети открывают рекламное агентство «Бельчонок». Каждый выбирает желанную роль, подбирает рекламируемый товар. Кто-то решает стать оформителем рекламы. Рекламные агенты демонстрируют изготовленные рекламы.

Игровые правила. Художники-оформители создают рекламу товара заказчика. Заказчики высказывают свое отношение к рекламе, отмечают, что в ней нравится, а что не очень. В конце игры называются лучшие рекламируемые товары и художники-оформители.

Результат игры. В процессе игры дети решают разные игровые задачи, в том числе и задачи, связанные с рекламой. Так, они начинают осознавать необходимость рекламы как посредника между продавцом и покупателем и даже между производителем, продавцом и покупателем, хотя специально такие сложные знания детям не сообщаются.

4. Сюжетно-дидактическая игра «Банк»

Дидактическая задача. Формирование представлений «Потребности и бюджет семьи». Расширить первичные представления детей о потребностях и бюджете семьи, о некоторых операциях, производимых в банке.

Игровая задача. Узнать, какие операции проводятся в банке. Как обменять валюту, снять наличные в банкомате, получить кредит.

Игровые действия. Дети проигрывают разные роли и выполняют соответствующие действия. Кассир выдает деньги, обменивает валюту, специалист по кредитам дает кредиты, помощник помогает снять наличные в банкомате клиентам банка.

Игровые правила. Каждый ребенок проигрывает свою определенную роль. Тесно взаимодействуют между собой работники банка и клиенты. Педагог может помогать детям в случае затруднений.

Результат игры. В процессе игры дети узнают о различных банковских операциях. Перед посещением банка дети, делая покупки, учатся планировать семейный бюджет. Дети узнают, что значит взять кредит или обменять валюту. Как работают банкоматы.

Сюжетно-дидактические игры с необходимо проводить ежедневно во второй половине дня во время, отведенное для совместной деятельности с детьми. Играть с детьми нужно и индивидуально по мере необходимости, постепенно усложняя дидактические задачи.

На первой и второй неделе проводится сюжетно-дидактическая игра «Телевизионный завод «Соник». В течение недели проводится следующая предварительная работа:

- чтение художественной литературы: С. Маршак «Откуда стол пришел?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

- беседы на темы: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?», «Заводы и фабрики нашего города» (местонахождение, продукция, товарный знак);

- дидактические игры: «Назови профессии», «Наши мамы, наши папы», «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны»;

- пополнение предметно-развивающей среды: лэпбук «Профессии», фотографии предприятий, товарных знаков;

- раскраски на экономические темы, тематический лист «Профессии»,

- проблемная ситуация «Какие бывают товары?»;

- рассказ о производственном цикле телевизора (изготовление, упаковка, отправка в магазин или на склад).

В пятницу проводится сюжетно-дидактическая игра «Телевизионный завод «Соник». Подготавливается необходимый материал: «схема» сборки телевизора, картон, клей, ножницы, пластилин и другие аксессуары для игры. Дети делятся на подгруппы. Одни «собирают» телевизор (склеивают детали), другие- оформляют его внешний вид, часть детей упаковывает телевизор и один ребенок отвозит готовую продукцию на склад. Дети, изготовив телевизор, вместе с педагогом обсуждают, сколько будет стоить «Соник».

На второй неделе в понедельник игра проводится повторно, дети меняются ролями и изготавливают ещё один «Соник». Оба раза педагог выступает в роли начальника цеха, поддерживает высказывания детей и подчеркивает, что стоимость продукта труда зависит от вложенного труда, от качества выпускаемой продукции, что бережно обращаться с вещью нужно не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что  на ее изготовление затрачены материалы природного происхождения.

Всю вторую неделю дети играют в игру «Телевизионный завод «Соник». Воспитатель уже выступает только в роли наблюдателя. Дети самостоятельно выполняют все роли по изготовлению телевизора, упаковке и отправке его в магазин.

В начале третьей недели проводится подготовка к следующей сюжетно-дидактической игре - «Маленькие покупки». К данной игре проводится следующая предварительная работа:

- виртуальная экскурсия в магазин;

- чтение стихотворения Ш. Галиевой «Три копейки на покупку»;

-пополнение предметно-развивающей среды: раскраски на экономические темы, модели денежных купюр, атрибуты для игры «Маленькие покупки», модели ценников;

- дидактические игры: «Интересные покупки», «Кто лучше знает цены различных вещей», «Дешевле-дороже», «Что быстрее купят?»;

- закрепляли в речи слова: дешево-дорого, продавец-покупатель, много-мало, трудолюбивый-ленивый;

- беседа «Знакомство с ценником»;

- рисование ценников;

- проблемная ситуация «Кто купит больше?»

В пятницу проводится сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».  Подготавливаются необходимые материалы: разнообразные товары (хлебобулочные, кондитерские изделия, овощи, фрукты, молочные продукты и т.д.), ценники, модели денежных купюр. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатели приходят в магазин и спрашивают стоимость различных товаров. Продавцы называют их стоимость. Покупатель оценивает, хватит ли у него денег на покупку и покупает. Если он затрудняется в покупке и отсчете денег, то педагог помогает совершить покупку и дать сдачу покупателю при необходимости. В свою очередь, продавцы отпускают товар, если у покупателя хватает денег на покупку. В пятницу дети меняются ролями и повторяют игру. В игре педагог обращает внимание детей, что каждая вещь стоит денег, учит сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

На четвертой неделе продолжается игра «Маленькие покупки». Педагог выступает в роли наблюдателя, обеспечив детей необходимыми материалами для игры.

Постепенно усложняется задания в игре: покупатели делают покупку сразу нескольких предметов (спрос не превышает предложение); покупатели просят продать количество единиц товара, превышающее предложение; покупатели расплачиваются за покупку несколькими купюрами и при необходимости получают сдачу; покупатели сравнивают товары по стоимости и объясняют, почему они столько стоят.

Дети самостоятельно выполняют более сложные экономические операции.

Следующая игра- сюжетно-дидактическая игра «Реклама игрушки». К ней проводится предварительная работа:

- проблемная ситуация: «Как можно узнать о товаре?»;

- беседа: «Для чего нужна реклама?»;

- загадки по финансовой грамотности;

- чтение художественной литературы: С.В. Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

- дидактические игры: «Угадай, какая эта профессия?» (формирование представлений у детей о профессиях, связанных с рекламным агентством), «Кто работает в рекламном агентстве?», «К какому товару эта реклама?», «Мир рекламы»;

-  просмотр рекламных видеороликов;

- игровая ситуация: «Рекламное агентство Простоквашинское»;

- раскраски на экономические темы, журналы, рекламные плакаты, лабиринты;

- изготовление атрибутов для сюжетно-дидактической игры «Рекламное агентство».

В пятницу проводится игра «Реклама игрушки». Для проведения игры  подготавливаются необходимые материалы для игры: аксессуары, бумага, краски, фломастеры. Дети открывают рекламное агентство «Бельчонок». Каждый выбирает желанную роль. Часть детей выступает в роли заказчиков рекламы. Остальные дети - художники-оформители.

         Педагог выполняет роль директора мебельного магазина и директора таксопарка, объясняет заказчикам рекламы, что для того, чтобы хорошо и выгодно продать свои товары, необходимо сделать красивую и качественную рекламу, выслушивает предложения заказчиков, какую рекламу они хотят видеть, на какие качества товара хотят обратить внимание в своей рекламе.  Также педагог помогает художникам- оформителям сделать красивую рекламу.

Всю следующую продолжается игра «Реклама игрушки», дети  обеспечиваются необходимыми материалами. Педагог выступает в роли наблюдателя. В роли директора магазина и директора таксопарка выступают дети.

В конце седьмой недели, организовывается и проводится сюжетно-дидактическая игра «Банк».

Перед сюжетно-дидактической игрой проводится предварительная работу:

- виртуальная экскурсия в банк;

- игра «Дом, в котором «живут» деньги»»

- чтение художественной литературы: Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

- беседы на темы: «Какие операции проводят в банке?», «Что такое семейный бюджет?», «Как производится обмен валюты?»;

- атрибуты к игре «Банк»: модель банкомата, модели денежных купюр, банковские ведомости;

- рассматривание модели банкомата, обсуждение, как он работает;

- дидактические игры: «Лепестки», «Обмен валюты», «Бюджет моей семьи»;

Подготавливаются материалы для игры: модель банкомата, модели денежных купюр, пластиковые банковские карты, банковские ведомости. Дети приходят в банк, оформляют документы для получения денег, для снятия наличных в банкомате, для обмена валюты. Дети распределяют роли.  Кто-то будет кассиром, и он будет выдавать наличные в кассе, кто-то выдает кредиты. Также распределяют роли консультанта, который помогает снять наличные в банкомате, и кассира, который обменивает валюту. Остальные дети становятся клиентами банка.

Педагог выполняет роль директора банка и сначала помогает детям совершать банковские операции. Далее дети меняются ролями, и педагог выступает уже во вспомогательной роли.

Всю следующую продолжается игра «Банк». Педагог, подготовив необходимые материалы для игры, выступает в роли наблюдателя. Дети самостоятельно выполняют все роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой &ndash...

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...

План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »

План по самообразованию  «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »...