Педагогическое сопровождение детей дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях детского сада
статья
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность темы
2. Примерная схема педагогического изучения
дошкольника с КИ для составления ИОМ включает следующее
3. Алгоритм построения ИОМ ребёнка в ДОУ №60, реализующего инклюзивную практику
4. Заключение
5. Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komandnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Статья для учителей-дефектологов и логопедов
«Педагогическое сопровождение детей дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях детского сада»
Составила:
Учитель - логопед
Виноградова О. Ю.
Санкт Петербург 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность темы
2. Примерная схема педагогического изучения
дошкольника с КИ для составления ИОМ включает следующее
3. Алгоритм построения ИОМ ребёнка в ДОУ №60, реализующего инклюзивную практику
4. Заключение
5. Литература
В последние годы кохлеарная имплантация как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых активно развивается в России.
В настоящее время всё большее количество детей с нарушением слуха (большая потеря слуха) имеют возможность сделать операцию КИ. Кохлеарная имплантация по существу является разновидностью слухового аппарата, но КИ не усиливает звук, а заменяет волосковые клетки улитки и передаёт звуки и речь с помощью слабых электрических разрядов прямо слуховому нерву.
Целесообразно делать операцию КИ в более раннем возрасте, а если операции по каким либо причинам должна быть отложена, носить слуховые аппараты, для того чтобы был слуховой опыт. Это может являться положительным фактором дальнейшей реабилитации. Необходимо понимать, что кохлеарный имплант не восстанавливает слух на 100%, а лишь улучшают его (обычно 1-2 степень тугоухости). Поэтому огромное значение в распространении КИ имеет разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой реабилитации пациентов и подготовка специалистов (сурдопедагогов, логопедов, психологов) к работе с детьми.
Большинство детей с КИ являются ранооглохшими и нуждаются в многолетней реабилитации. Она предполагает:
- наличие речевой среды,
- регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом,
- обучение родителей развитию у ребёнка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.
Я работаю в ГБДОУ д/с № 60 комбинированного вида Невского района города Санкт-Петербург. В нашем детском саду семь групп: 2групп для детей с нарушением слуха, 4 группы для детей с тяжёлым нарушением речи, 1 массовая группа. Такая комплектация неслучайна, с 2007 года детский сад под руководством доктора психологических наук, профессора кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена и НИИ уха, горла, носа и речи Инны Васильевны Королёвой стал экспериментальной площадкой по реабилитации дошкольников после операции КИ. Наличие речевых групп позволяет детям с КИ находиться и обучаться в речевой среде.
В нашем образовательном учреждении созданы специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с КИ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В зависимости от индивидуальных особенностей: возраст, слуховой опыт, сохранный интеллект, наличие словарного запаса и др. дошкольник определяется в группу для детей с нарушением речи или в группу для детей с нарушением слуха.
Чаще по рекомендации Центральной медико-педагогической комиссии кохлеарно имплантированный малыш начинает посещать группу для детей с нарушением слуха, где реабилитацией занимается сурдопедагог.
Это связано с тем, что после подключения кохлеарного импланта малыш начинает слышать разные звуки одновременно, но они не несут для него никакой информации. Сурдопедагог учит ребёнка связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами ли действиями, а также понимать речь. При благоприятном прогнозе у ребёнка с КИ, занимающегося с сурдопедагогом, происходит достаточно быстрое развитие слуховых навыков, а впоследствии и понимание речи.
В дальнейшем малыш переводится в группу для детей с тяжёлым нарушением речи, что особенно важно для создания речевой среды, поскольку даже самый талантливый педагог, занимаясь с ребёнком несколько раз в неделю не способен научить его говорить и понимать родную речь как общение с окружающими. Именно в процессе игры и общении со сверстниками создаются условия для спонтанного развития и понимания речи. Здесь также важным является совместная работа сурдопедагога и логопеда при реабилитации детей с КИ, так как в логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми с различными тяжёлыми речевыми нарушениями- моторной алалией, дизартрией, артикуляторной диспраксией, дисфонией. В тоже время, по опыту, большинство детей с нарушением слуха имеют речевые расстройства, как самостоятельные нарушения- либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте. Поэтому логопедические методы очень помогают при работе с детьми после кохлеарной имплантации. Логопед и сурдопедагог работают совместно: ребёнок, находясь в речевой группе, посещает занятия не только логопеда, но и сурдопедагога. Логопед и сурдопедагог работают согласованно, поскольку логопед дополняет работу сурдопедагога и не может заменить её полностью. Я по образованию сурдопедагог. Стаж работы с дошкольниками с нарушением слуха 22года, девятый год я работаю логопедом в группе для детей с тяжёлым нарушением речи, которую посещают также и кохлеарно имплантированные дети, работаю на группе одна, выполняя работу сурдопедагога и логопеда.
Сопровождение детей с КИ в нашем детском саду осуществляется посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.
В разработке индивидуального образовательного маршрута участвуют специалисты ДОУ, которые непосредственно работают с ребёнком: сурдопедагог, логопед, психолог, воспитатель, музыкальный работник, медицинский работник. Составлению ИОМ предшествует педагогическое изучение ребёнка, в которой участвуют все специалисты службы сопровождения.
Примерная схема педагогического изучения дошкольника с КИ для составления ИОМ включает следующее:
- Характеристика состояния слуха (время проведения операции КИ, анализ аудиограммы и исследование слуха речью, использование в общении остаточного слуха).
- Уровень состояния речи и особенности её развития (анализ фонетической, лексической и грамматической стороны речи, умение построить самостоятельное высказывание, владение культурой речевого общения и др.).
- Общее умственное развитие, сформированность умственных действий, социально-бытовая ориентировка в окружающей обстановке, степень нарушения познавательной деятельности, характер мыслительных процессов, состояние внимания, памяти и др. Состояние уровня умственного развития дошкольника и возрастной нормы.
- Характер учебной деятельности (успеваемость, учебные умения и навыки, отношение к занятиям, совместной деятельности, интересы, способности и трудности, организованность и т. д.).
- Физическое развитие и здоровье ребёнка, направленность интересов в спортивной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительной работе; изучение моторики, двигательных навыков; выполнение поручений, участие в посильном физическом труде в группе, домашних условиях.
- Состояние эмоционально-волевой сферы (проявление чувств ребёнка, волевые качества личности, отношение к педагогам, окружающим, другим детям, к себе, наличие друзей, взаимоотношения ребёнка с родителями). Положение ребёнка и его роль в группе, семье.
- Особенности игровой, трудовой, творческой и других видов деятельности, участие в коллективных делах, в подготовке праздников, в играх, спортивных соревнованиях, домашнем бытовом труде.
- Особенности поведения ребёнка, обусловленные свойствами нервной системы. Дисциплинированность и сформированность культуры поведения и речевого общения. Негативные проявления некоторых особенностей характера, требующие пристального внимания педагогов.
- Условия семейного воспитания ребёнка с КИ. Количественный состав семьи, взаимоотношения с близкими. Наличие нарушений слуха у близких родственников. Слухоречевая среда и средства общения в семье. Особенности духовно-нравственного воспитания ребёнка родителями. Возрастные и образовательные характеристики членов семьи.
Алгоритм индивидуального образовательного маршрута разрабатывается на рабочем совещании специалистов (психолого-медико-педагогический консилиум), где учитываются наблюдения и обследования всех специалистов.
Алгоритм построения ИОМ ребёнка в ДОУ №60, реализующего инклюзивную практику.
Этап построения ИОМ для ребёнка с ОВЗ | Содержание работы |
1 этап- Подготовительный | Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; анализ ситуации социального окружения ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. |
2 этап- Комплексной диагностики | Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. |
3 этап- Разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углублённой диагностики «команды» специалистов на заседании психолого- медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, составляется программа. |
4 этап- Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, сурдопедагогом, воспитателем, психологом, музыкальным работником, обследование и консультации медицинских работников, лечение. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
5 этап- Промежуточная диагностика | Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости – внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу. |
6 этап- Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. |
7 этап- Итоговая диагностика | Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка, рекомендации родителям. |
Специалисты службы сопровождения, работая в одной команде,
осуществляют коррекционную работу по четырём направлениям:
1-е направление -диагностическая работа-проведение комплексного обследования ребёнка с КИ.
2-е направление обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции в условиях образовательного учреждения (разработка индивидуального образовательного маршрута).
3-е направление –консультативная работа- обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребёнка с КИ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
4-е направление- информационно просветительская работа- представляет собой разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и предусматривает различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, круглые столы, анкеты, печатные материалы), направленные на разъяснение родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с КИ.
Заключение
Командное взаимодействие специалистов службы сопровождения обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Консолидация усилий разных специалистов в условиях детского сада (сурдопедагога, логопеда, воспитателя, психолога, музыкального работника, медицинского работника) позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Важным для эффективной коррекционной работы является выстраивание партнёрства. В нашем детском саду наиболее распространённая и действенная форма организованного взаимодействия специалистов – это психолого-медико-педагогический консилиум.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антоненко Л. Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.-№5.-С. 60-65.
2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
3. Королева И. В., Янн. П. А. Дети с нарушениями слуха. - СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.
4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения// Дефектология. -2008.-№1. С. 71-78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы проблемы "Психолого-педагогическое сопровождение детей-дошкольников с СДВГ"
Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям....
Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
Особенности обучения диалогу ребенка с кохлеарным имплантом. Этапы обучения диалогу в процессе сюжетно-ролевой игры....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благ...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Проект психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с аутизмом состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс Задачи: 1) опред...