Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
статья по логопедии на тему
Особенности обучения диалогу ребенка с кохлеарным имплантом. Этапы обучения диалогу в процессе сюжетно-ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие диалога в сюжетно-ролевой игре | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
Развитие диалогической речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию разговорной речи в детском саду.
У дошкольника ярко выражена потребность в самовыражении, потребность во внимании сверстников и взрослых, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Дети с проблемами в речевом развитии испытывают трудности в общении, что обусловлено сложностью их речевых нарушений при сохранном слухе. Дети-дошкольники с кохлеарным имплантом оказываются в более тяжелом положении в ситуации коммуникации в ситуации длительного отсутствия слухового и речевого опыта и более позднего (по сравнению с нормально-слышащими детьми) включения в слухо-речевую среду.
В ситуации общения, как правило, используется диалогическая разговорная речь. Это наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации. Собеседникам обычно известен предмет, тема обсуждения. Диалогическая разговорная речь наиболее простая и по синтаксису: состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик, кратких сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
В дошкольном учреждении дети овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Задачи развития и формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма вопроса, ответа), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.
Ведущая деятельность дошкольника – игра. В игре ребенок легко и непосредственно, с присущим только детям интересом и активностью раскрывается как личность, желает действовать и творить, всячески проявляя себя.
В условиях логопедической группы пути влияния педагогов (учителя-логопеда, воспитателей) на развитие у детей разговорной речи через игру многообразны и включают логопедические занятия, разные виды совместной деятельности, режимные моменты повседневной жизни.
В детском саду для развития возможностей ребенка используют различные виды игровой деятельности (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры).
Работа по речевому развитию детей пронизывает всю систему дошкольного образования в логопедической группе. Использование сюжетно-ролевой игры наиболее естественно для развития диалогической речи у ребенка с кохлеарным имплантом, так как сама структура сюжетно-ролевой игры предполагает создание ситуации общения между играющими.
Дети-носители кохлеарного импланта испытывают большие (по сравнению со слышащими сверстниками) трудности в общении в силу отсутствия раннего слухового и речевого опыта, бедности словарного запаса, ограниченности представлений об окружающем мире, недостатков развития лексико-грамматической стороны речи. Все эти проблемы в свою очередь приводит к сложностям в процессе коммуникации, а, значит, затрудняет речевое общение этих детей с другими людьми. В такой ситуации сюжетно-ролевая игра призвана быть посредником для обогащения речевого и слухового развития, раскрытия личностного потенциала ребенка с кохлеарным имплантом.
Разыгрывание знакомых бытовых ситуаций, сцен и повседневной жизни вызывает у ребенка с кохлеарным имплантом интерес и желание действовать в них. Ребенку с кохлеарным имплантом, опирающемуся на хорошо известные способы действий (поход в магазин с мамой, приготовление пищи, прием гостей, поездки в общественном транспорте, прогулки и т.д.), легче и спокойнее принять игровую ситуацию заданную педагогом, и начать активно участвовать в ней, принимая на себя ту или иную роль и играть в соответствии с ней. Учителю-логопеду или воспитателю нужно в контексте игровой ситуации задать нужный диалог, помочь ребенку актуализировать его словарный запас, ввести необходимую лексику в игру детей.
В системе работы по развитию разговорной диалогической речи у дошкольников с нарушениями слуха и речи педагог может развивать различные диалогические умения. Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые наиболее удобно развивать через сюжетно-ролевую игру:
-собственно-речевые умения: подразумевают умение ребенка вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;
- умения речевого этикета, включающие: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.;
-умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
-умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;
-неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Учитель-логопед включает в сюжетно-ролевую игру развитие нужных на определенном этапе обучения диалогических умений у детей в рамках изучаемой лексической темы с учетом возрастных, личностных особенностей детей, опираясь на знакомые дошкольникам бытовые ситуации.
Нужно отметить, что детям с кохлеарным имплантом достаточно трудно вступать в общение без предварительной подготовки. Поэтому учитель-логопед и воспитатель планируют создание каждой сюжетно-ролевой игры: сюжет - последовательность действий; персонажей и распределение ролей между ними, продумывают диалоги игровой ситуации, стараются включать в них разнообразие лексико-граммматических конструкций, доступных для дошкольника с кохлеарным имплантом, возможности вариативной подачи диалогов в игре. Педагоги группы последовательно и целенаправленно вводят отработку вопросов и ответов, речевых оборотов, междометий коротких фраз на занятиях, в совместной деятельности, в режимных моментах для подготовки детей к игре. Ведется активная работа с родителями по домашней подготовке детей с кохлеарным имплантом в сотответсвии с изучаемой лексической темой в контексте будущей сюжетно-ролевой игры. Родителям для закрепления предлагается словарь будущих игровых действий, который ими актуализируется в процессе хорошо знакомых и понятных ребенку с кохлеарным имплантом домашних ситуаций. Таким образом, в результате совместной работы педагогов и родителей происходит первоначальное формирование семантических полей у ребенка с КИ в рамках изучаемой лексической темы. Учитель-логопед должен предусмотреть вариативность синтаксических конструкций во многих случаях, чтобы у ребенка с кохлеарным имплантом развивать представление о речи как о живом, меняющимся явлении, а не о как об определенном наборе клише, несмотря на то, что многие фразы разговорной речи носят клишированный характер и остаются неизменными в диалоге.
Важно при подготовке к сюжетно-ролевой игре подобрать необходимые и разнообразные атрибуты игровой ситуации, предметы интерьера, элементы костюмов, чтобы максимально создать реалистичность игры – это часто вызывает восторг у детей и позволяет дольше удерживать интерес к игре.
Нельзя забывать, что для развертывания полноценной сюжетно-ролевой игры между детьми группы необходима подготовка как детей с кохлеарным имплантом так и детей группы с речевыми нарушениями, то есть необходимо учить детей играть вместе.
Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок, с ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры – правила, благодаря которым, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей. В игре ребенок учится управлять собой. Происходят качественные изменения в психике, дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся речевому общению между собой и другими людьми. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре у детей наиболее ярко развивается коммуникативная функция речи – речь как средство общения.
В логопедической группе детского сада обучение диалогической разговорной речи детей с кохлеарным имплантом через сюжетно-ролевую игру происходит постепенно и включает 4 этапа работы.
Первый этап. В игре участвуют только двое: педагог и ребенок с кохлеарным имплантом. Для этого этапа характерно отрабатывание речевого материала: добиться верного выполнения игровых действий; соблюдения очередности при общении, последовательности вопросно-ответных конструкций, соединение игровых действий и речевыми конструкций, им соответствующих; вариативности построения фраз. При этом нужно следить, чтобы ребенок был включен в игру, то есть именно играл с педагогом, а не выполнял последовательность действий, оречевляя их. В ситуации первого этапа работы педагог такой же участник сюжетно-ролевой игры как и ребенок с кохлеарным имплантом и также принимает на себя правила игры .
Второй этап. В игре участвуют педагог, ребенок с кохлеарным имплантом и ребенок с нарушением речи. Дети учатся взаимодействовать между собой, педагог направляет их действия, организует речевое общение, подхватывает ситуации диалогов, связывает их с игровой ситуацией в контексте предлагаемых обстоятельств, являясь при этом таким же участником сюжетно-ролевой игры.
Третий этап. В игре участвуют педагог, ребенок с кохлеарным имплантом и два ребенка с нарушением речи. На этом этапе обучения происходит расширение ситуации речевого общения и взаимодействия между детьми. Важно научить ребенка с кохлеарным имплантом выполнять действия последовательно, внимательно слушать и слышать речь других детей, не перебивать, вступать в общение в соответствии с формируемыми видами диалогических умений. Педагог старается несколько отстраниться, дать возможность детям самим решать игровые ситуации, включается в игровой процесс, когда детям требуется помощь.
Четвертый этап. Участники игры – ребенок с кохлеарным имплантом и два ребенка с нарушениями речи. На данном этапе наступает ситуация развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры, где дети в соответствии с правилами играют и говорят самостоятельно. Педагог не участник, а наблюдатель. Такое положение педагога позволяет детям наиболее полно раскрыться во взаимодействии и речевом общении друг с другом, раскрепоститься, научиться владеть ситуацией игры. В таком положении игры возможна самостоятельная речевая активность непроизвольная ребенка с КИ.
Тематика сюжетно-ролевых игр может соответствовать требованиям программы, а может вырьироваться в зависимости от потребностей детей, их жизненного опыта и особенностей развития.
Общение педагогов с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности ребенка. Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).
Нужно уточнить, что сюжетно-ролевая игра не должна превращаться в шаблоны различных жизненных ситуаций. Педагог должен научить детей не просто выполнять действия по сюжету, но и научить детей менять сюжет игры, создавая проблемные ситуации, и помогать дети решать их.
Научить ребенка с кохлеарным имплантом играть, значит научить его действовать в различных ситуациях, расширить его представления об окружающем и через игру обогатить его речь, дать ему возможность выражать свои чувства, эмоции в процессе речевого общения с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».
ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский...
Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)
Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада....
Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...