Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов и родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drugoe_vystuplenie.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 229»
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Авторы.
Алексенцева Ирина Игоревна, воспитатель,
Алексенцева Наталья Александровна, учитель-дефектолог.
Вилегжанина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель.
Мельникова Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они могут легко вступать в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Любая среда для таких детей является частым фактором прекращения общения. Суженный круг интересов, отношений, ограниченность связей определяются особенностями психики и свойств личности такого ребенка. Отношения, которые он строит, находятся на уровне чувств и переживания, они носят субъективный, неосознанный характер, чаще всего являются ситуационными и практически не устойчивыми. Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов и родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п.
Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Елена Ивановна Казакова обозначает сопровождение как "особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития", особенность которого в том, "чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно". В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку – индивидуальное сопровождение.
Сопровождение это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути.
Цель сопровождения – создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.
В качестве основных задач сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья выделяют следующие:
- помощь в преодолении кризисных ситуаций;
- - помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- - коррекция нарушений поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- - формирование навыков поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология в условиях жизнедеятельности ДОУ основывается на основных принципах: непрерывности сопровождения; приоритетности интересов «всегда на стороне ребёнка»; мультидисциплинарности сопровождения «комплексный подход» всех специалистов. Индивидуальное сопровождение организовывается с момента поступления ребёнка в ДОУ.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации дошкольного учреждения.
Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-медико-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.
Третий этап – совместная выработка рекомендаций (индивидуального маршрута и индивидуальной карты развития) для ребенка и родителей. Специалисты планируют комплексное сопровождение и помощь для каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях, способах, видах решения проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение индивидуального маршрута каждым участником сопровождения.
Пятый этап – анализ выполнения индивидуального маршрута всеми участниками. Оценка результативности и дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.
Реализация индивидуального сопровождения (маршрута) детей в условиях учреждения осуществляется в таких видах работы:
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение, как системе профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения.
- Социально-педагогическое сопровождение, как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни.
- Коррекционная работа, как система коррекции, компенсации и реабилитационных мероприятий, проводимых и разработанных в учреждении.
Для эффективности реализации необходимо создать следующие условия.
1. Предметно-развивающая среда. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.
2. С детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), который должен уметь: устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ "Я", и "Я-сознание". Правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности. Определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития.
3. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации. Строиться с учетом возрастных особенностей, на компенсаторных возможностях личности ребенка.
4. Включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
5. Формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях и т.д.) В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.
Психолого-медико-педагогическая работа в ДОУ предполагает интеграцию профессионалов различной направленности. Например, основные области сопровождения, которые затрагиваются специалистами:
- воспитатель – определение уровня развития разных видов деятельности, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному периоду, организация развивающих игр и режима деятельности;
-учитель-дефектолог – определение степени нарушения, уровня развития, коррекции и компенсации дефекта, проведение коррекционной работы, консультирования и оформления рекомендаций по работе с ребенком;
-старший воспитатель – руководитель службы сопровождения, планирование деятельности службы, координирование деятельности. Работа с семьями воспитанников и другими службами социальной защиты;
-педагог-психолог – психологическая диагностика, консультирование, тренинги и психотерапия;
- учитель-логопед – логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, составление и использование рациональной логопедической работы с ребёнком;
-инструктор по физической культуре – реализация используемых техник и элементов адаптивной физической культуры (ЛФК, бассейн, тренажеры);
- музыкальный руководитель - реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами музыкотерапии, ритмики и ритмопластики;
-медицинская сестра – проведение отдельных медицинских процедур и мер, физио- и фитотерапевтическое лечение, контроль за питанием, санитарно-гигиеническим режимом, ежедневный контроль за состоянием детей.
Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершению развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести корректировки в перспективные планы. Изменить формы, методы, средства коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком. Задания могут меняться в зависимости от интересов, потребностей и эмоционального состояния детей.
По результату работы специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Такой алгоритм сопровождения сохранен и в нашем учреждении. Преимущества его в том, что родители активно включаются в процесс с первых дней и положительно отзываются о результатах. Метод сопровождения «рука в руке» нужно воспринимать буквально. Дефектолог становится помощником и наставником для родителей и детей.
В результате внедрения комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагоги и специалисты отмечают положительные изменения в развитии детей во всех сферах деятельности.
В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы работы с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада и школы, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере и других.
Список использованной литературы
- Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001
- Андросова, Г. Л. Курс "Социально-бытовая ориентировка" как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта. 2003.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: ВЛАДОС, 2003. 527 с.: ил., табл. (Коррекционная педагогика). Прил.: с. 145-514. Лит.: с. 515-527.
- Казакова Е.И. , Галактионова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора./ СПб., 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
«Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного коррекционного учреждения"
Презентация-выступление на областной конференции...
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...
«Комплексный подход к организации и проведению занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального / коррекционного / дошкольного детского дома».
Работа инструктора физкультуры с проблемными детьми, задачи, методы и способы организации , воспитания и развития....