Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Ермак Екатерина Александровна

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое  в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_predstavleniya_statya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ермак Екатерина Александровна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №71 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с историей родного города).                                                                      

 

 В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое  в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

   Важной частью воспитания является приобщение ребёнка к истории  родного  города. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся  историческим личностям. Так, в 5-7 лет дети  уже способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе.  В этой связи огромное значение имеет ознакомление  дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его историей, достопримечательностями,  ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых культурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.  Познание истории начинается с создания конкретных  образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.                                          

 Но сегодня  специальных исследований, посвященных формированию исторических представлений у дошкольников, не проводится. Проблема формирования исторических представлений  обобщается  и излагается в ряде  учебных пособий  Е.Е. Вяземского, С.Т. Никулиной, О.Ю. Стреловой.

   Наблюдается противоречие между потребностью в формировании первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой  содержательно - методических основ обеспечения этого процесса в реальной практике дошкольного образования. Всё вышеизложенное и послужило основанием для выбора идеи опыта - разработать, проверить и описать педагогические условия эффективного процесса формирования первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературных источников и анализ собственного опыта позволил нам определить педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования первичных исторических представлений у дошкольников, организацию взаимодействия детского сада и семьи, создание объединения взрослых и детей, на основе интереса к совместному изучению истории родного города, а так же внесение изменений в предметно - развивающую среду, стимулирующую детей к изучению истории города.                                                                                                    

   Реализации основного содержания предшествовала предварительная работа, которая заключалась в подготовке педагогов и родителей к активному взаимодействию в процессе изучения истории города и создании единых ценностно-смысловых установок  взрослых (педагогов и родителей) относительно формирования первичных исторических представлений у дошкольников.                                                                                            Содержание преобразующей работы с детьми строилось на следующих принципах:                                                                                                                        -  принцип опоры на актуальные интересы старших дошкольников и создания перспективы движения детей к приобретению новых знаний и представлений;                                                                                                                  -  принцип создания « исторического»  пространства в  группе ДОУ, активизирующего процесс изучения детьми исторического прошлого города;        -  принцип непрерывности деятельности  дошкольников, предполагающий продолжение детского исследования в области исследования,  в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями;                                                                                                     -  принцип дозирования  деятельности с учётом уровня активности старших дошкольников;                                                                                                                  -  принцип сочетания  индивидуального и коллективного поиска новых знаний, объединение детей в исследовательские мини-группы, с учётом направленности их интересов;                                                                                            -  принцип партнёрского сотрудничества и взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) и детей в деятельности;                                                            -  принцип педагогической поддержки и обеспечения переживания детьми успеха и радости открытия.                

Процесс формирования исторических представлений  старших дошкольников выстраивался поэтапно.                                                  

  Первый этап - диагностический  был направлен на изучение знаний и представлений    детей о родном городе. С этой целью с детьми была проведена беседа «Наш город Санкт-Петербург». В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 6-7 лет, нами были разработаны  уровни и критерии определения представлений старших дошкольников.  

Результаты показали, что знания о родном городе у детей недостаточно сформированы это послужили основой для разработки содержания работы последующих этапов.

Второй этап - подготовительный. Его цель:  развитие интереса детей к изучению родного города.

  Создавались ситуации, которые вызывали удивление, эмоциональный отклик. Так, нами проводились беседы о городе, читали стихи о Ишиме, рассматривали слайды с изображением города, памятных мест. Всё это позволило  вызвать восхищение, гордость, любовь к своему городу и желание его изучать.                                                                                                  

 На этом этапе предполагалось включить в работу родителей, которые выступали не только как помощники, но и как равноправные участники формирования исторических представлений. С родителями были проведены консультации о том, как правильно подобрать  информацию, предложена литература по ознакомлению с городом, даны рекомендации по организации  деятельности.

К концу первого этапа было видно, что у детей появился интерес к истории родного города, дети стали более наблюдательны, активны,  стали задавать вопросы об увиденном  в городе (Кому этот памятник? Чем знаменит   этот человек? Почему у улицы такое имя? и т.д.). Это позволило перейти к следующему этапу - основному.

Третий   этап - основной. Его цель состоит в формировании первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале  ознакомления  с историей родного города. В рамках этого этапа была разработана программа «Санкт-Петербург - город исторический»,  представленная блоками 1) «История Санкт-Петербурга»; 2) «Знаменитые люди нашего города»; 3) «Улицы и их история»; 4) «Памятники и исторические объекты города Санкт-Петербурга»; 5) «Предприятия  города и труд людей». Работа велась в соответствии с  составленным планированием.

  Благодаря проделанной работе дети стали больше интересоваться  своим городом, его жителями, достопримечательностями и памятными местами.  Усвоили домашний адрес, ориентируются в родственных отношениях, знают символы родного города. Научились узнавать и называть знакомые улицы, здания, памятники. Проявляется эрудированность в вопросах исторического прошлого города.

Родители также отмечают положительные результаты и позитивные сдвиги в познании своих детей; выражают благодарность за предоставленный материал об истории родного города.

Изменилось мировоззрение многих родителей о своевременности и необходимости формирования исторических представлений у дошкольников об историческом прошлом города.

Таким образом, результаты деятельности позволяют нам констатировать эффективность проделанной работы по формированию исторических представлений  у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Ро...

Формирование первичных ценностных представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Формирование первичных ценностны представленийу детей младшего дошкольного возраста 3-4 года...

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....

Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»

Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...