"УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ"
статья (старшая группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

Материал создан для публикации в сборнике "Иновации в дошкольном образовании: грани наставнечества", приуреченной девятой ежегодной Городской Ярмарке педагогических иноваций дошкольных работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiyadlya_yarmarki_-_2023.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

С.Н. Бусыгина, О.Н. Николенко

ГБДОУ детский сад №6 Адмиралтейского  района

г. Санкт-Петербурга

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они, однако, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести?

Информационно-аналитические:

-анкетирование;

-опрос;

-«Почтовый ящик»;

-«Шкатулка пожеланий»;

-«Чудесный сундук».

Наглядно-информационные:

-родительские уголки;

-семейные и групповые альбомы;

-фотовыставки «Нет семьи дружнее», «Креативная семья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Любимые животные нашей семьи», «Музеи нашего города» и т.п.

-мини-библиотека;

Познавательные:

- нетрадиционные родительские собрания;

- устные журналы;

- консультации;

- совместные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- работа с родительским комитетом;

Досуговые:

-праздники;

-совместные досуги;

-участие родителей в конкурсах, выставках.

Как видим – работа с родителями очень разнообразна и многогранна.

Коротко скажу о некоторых видах деятельности.

Одна из форм информационно-аналитической работы – «почтовый ящик». Это коробка в виде почтового ящика, находится на стене,  в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту, да, бывают и замечания какие-то. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно в родительском уголке. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично; «шкатулка пожеланий» - предлагается родителям в начале учебного года (можно на первом родительском собрании) написать на бумаге пожелание, какие качества они хотели бы  воспитать в своём ребёнке?  Чего, по их мнению, не хватает ребенку? Итоги подводим в конце учебного года; «чудесный сундук» - участникам родительского собрания предлагается ответить на вопрос, что они хотели бы положить в сундук и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Нетрадиционный подход к проведению общих родительских собраний даёт возможность не только повысить посещаемость, но и привлечь родителей к сотрудничеству, установив с ними партнёрские отношения. Собственными изысканиями и опираясь на интересный опыт работы других педагогов, мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д.

Используем  видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, развлечений. Для того, чтобы заинтересовать родителей проблемой, привлечь их внимание, пробовали готовить записи ответов воспитанников на диктофон. В качестве информационного оповещения о собрании изготавливливаем приглашение-афишу с планом работы, индивидуальные пригласительные билеты, в оформлении которых принимали участие дети.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.

Можно использовать такую форму работы как акция: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. 

Или, например, акция «Чистый дворик» – её название объясняется тем, что родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Ещё один вид совместной работы – участие в сезонных конкурсах поделок, где участвуют также родители вместе  с детьми, что очень ценно. После  конкурса на собрании бывают отмечены грамотами все семьи, принявшие в нём участие.  

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят  тем же.

В современных условиях есть замечательный активный и гибкий способ информирования родителей и вовлечения их в жизнь группы - это социальные сети. Через них можно сообщать родителям информацию о ежедневных успехах их ребенка, делать объявления, проводить конкурсы и выставки, рекомендовать обучающие сайты, делиться собственными педагогическими взглядами, обобщать свой опыт, который пойдет на пользу и родителям.

Но для этого педагоги должны сами иметь активную позицию, уметь пользоваться интернетом и обязательно находить способы документировать проводимую работу.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями».

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Бутырина Н.М., С.Ю. Боруха, Т.Ю.Гущина//

«Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей»: учебно-методическое пособие /

Белгородский государственный университет, 2004. - 177 с.

Н.Григорьева, Л.Козлова //  

«Как мы работаем с родителями» / Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31.

Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук //

«Вопросы дошкольной педагогики» //Международный научно-методический журнал

№ 3 (51) / ООО «Издательство «Молодой ученый», 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)

Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Реализация образовательной практики «Час в музее» в дошкольной организации

В решении поставленной задачи мы используем парциальную программу «Мой любимый город Канск»  -  методический продукт городской сетевой проектной группы....

"Успешные практики в просветительской деятельности родителей в дошкольной организации: новые ориентиры"

Публикация в сборнике статьи:«ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ГРАНИ НАСТАВНИЧЕСТВА»...

Всероссийский форум "Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск"

Основные задачи Форума – обсудить реализацию федеральной образовательной программы дошкольного образования и представить опыт создания современной конкурентоспособной дошкольной образовательной ...

Всероссийский форум «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск»

Представление опыта работы с детьми «Головоломки СМАРТ тренинг для дошкольников»....

Всероссийский форум "Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск"

Основные задачи Форума- обсудить реализацию федеральной образовательной программы дошкольного образования и представить опыт созданиясовременной конкурентноспособнойдошкольной образовательной организа...

«Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск» проект приказа № 15 – ОД от 15.01.2023

Приказ о подготовке и проведении Всероссийского форума «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск»...