Самообразование по теме "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»
методическая разработка (подготовительная группа)

Яндукина Галина Амангельдиевна

Представлен  индивидуальный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somoobrazovanie_ekonomika.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Килемарский детский сад «Теремок»

Принято:

На заседании педсовета

МБДОУ «Теремок»

Протокол №_____от_____2017 г

Утверждаю:

           Заведующий МБДОУ «Теремок»

                ______________Ширяева А.В.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Яндукиной Галины Амангельдиевны

СТАЖ РАБОТЫ: 33 года                                                                  1 кв.категория

ТЕМА: « Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»

 

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:    01.09.2019г

ДАТА ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:                   31.05.2020 г

п.Килемары

Актуальность

Изменения в социально – экономической жизни общества, затрагивают все сферы деятельности, в том числе и дошкольную педагогику. Ставя перед педагогами одну из важных задач – воспитание делового человека, способного жить и трудиться в условиях рыночных отношений. Старший дошкольный возраст – самое благоприятное время для начала работы по экономическому воспитанию и экономической социализации детей. Именно в этом возрасте их начинает интересовать товарно – денежные отношения, значение денег, что сколько стоит, откуда берется товар и др. Ответы на эти вопросы ребенок может найти, разобравшись с помощью педагога в социально – экономических отношениях.

Цель: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Задачи:

  • научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Ожидаемый результат:

Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:

- Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя

- .Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия

-Знаком с понятием «банк», назначением банка.

-Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).

— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.

- бережно, рационально, экономно используют        расходные материалы для        игр и занятий (бумагу, карандаши,         краски, материю и        др.);

- следуют правилу:        ничего         не выбрасывай зря,        если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай,        подари, порадуй другого, если она тебе        не нужна; - Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)

ЭТАПЫ РАБОТЫ

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2019 – 2020 учебный год.

Мероприятия

Срок выполнения

1

Подбор и изучение научно – методической литературы:

1.Блохина О.А. Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017

2.Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019- 80 с.

3.Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2015.  – 169 с

4.Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск. Выш.шк., 2007- 48 с.

 Калининград: КОИРО, 2017

            5.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.

              М.: ТЦ       Сфера, 2009 -  96 с.

6.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет.-  М: Вентама- Граф, 2015 г

  1. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
  2. Шатова А.Д. Деньги..  Издат-во «Ювента», 2003 – 16 с

Сентябрь –октябрь 2019г.

2

Пройти дистанционные курсы  на сайте Центра дополнительного образования корпорации «Российский учебник» по теме: «Экономика и основы финансовой грамотности дошкольников»

Сентябрь 2019 г

3

Изучение материалов, используя интернет – ресурсы.

Сентябрь – декабрь 2019г.

4

Отбор игровых и дидактических материалов по данной теме.

5

Создание методических пособий, атрибутов к сюжетно – ролевым играм, дидактические игры

6.

Подбор детской художественной литературы по данной теме:

- Как Миша стал бизнесменом (Л.В. Кнышева)

- Т.А. Шорыгина . Беседы об экономике

- Сказка А.Д. Ушинский «Два плуга»

-Чтение стихотворений о труде и профессиях

- Е.Н. Табих. Дошкольникам об экономике

- А.Д. Шатова. Деньги (мед.пособие для детей)

- Раскраска для детей «Финансовая грамотность в мудрости народной»

- В. Катаева «Цветик-Семицветик»

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2019 – 2020 учебный год.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Наглядная информация

Сентябрь

1.Составление плана по самообразованию на учебный год.

2. Мониторинг с детьми.

3. Подбор методической литературы для изучения данной темы.

4. Составление рабочей программы кружка «Юный экономист»

1.Анкетирование родителей «Экономическое воспитание в семье»

2.Консультация «Экономика для дошкольников – это важно»

1. Подбор брошюр, методической литературы по данной теме для родителей.

2. Подбор интернет порталов по данной теме.

3.Создание картотеки игр по ознакомлению детей с экономикой.

Октябрь

1 Просмотр видеоряда «Всех профессий на свете не счесть»

2 Альбом «Мир современных профессий»

3 Чтение В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

4 Модель «Лесенка»

(рассказ о профессии)

5 Поисковая ситуация «Выбор самых важных профессий»

6 Проект: Формирование экономических представлений

 у детей старшего дошкольного возраста»

«Экономика – жизнь и игра».

1Фотогалерея «Мама, папа на работе»

.Семейный Проект «Профессии в моей семье»

2. Папка- передвижка «Советы гнома Эконома»

3. Доклад на родительском собрании «Экономика и дети»

Консультация « Зачем нужна дошкольнику экономика»

1.Создание картотеки ребусов «Профессии»

2. Сборник пословиц, поговорок о труде.

3.Альбом «Предприятия поселка Килемары»

Ноябрь

1Презентация «Путешествие в мир денег»

2 Виртуальная экскурсия «Монетный двор»

3.НОД «Денежный кораблик»

4 Чтение художественной литературы «Приключения Буратино» А.Толстого

5 Показ экономической сказки «Теремок» для детей старшей группы

6. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике»

1.Консультация        «Как разговаривать с детьми о деньгах?».

2.«Моя профессия- пекарь» - встреча с мамами Сони Чемековой и Руслана Кожевникова ( экскурсия на хлебозавод)

1.Демонстрационный материал «История денег»

2. Игровые деньги для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Семья»

3. Банкомат атрибут для сюжетно – ролевой игры.

Декабрь

1 Ознакомление с денежными знаками разных стран

2НОД «. Что было, когда не было денег»

3.Чтение Т. А. Шорыгина «Обмен и деньги»

4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике»

5. Задание «Какие ошибки допустил художник»- профессии

1.Рекомендации родителям: «Поговорить с детьми о семейном бюджете, просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы» (семейный бюджет)

Деловая игра: «Введение дошкольников в мир экономики»

1. Альбом монет и купюр разных стран.

2. Политическая карта мира, (на территории государств размещены флажки с названием  соответствующих валют)

3.Распечатать пособие «Рублик и его друзья»

Январь

1 Экскурсия в «Магнит»

2 Чтение Т.А. Шорыгина «Труд и товар», Сказка «Хранители бюджета»

3Беседа «Как товар попадает на прилавок магазина и почему цена одного товара, но разного производителя различна»

4. Презентация «Весёлая экономика с Матроскиным»

1. Предложить собрать коллекцию денег стран ближнего и дальнего зарубежья

2.Консультация «Карманные деньги»

1. Создание моделей: «Семейный бюджет», «Доход – расход»

2. Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости»

3. Схема «От чего зависит цена товара»

Февраль

 1         Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли-продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель).

2 Беседа Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта

3 Чтение Т.А. Шорыгина «Поговорим о профессиях»

4. Вечер досуга «Аукцион»

5.Чтение сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик»

        Цель: формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; воспитывать нравственные понятия и активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку

Консультация «Ребенок и реклама»

Изготовление атрибутов к с.р.и. «Супермаркет

Буклет для воспитателей  «Играем в рекламу»

1. Д.и. «Что когда выгоднее покупать»

2.Продолжение картотеки игр по экономичемкому воспитанию детей

Март

1НОД «В мире рекламы»

2. Экскурсия в сберегательный банк

3. Чтение Т.А. Шорыгина «Экономика семьи»

4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике»

1SMS – здоровье «Телевизор и здоровье детей»

2. Фотостенд « Экономика и дети»

Открытое  развлечение по итогам работы кружка «Юный экономист»

Изготовление рекламных брошюр

Альбом «Какой бывает реклама»

Апрель

1 НОД «Семейный бюджет»

2 Презентация «Наши потребности»

3 Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

4. Выполнение заданий детьми из книги Е.Н. Табих «Дошкольникам об экономике»

5. Чтение "Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях" Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I).

1 Памятка «Как воспитать у детей бережное отношение к вещам»

1. Схемы «Расходы семейного бюджета», «Состав семейного бюджета»

Май

1 Мониторинг

2. Чтение  и беседа по теме: Т.А. Шорыгина «Мы с мамой идём в магазин»

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...

План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »

План по самообразованию  «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »...