Проект по саморазвитию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
рабочая программа (старшая группа)

Пилигримова Елена Александровна

Проект по саморазвитию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_2019_20202.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

дошкольное учреждение «Детский сад «Сказка»

План саморазвития в старшей группе по теме:

«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

                              Подготовила воспитатель

                              первой квалификационной

                              категории Пилигримова Е.А.

Г.Горняк 2019г.

     

Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Участники: воспитатель и дети старшей группы

Срок реализации: сентябрь-май

Цель:

  • Формировать у детей знания об элементарных экономических понятиях;
  • Формировать основы экономического развития и финансовой грамотности.

Задачи:

  • Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни;
  • Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблем, ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность;
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, уважение к труду взрослых;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

Актуальность:

Экономика – это особый мир. Он сложен, интересен, загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономике невозможно.

          Ввести детей в мир экономике необходимо. Детей интересует очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Очень часто в речи детей , можно услышать слова «реклама», «рынок», «бизнес» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего семьи. Вместе с родителями ребенок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определенный экономический опыт.

               Таким образом, повседневная жизнь дошкольников, семьи, общение со сверстниками, образовательная деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир, как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного введения домашнего хозяйства, экономии средств.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает  ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание важное направление в дошкольной педагогике –  актуально и востребовано особенно остро.

    Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.

Многие удивятся услышав: «Экономика в детском саду», но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что утром отдавая ребенка утром в группу, родитель обещает вернутся с игрушкой, конфеткой и т.п. они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Много раз приходится наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крика и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершиться эта история. Одним родителям приходиться «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он  социальном  миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют всех родителей.

В старшем возрасте понятие – магазин становится гораздо объемнее: «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Хлебный магазин» и др. все действия, которые обыгрывались в сюжетно-ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со стороны. Дети все чаще используют в играх монеты, деньги.

На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду , людям разных профессий, ценности общественного труда – дает свои результаты. Ребенок мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется. Я старалась воспитать чувство сострадания в детях жалости к людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Рассказывала о богатых людях, как много им пришлось для этого трудиться, а для этого им необходимо было старательно учиться в школе. Думаю, что мои воспитанники вырастут чуткими и внимательными людьми.

Срок реализации

мероприятия

сентябрь

Подбор методической литературы по заданной теме.

Мониторинг.

Изготовление альбома «Мир современных профессий»

Чтение сказки , отражающей труд людей К.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко».

октябрь

Консультация для педагогов: «Экономическое воспитание дошкольников».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Дидактическая игра «Кто, чем занимается?»

Цель: закрепить знания детей о профессиях.

ноябрь

Мастер-класс для педагогов «Денежный мешочек».

Картотека дидактических игр по теме.

Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама».

декабрь

Занятие «Сколько заработал, столько и купил».

Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей».

Дидактическая игра «Кто, что производит?»

январь

Презентация «Путешествие в мир денег».

Консультация для родителей «Дети и деньги».

Дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

февраль

Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости».

Консультация «Ребенок и реклама».

Дидактическая игра «Что когда выгодней купить».

март

Ознакомление с денежными знаками других стран.

Изготовление альбома монет, купюр  разных стран.

Сочиняем сказку «Денежка».

апрель

Проект «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой».

Создание карточек-ребусов «Профессии».

Изготовление дидактической игры «Кто играет, кто трудится».

май

Мониторинг.

Мини-музей «Копилка».

Составление схемы семейного бюджета.

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи».

Предполагаемые результаты:

  • Дети получат необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний;
  • Представления о содержании деятельности людей, некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;
  • Экономически важные качества: бережливость, трудолюбие, аккуратность.
  • Проявят интерес и уважение к людям труда.

Используемая литература:

  • Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольника. Москва Сфера – 2002г.
  • Лунева Г. Играем в экономику. Дошкольное воспитание 2003 стр.51-53
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие – СПБ «Детств-Пресс» 2001г.
  • Киреева Л.К. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры Волгоград: Учитель 2008г.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки. Дошкольная педагогика 2009г.
  • Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. С-Петербург: детство-Пресс 2013г.
  • Кошель П. История денег. Дошкольное образование 2007г.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...

Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...

План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »

План по самообразованию  «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »...