Реализация образовательной практики «Час в музее» в дошкольной организации
материал
В решении поставленной задачи мы используем парциальную программу «Мой любимый город Канск» - методический продукт городской сетевой проектной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_obrazovatelnoy_praktiki_chas_v_muzee_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Кляузова старший воспитатель Муниципального
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида
№11 «Яблонька», г.Канск
Реализация образовательной практики «Час в музее» в дошкольной организации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит новые задачи, перед педагогами. И решение одной из них создало для педагогов нашего ДОУ большое проблемное методическое поле – объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в социуме правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Речь будем вести о реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.
В решении поставленной задачи мы используем парциальную программу «Мой любимый город Канск» - методический продукт городской сетевой проектной группы.
На этапе реализации парциальной программы «Мой любимый город Канск» наш коллектив столкнулся с рядом проблем:
- Отбор содержания образовательной деятельности не должен дублировать содержание комплексной образовательной программы, а отражать специфику национально-регионального компонента ООП МБДОУ № 11 «Яблонька»
- Организация образовательной деятельности должна способствовать становлению детской инициативы и самостоятельности.
- Создание такой РППС, которая соответствует ФГОС ДО, является интерактивной и отражает национально-региональную специфику.
Таким образом, нами разработана и внедрена образовательная практика «Час в музее», с помощью которой мы организуем образовательную деятельность, создавая и задействуя предметно-развивающую среду ДОУ, в которой отражается содержание программы «Мой любимый город Канск». Попадая в такую среду, ребенок увлеченно занимается интересным для него видом деятельности и даже если он не подключился к совместной деятельности с педагогом, он все равно находится в образовательной среде, в которой возможно достижение поставленных образовательных задач.
Цель: создание условий в образовательном процессе ДОУ для приобщения детей к нравственным и духовным ценностям, через изучение истории, культуры родного города и края с помощью музейных средств в игровой деятельности.
Принципы организации и проведения практики
- Обеспечение возможности ребенку быть инициативным;
- Обеспечение возможности самостоятельно по собственному замыслу в игровой исследовательской и иной деятельности использовать экспонаты.
- Принцип интегративной направленности.
- Активизация детского интереса к экспонатам.
- Принцип взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, создание доброжелательной атмосферы в группе детского сада.
Планируемые результаты
- Ребенок проявляет интерес к истории, культуре, быту родного города, края;
- Способен работать с информацией по темам мини-музеев (по представленным направлениям): оценивает, перерабатывает, использует в практической деятельности, для саморазвития;
- Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе чемодана, в преобразовании игровой среды;
- Узнает и называет растения и животных Канска и Канского района;
- Знает и называет достопримечательности города Канска, проявляет любознательность по отношению к его истории;
- Имеет представление о жизни города в годы ВОВ, о его героях, о памятных местах связанных с ними;
- С удовольствием включается в продуктивную, игровую деятельность, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- Осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Проведению образовательной практики «Час в музее» предшествовала большая подготовительная работа. Для успешной работы были объединены усилия всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, с детей.
1 этап. Выявили интересы детей в изучении родного города, провели беседы о создании «Музея в чемодане». Педагогами проведены родительские собрания с целью информированности родителей об оказании помощи в сборе чемоданов и исторического материала. Каждая группа выбрала направление чемодана, которое исходило из инициатив детей. Наполнение чемоданов экспонатами шло по выбранному направлению.
В каждой группе родители с детьми активно включились в сбор чемоданов и экспонатов. Принося чемоданы, экспонаты из дома, дети рассказывали их историю
В итоге у нас появилось шесть чемоданов: «Флора и фауна г. Канска» собраны дикие животные и насекомые Красноярского края, гербарии растений, неоформленный материал для создания ландшафтов. Демонстрационный материал о флоре и фауне г. Канска.
- «Давайте поиграем» собраны дидактические, настольно-печатные игры о г. Канске.
- «Народные промыслы» в данном чемодане расположены изделия декоративно-прикладного искусства и демонстрационный материал о народных промыслах, материал для продуктивной деятельности детей: глина, краски, кисти, бумага, ткань, карандаши и т. д.
- «Истоки русского быта» -собраны предметы русского быта: скатерти, посуда, одежда, элементы интерьера русской избы, игрушки русские народные, неоформленный материал: ткань, нитки, шерсть.
- Чемодан с макетами «Архитектура г. Канска» имеются фигурки людей, животных, транспорт.
- «Последам ВОВ» - атрибуты для сюжетно-ролевой игры (гимнастерки, пилотки, оружие, письма, халаты, косынки, медицинские сумочки), фотографии героев ВОВ города Канска, карта города с отмеченными достопримечательностями, посвященными ВОВ, сказки, рассказы, пословицы о ВОВ, наглядный материал, дидактические игры.
2 этап. На этом этапе дети свой чемодан дети презентовали в других группах. Каждый чемоданы гостил на группе в течение нескольких дней. В это время ребята знакомились с каждым экспонатом, через просмотр видео и фотоматериалов отражающих историю предмета и поиграли с ними.
3 этап. Родители для детей изготовили фишки, фотографии и сумочки для посещения «Часа в музее» и ширмы для трансформируемости пространства. Педагоги оформили паспорта «Музея в чемодане», «Доску выбора».
Воспитатели обсудили с детьми правила посещения «Часа в музее» и выбрали символы обозначения правил.
Включение образовательной практики «Час в музее» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ способствует освоению содержания следующих тематических разделов программы «Мой любимый город Канск»:
- «Родной город: достопримечательности и окрестности»;
- «Природа города Канска и Канского района»;
- «История города: события и люди»;
- «Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы».
Интегрируются все образовательные области через все виды детской деятельности.
Образовательная практика «Час в музее» проходит для детей старшего дошкольного возраста, в музыкальном зале, после дневного в сна, 15.30, 2 раза в месяц. Педагоги информируют о предстоящей организации «Час в музее», дети повторяют правила и берут сумочки с фотографиями и фишками звонок оповещает о начале образовательной практики.
В проведении образовательной практики «Часа в музее» принимало участие 75 детей. По окончании первого года реализации проекта мы получили следующие результаты, мы отмечаем что у детей:
- совысился интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к себе;
- они охотно рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении
- Большая часть детей узнают и называют растения и животных Канского района,
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины
- проявляют инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей
- отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности - рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет
Введение образовательной практики «Час в музее» в дошкольную организацию способствовало внедрению в образовательный процесс новых педагогических идей и технологий, способы организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовательном учреждении.
В этой публикации кратко описано, как музыкальный руководитель может использовать новые информационные технологии в работе с дошкольниками....
Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДО1
Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДОУЦель: Выявления уровня динамики освоения развития воспитаннико...
Краткосрочная образовательная практика "Пуантилизм" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание картин в нетрадиционной технике рисования «пуантилизм», развитие чувства цвета, творческого мышления, мелкой моторики рук.Количество занятий: 4Количество детей: 12Возр...
Реализация образовательной практики Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Канск-тур»».
Формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска ч...
Педагогический проект «Эколята–Дошколята» социально-образовательный, практико-ориентированный, долгосрочный для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...
"УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ"
Материал создан для публикации в сборнике "Иновации в дошкольном образовании: грани наставнечества", приуреченной девятой ежегодной Городской Ярмарке педагогических иноваций дошкольных работ...
«Мини-музей в дошкольной организации как инновационная форма познавательно-речевого развития воспитанников»
Представленный опыт использования музейной педагогики показывает эффективность по внедрению традиционных и современных форм по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста на основе традиционных ц...