Проект по саморазвитию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
рабочая программа (старшая группа)
Проект по саморазвитию в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazvitiya_2019_20202.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
дошкольное учреждение «Детский сад «Сказка»
План саморазвития в старшей группе по теме:
«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
категории Пилигримова Е.А.
Г.Горняк 2019г.
Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Участники: воспитатель и дети старшей группы
Срок реализации: сентябрь-май
Цель:
- Формировать у детей знания об элементарных экономических понятиях;
- Формировать основы экономического развития и финансовой грамотности.
Задачи:
- Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни;
- Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблем, ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность;
- Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, уважение к труду взрослых;
- Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
Актуальность:
Экономика – это особый мир. Он сложен, интересен, загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономике невозможно.
Ввести детей в мир экономике необходимо. Детей интересует очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Очень часто в речи детей , можно услышать слова «реклама», «рынок», «бизнес» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего семьи. Вместе с родителями ребенок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определенный экономический опыт.
Таким образом, повседневная жизнь дошкольников, семьи, общение со сверстниками, образовательная деятельность в детском саду формируют тот опыт, который становится основой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир, как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного введения домашнего хозяйства, экономии средств.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание важное направление в дошкольной педагогике – актуально и востребовано особенно остро.
Экономика и дошкольник , на первый взгляд , кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают детей.
Многие удивятся услышав: «Экономика в детском саду», но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что утром отдавая ребенка утром в группу, родитель обещает вернутся с игрушкой, конфеткой и т.п. они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Много раз приходится наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крика и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершиться эта история. Одним родителям приходиться «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он социальном миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют всех родителей.
В старшем возрасте понятие – магазин становится гораздо объемнее: «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Хлебный магазин» и др. все действия, которые обыгрывались в сюжетно-ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со стороны. Дети все чаще используют в играх монеты, деньги.
На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду , людям разных профессий, ценности общественного труда – дает свои результаты. Ребенок мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется. Я старалась воспитать чувство сострадания в детях жалости к людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Рассказывала о богатых людях, как много им пришлось для этого трудиться, а для этого им необходимо было старательно учиться в школе. Думаю, что мои воспитанники вырастут чуткими и внимательными людьми.
Срок реализации | мероприятия |
сентябрь | Подбор методической литературы по заданной теме. Мониторинг. Изготовление альбома «Мир современных профессий» Чтение сказки , отражающей труд людей К.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко». |
октябрь | Консультация для педагогов: «Экономическое воспитание дошкольников». Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин». Дидактическая игра «Кто, чем занимается?» Цель: закрепить знания детей о профессиях. |
ноябрь | Мастер-класс для педагогов «Денежный мешочек». Картотека дидактических игр по теме. Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама». |
декабрь | Занятие «Сколько заработал, столько и купил». Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей». Дидактическая игра «Кто, что производит?» |
январь | Презентация «Путешествие в мир денег». Консультация для родителей «Дети и деньги». Дидактическая игра «Что? Где? Почем?» |
февраль | Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости». Консультация «Ребенок и реклама». Дидактическая игра «Что когда выгодней купить». |
март | Ознакомление с денежными знаками других стран. Изготовление альбома монет, купюр разных стран. Сочиняем сказку «Денежка». |
апрель | Проект «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой». Создание карточек-ребусов «Профессии». Изготовление дидактической игры «Кто играет, кто трудится». |
май | Мониторинг. Мини-музей «Копилка». Составление схемы семейного бюджета. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи». |
Предполагаемые результаты:
- Дети получат необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний;
- Представления о содержании деятельности людей, некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;
- Экономически важные качества: бережливость, трудолюбие, аккуратность.
- Проявят интерес и уважение к людям труда.
Используемая литература:
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольника. Москва Сфера – 2002г.
- Лунева Г. Играем в экономику. Дошкольное воспитание 2003 стр.51-53
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие – СПБ «Детств-Пресс» 2001г.
- Киреева Л.К. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры Волгоград: Учитель 2008г.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки. Дошкольная педагогика 2009г.
- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. С-Петербург: детство-Пресс 2013г.
- Кошель П. История денег. Дошкольное образование 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту на тему: "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ".
Ознакомление детей с окружающим миром, посредством изучения тайги....
Самообразование по теме "Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»
Представлен индивидуальный план по самообразованию...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...
Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...
План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »
План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста »...