Педагогический проект «Эколята–Дошколята» социально-образовательный, практико-ориентированный, долгосрочный для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
проект (старшая группа)
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Эколята-дошколята" | 401.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад "Родничок" комбинированного вида
Педагогический проект
«Эколята–Дошколята»
социально-образовательный проект,
практико-ориентированный, долгосрочный
для детей дошкольного возраста
(4-7 лет)
Пыть-Ях
Паспорт проекта
«Эколята–Дошколята» МДОАУ д/с «Родничок»
Адрес | 628380 РФ ХМАО-Югра г. Пыть-Ях микрорайон 2-Нефтяников, дом 6 «а»,Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида, тел. (факс): (3463) 46-24-59; тел. (факс): (3463) 45-50-17 |
Руководитель | Перепечина Л.М. |
Инициативная группа по реализации проекта | Шляхова Т.В. – воспитатель, Шайдулина С.Н. – воспитатель, Кучерова О.Л – музыкальный руководитель, Шитикова Т.Л. – старший воспитатель |
Актуальность | Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. |
Цель | Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. |
Задачи |
с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
спасения природы для выживания на земле самого человека;
творческих способностей;
взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
участие в природоохранной и экологической деятельности.
дошкольного, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы;
новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
представителями) по экологическому воспитанию детей.
формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. |
Участники проекта | Родители (законные представители), воспитанники, педагоги. |
Этапы и сроки реализации | Долгосрочный: сентябрь 2022г.- август 2023г. Этапы проекта: 1 этап – подготовительный:
компетентности в вопросах обозначенной темы. (анкетирование, опрос)
2 этап – основной:
с учетом образовательных областей;
участия в праздниках и развлечениях;
конференции, театральные гостиные;
3 этап – заключительный
деятельности;
рассматриваемой в проекте проблемы |
Ожидаемые результаты | Для детей:
культуры природолюбия;
системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
участию в природоохранной и экологической деятельности;
способностей. Для родителей:
детского сада;
Для педагогов:
образовательный процесс;
|
Аннотация: Педагогический проект «Эколята-дошколята» направлен на подготовку детей дошкольного возраста (3-7лет) и их родителейк реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных проблем, развитие у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание экогуманнистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально-экономических процессов в Ханты-Мансийском округе. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» разработан с учетом Всероссийского Положения о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды” И. Д. Зверев
Идея проекта: Создание условий для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Миссия: В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС ДО 2.11.2.). Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества и согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. А это значит, необходим поиск инновационных подходов к организации образовательного процесса. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада как единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства. Образовательный стандарт ориентирует на взаимодействие с родителями, которые должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Мы уверенны, что новые подходы в организации образовательной деятельности будут способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности воспитанников ДОУ.
Новизна проекта в интеграции элементарных экологических знаний и представлений, которые позволят проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми и взаимодействия с родителями воспитанников, в создании инновационной экологической площадки.
Актуальность. Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
- Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Сроки реализации проекта: сентябрь - август 2022-2023 уч.год.
Тип проекта: педагогический, познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Данный представляет планомерную целенаправленную работу по экологическому воспитанию, как в дошкольном учреждении, так и в семье, согласованность взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель. В проекте используются современные педагогические технологии, нетрадиционные подходы в организации различных форм деятельности с детьми, а также их родителями. Проект направлен на решение вопросов по формированию экологических представлений дошкольного возраста в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.
Прогнозируемые результаты:
Для детей:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Для родителей:
- активное включение в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
- обогащение опыта совместной деятельности с ребенком.
Для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности;
- внедрение современных методов и технологий в образовательный процесс;
- самореализация.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:
• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.
Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.
Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
•преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
•простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Организационные формы работы с детьми и родителями
Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями | Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе |
Ситуативные разговоры Решение проблемных ситуаций Беседы Опытно - экспериментальная деятельность Рассматривание плакатов, альбомов, книг о природе Просмотр фильмов, слайдовых презентаций (ИКТ) Слушание релаксационной музыки Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о природе, стихотворений, песен. Прогулки по «Экологической тропе» Экскурсии Изготовление коллажей Разработка правил «Защитим природу» Игры: драматизации, этюды, речевые, дидактические, подвижные, хороводные, сюжетно-ролевые, путешествия Викторины Развлечения День, неделя экспериментирования Спортивно-экологические досуги Продуктивная деятельность Коллекционирование Игры-тренинги Моделирование Участие в экологических акциях Моделирование ситуации Интервьюирование Участие в выставках, конкурсах Участие в агитбригадах по пропаганде экологии Наблюдения в природе | Анкетирование Беседы – консультации Участие в выпуске журнала «Эколята - дошколята - защитники природы» Организация утреннего флешмоба с детьми Совместные прогулки в выходной день - в природу в разные сезоны (с участием родителей, детей и педагогов) Совместные посещения спортивных и культурных сооружений в выходной день (с участием родителей, детей и педагогов) Организация и постановка семейного театра Сетевое интернет сообщество «Детский сад «Родничок» группа «АБВГД-ка», «Гномики» (Информирование родителей о мероприятиях в ДОУ, консультирование по возникающим вопросам, обмен информацией и пополнение фотоальбомов «Наша группа» о жизнедеятельности детей в саду). Мастер – классы Творческие мастерские ООД с участием родителей Почтовый ящик для родительских вопросов Круглый стол Просмотр презентаций о педагогических технологиях работы с детьми в группе Папки-передвижки Рекомендации Буклеты Памятки Участие в проектной деятельности День открытых дверей Викторина с участием детей Досуг с участием родителей Участие в конкурсе «Огород на окне», фотовыставках, в выставке поделок из природного материала Оформление книги рецептов полезных блюд Изготовление семейной газеты «Мы за чистый мир» Проведение экологических акций | Центр экологии «Библиотека природы» (экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных. Подборка книг и журналов природоведческого характера. Физическая карта России, компас и глобус. Научные фильмы, видео и аудиоматериалы, д/игры, модели, картотека игр по экологии, пальчиковых игр.) «Экологический театр «Природа и мы» «Центр природы» Центр науки (оборудование для исследовательской деятельности, модели, схемы) Центр творчества песка» Уголок «Эколята-дошколята» для родителей «Галерея и мини-музей» |
При планировании учитывались психолого-возрастные особенности детей и зона ближайшего развития ребенка. Для формирования у ребенка осознанного, ценностного отношения к природе, созданы условия и организована интегрированная образовательная деятельность с детьми. Система работы по проекту построена на основе взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) с детьми, ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения).
В реализации проекта участие принимают и специалисты ДОУ. С инструктором физической культуры проводятсяспортивно-экологические праздники, направленные на физическое развитие и активизацию двигательной деятельности детей. Взаимодействие с музыкальным руководителем позволяет получить эмоциональный отклик на природное содержание, эмоции рождают отношение, воздействуют на личность в целом.
План реализации природоохранного социально-образовательного проекта
«Эколята – дошколята» в МДОАУ д/с «Родничок»
М-ц | Мероприятия |
Сентябрь |
природоохранном социально – образовательном проекте «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. |
размещение в нем паспорта, плана реализации и материалов проекта. | |
природы. (Елочка, Шалун, Тихоня, Умница) | |
проведении субботника по благоустройству прилегающей к ДОУ территории.
| |
Октябрь |
Цель всемирной акции «Очистим планету от мусора» – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности.
Щедрая осень» |
| |
| |
помогут дети» | |
Ноябрь |
помогать»
|
|
Декабрь |
Ёлочке».
метелицы»
|
| |
| |
Январь |
животные Арктики и Антарктики)
представлений детей об Арктике «Там, где всегда снега»
любят снег». |
Февраль |
родного края»
возраста на тему: «Знатоки природы».
|
Март |
к Всемирному дню земли и к дню воды 22 марта
просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края) |
Апрель |
посвященного Дню птиц |
| |
к Дню Земли 22 апреля. | |
| |
Май |
|
прогулке. | |
природоохранного социально-образовательного проекта.
выходного дня» |
Июнь |
|
| |
цветочных фантазий», приуроченная к Всемирному дню цветка 21 июня | |
Июль |
|
| |
Август |
|
|
Перспективный план ДОД «Азбука Природолюбия»
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Введение. Презентация «Азбука природолюбия». Экологическая игра «Опиши объект природы» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. |
Сентябрь | Будь аккуратен с природой. Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу». | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. |
Сентябрь | Береги природу. Рассказ «Аист белый». Экологические игра «Береги природу» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. |
Сентябрь | Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас». | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. |
Октябрь | Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород» | Приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе. |
Октябрь | Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Проект «Путешествие в Осень» Диагностика | Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе, об их красоте. |
Октябрь | Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес» | Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. |
Октябрь | Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. |
Ноябрь | Экологическая игра «Попробуй, расскажи».(ТРИЗ-РТВ технология: приглашение волшебников Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ, Я ЧУВСТВУЮ, Я ОЩУЩАЮ. Гулять на природе. Рассказ «Выдра». | Закрепить знания детей о природе.Усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. |
Ноябрь | Будь вежлив с природой и внимателен к природе. Рассказ «Цапля серая».Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ-РТВ технология: игра «ДА – НЕТ» | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. Уточнить и расширить представление детей о лесе. |
Ноябрь | Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?» Рассказ «Дружить с природой». Экологическая игра «Расскажи историю» | Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. |
Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка». Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе». | Закреплять знания об этажах леса, представления о знакомых экосистемах ручей, река; Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе и окружающему миру. |
Декабрь | Единство человека и природы. Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу» | Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей. |
Декабрь | Жалеть природу. Рассказ «Клён». Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ – РТВ технология: игра «Маятник» | Формировать интерес к осенней природе, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний в ходе сравнения двух-трех осенних признаков. Прививать любовь к природе родного края. |
Декабрь | Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка». | Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели. |
Декабрь | Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение» (ТРИЗ-РТВ технология) | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. |
Январь | Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» (ТРИЗ-РТВ технология). | Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела. |
Январь | Красная книга. Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо». | Познакомить детей с содержанием Красной книги. Закрепить знания о законах природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру. Дать углубленное понятие о правилах поведения в природе. |
Январь | Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка» | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение. |
Январь | Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости» | |
Февраль | Акция «Поможем пернатым друзьям». Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово» | Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету –она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. |
Февраль | Экологическая игра «Что будет, если …» Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника». Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» | |
Февраль | Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой». | |
Февраль | Экологическая игра «Знаешь ли ты природу» Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе». | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. |
Март | Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы» | |
Март | Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла» | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. |
Март | Экологическая викторина «Угадай-ка». Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик» | |
Март | Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой» | Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе. |
Апрель | Экологическая игра «Помоги другу». Рассказ «Тигр». Экологическая игра «Любить природу». | |
Апрель | Экологическая квест – игра «Зелёная планета» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. |
Апрель | Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых, из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе. |
Апрель | Рассказ «Божья коровка». Фотовыставка «Удивительный мир насекомых» | |
Май | Развлечение «Времена года». | Формировать у детей представление о жизни животных и птиц в лесу. |
Май | Экологическая игра «Кто живёт в лесу?». Проект «Лес – наше богатство» | |
Май | Экологический праздник Как прекрасен этот мир | Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету –она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли –сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке, в песне, в танце. |
Май | Диагностика на конец года | Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности. |
Список литературы:
- Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия»/учебное пособие для дошкольников и младших школьников/
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Н.Н.Леонова Мир природы родной страны. -СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2018. -256с.
- Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.- 112с.
Монитооринг освоения программы «Азбука природолюбия»
Ф.И ребёнка | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает последствия не правильного | приводит адекватные факты бережного отношения к природе | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции | Имеет представления об отношении к растениям, животным в спец. созданных | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Имеет представления о взаимоотношении окружающей среды и человека. | Умеет определять сост.обитателей уголка природы (практ. умения) | Имеет представления взаимоотношении окружающей среды и человека. |
Итого:
КН человек, _ %; Н человек, _ %;
С человек, %; В человек, _%;
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (апрель) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по четырёх балльной системе:
1балл — большинство компонентов недостаточно развиты (КН);
2балла — отдельные компоненты не развиты (Н);
3балла — соответствует возрасту (С);
4балла — высокий (В).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе....
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
Педагогический проект Лэпбук «Экология» как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Педагогический проект...
Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...
Педагогический проект "«Организация творческих выставок в ДОУ как условие развития детей дошкольного возраста»
Описание организации и проведения педагогического проекта в ДОУ...
Педагогический проект «Инновационные подходы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города, Нижневартовска, России....