Детско-родительский проект "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей 6-7 лет"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-pedagogicheskiy_proekt.docx | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Радуга»
Детско-родительский проект по теме:
«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»
Козловой
Оксаны Геннадьевны
воспитателя
1 квалификационной категории
Балабаново, 2019
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
1.Краткое описание проекта………………………………………………….…..5
2.Деятельность в рамках проекта……………………………………………….13
2.1. Этап организации проекта………………………………………………….13
2.1.1. Изучение и анализ литературы ……………………………...…………..13
2.1.2. Диагностический этап…………………………………………………….14
2.1.3. Отбор содержания…………………………………..…………………….15
2.2. Основной этап ……………………………………………………………..18
3. Этап завершения функционирования проекта………..………………….....22
3.1. Сравнительный анализ результатов…………………..…………………...22
3.2. Самоанализ…………………………………………………………………..23
4. Используемая литература………………………………………………..…...25
Пояснительная записка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас, воспитателей, большой убежденности и вдохновения. Она должна систематически и планомерно пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс на протяжении всего учебного года.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
1. Краткое описание проекта
1.1. Актуальность
Родина, Отечество… В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы: матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ничего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, тогда, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Ключевую роль в формировании патриотических чувств играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Так, с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества.
Несколько лет я работаю по дополнительной общеразвивающей программе по нравственно-патриотическому воспитанию. Собрала неплохой материал, приобрела много демонстрационного материала и решила продолжить это направление.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным и для нравственного воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые семь лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую культуру. Современные родители утратили нравственность, все ценности теряются в современных ритмах жизни. Им просто не хватает времени остановиться и направить своего ребёнка в нужное русло. Отсюда и возросшая преступность, и жестокость, и даже самоубийства. В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует нравственному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и нравственная незрелость.
Я считаю, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей, да и родителей необходимо продолжать.
В процессе чтения художественной литературы дети знакомятся с традициями, обычаями, праздниками нашего народа. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д. наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Большую роль в развитии детей имеют праздники и игры. Дети лучше запоминают материал в игровой форме. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Также в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника играми, творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, эстетические ценности.
Всё это помогает обогатить и расширить словарный запас детей, сделать их речь более разнообразной и красочной. Формирует любовь к своей Родине, народу, традициям и ценностям.
Особое внимание в деятельности уделяется укреплению связей с родителями. Чтобы их представления о патриотической культуре возросли, подготавливаю для них папки-раскладушки, консультации, провожу индивидуальные беседы. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация нравственно-патриотического воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и семьи.
1.2. Проблема
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушно относятся к близким людям, к товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
1.3. Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника в образовательном процессе и в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Это является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
1.4. Новизна проекта
Проект имеет несомненное практическое значение. Новизна его заключается в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
1.5. Инновационная направленность проекта
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1.6. Тип проекта
Проект ориентирован на нравственно-патриотическое развитие участников образовательного процесса.
1.7. Предмет проекта: организационные и методические условия нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1.8. Объект – процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. 1.9. Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
1.10. Срок реализации: 2018-2019 гг.
1.11. Цель и задачи проекта
Цель: воспитание гуманной, нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- расширять и уточнять знания детей о международных и всероссийских праздниках;
Развивающие задачи:
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- содействовать развитию речи детей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм;
1.12. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационный
- изучение и анализ литературы по проблеме;
- диагностика;
- отбор содержания проекта;
- планирование работы (подбор и составление конспектов мероприятий, отбор дидактического материала и т.д.).
2 этап. Основной ( реализация проекта).
3 этап Заключительный (оценка полученных результатов и оценка перспектив развития проекта)
- игра - викторина;
- сравнительный анализ результатов при внедрении и апробации проекта;
- самоанализ деятельности;
- рекомендации к использованию проекта.
1.13. Сфера использования: Образовательный процесс в подготовительной группе ДОУ.
1.14. Круг пользователей
Данный проект рекомендован для использования воспитателями ДОУ. Может использоваться в образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
1.15. Масштабы проекта
Разработка и апробация проекта ведётся на базе МДОУ «Детский сад №9 «Радуга», г. Балабаново. В проекте принимают участие воспитанники ДОУ, родители. Происходит сбор, анализ и накопление методического материала.
1.16. Ожидаемые результаты реализации проекта.
У детей:
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
У педагога:
- совершенствование компетентности, повышение уровня теоретической подготовки по данной теме;
- объединение усилий педагога и родителей при организации работы по развитию речи детей и приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по нравственно- патриотическому воспитанию;
- формирование умений и навыков в художественной деятельности.
У родителей:
- объединение социально - активных родителей и реализация их инициатив в области нравственно – патриотического развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах нравственно-патриотическое воспитания.
1.17. Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- подготовка материала для продуктивной деятельности;
- подборка словесных, народных, сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- использование мультимедийного комплекса и презентаций к деятельности.
2. Деятельность в рамках проекта
2.1. Этап организации проекта
2.1.1. Изучение и анализ литературы
Проблему патриотического воспитания стали рассматривать уже в XVI в. Так Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитания у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие, к Отечеству в целом. Я. Коменский писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия.
К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум – для знаний, тогда появится новое поколение людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации.
Развитие патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста всегда было и продолжает оставаться одной из актуальных и востребованных тем, привлекающих внимания исследователей на протяжении многих десятилетий.
Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, H.A. Корф, Л.Н. Толстой и др. Особое внимание при изучении этого вопроса уделяется развитию патриотических чувств и эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте, как фундамента нравственной культуры ребенка в будущем.
При этом важно использовать такие методы и приемы патриотического воспитания, которые будут способствовать возникновению устойчивого интереса детей к познавательной деятельности. Многие педагоги подчеркивали, что формирование эмоционально-положительного отношения к семье, дому, родному городу, воспитание интереса и любви к Родине является основной педагогической задачей и одним из главных условий успешного патриотического воспитания.
2.1.2. Диагностический этап
Цель: Определение уровня сформированности патриотических качеств.
Задачи:
- подготовить диагностический инструмент;
- создать условия для проведения диагностических мероприятий;
- подготовить карты мониторинга.
На данном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, методические пособия по патриотическому воспитанию, осуществлен подбор диагностического материала, проведена диагностика детей старшей группы. (Приложение 2)
По результатам диагностики был составлен план мероприятий, способствующих развитию нравственно-патриотических чувств детей.
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок полностью самостоятельно справился с заданием, выполнил его без ошибок;
2 балла - выполнил задание с небольшой помощью взрослого или с незначительными ошибками;
1 балл - допустил большое количество ошибок или выполнил задание в основном с помощью взрослого.
Путь реализации:
Первичная диагностика.
Вторичная диагностика (мониторинговые исследования в конце деятельного этапа).
Диагностика по окончанию проекта.
Отслеживание результатов:
Ведение диагностических и или индивидуальных карт группы.
(Приложение 3,4,5.)
Планируемый результат:
- Выявление проблем в развитии нравственно - патриотических качеств детей;
- Определение уровня сформированности нравственно - патриотических на разных этапах реализации проекта.
2.1.3. Отбор содержания
Для успешной реализации проекта в дошкольном учреждении необходимо наличие специально созданной предметно – развивающей среды (использования наглядного материала, дидактических игр, наличия сюжетных картинок).
На протяжении всей своей работы в детском саду уделяла особое внимание обогащению и систематизации всех материалов, созданию предметно – развивающей среды группы с учетом образовательных областей.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок, спектаклей (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях - экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение пословиц и поговорок;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок, рассказов, стихотворений, былин с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
- оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Калужского края», «Хлеб –всему голова!»;
- словотворчество с родителями: «Сочини частушку о крае, городе»;
- оформление дидактических игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;
- упражнения, словесные игры;
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд.
Деятельность построена с учетом следующих принципов:
- Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
- Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
- Индивидуальность - материал даётся с учётом возрастных и индивидуальных качеств;
- Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно-патриотического воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
- Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем;
- Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Используются приёмы (см. схема 1)
«Схема скоординированного взаимодействия»
Процесс педагогической деятельности для наибольшей эффективности реализуется согласно «схеме скоординированного взаимодействия» на дошкольника. (см. схему 2)
Схема 2
Дети
Воспитатель Родители
Используется компетентностный подход для стимулирования в детях стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке своих возможностей.
2.2. Основной этап (реализация проекта)
Одним из важнейших условий реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса, активности и самостоятельной деятельности является создание предметно – пространственной развивающей среды. В процессе её создания мною учитывались следующие принципы: интеграции, интерактивности, возрастные особенности детей, принцип гуманизации и , ценности. среду в я постаралась , трансформируемой, , , доступной и . Её соответствует и девочек, , постоянно , «зоны ».
В уголок входит: , области, ; альбомы с города, , , страны; и по патриотическому .
- краеведения, : куклы в , тематические , ские , национальных , знаменитых , произведения и писателей.
- – : «Русская », « инструменты», « – », «В гостях у », « национальный », « народных », « Отечества».
- .
- Игротека игр России.
- деятельности: искусства, , трафареты (, гармошки, , , глиняные и народных для , иллюстрации о .
- Театрализованные : к русским и сказкам , потешкам, .
- , где находятся сказки, и России, , , былины о , о Великой , об армии, поэтов и , , портреты и .
Также красоты, где декоративно-прикладного .
реализации (см. 3)
3
:
Анализ детей.
задаваемых .
Планируемый :
- интерес к развитию , а интереса к народа.
- способности и .
- Повысить к проблеме дошкольников.
:
Отбор по нравственно-патриотических :
- перспективное (Приложение 1);
- , викторин ( 6);
- картотек игр и для использования в и свободной
- конспекты ( 3);
- подбор для чтения и ;
- театральных игр и ;
- материала для ;
- проведение , собраний, .
Для ожидаемого придерживаться ОД:
- Разминка ();
- (если какой-то );
- содержание ОД- материала;
- , игры;
- материала.
в игровой , со сказочным активизировать , поднять их , настроить на .
Повторение основные , какую-то изучать .
содержание ОД совокупность игр и , на решение . (Приложение 6)
и гимнастика, позволяют , переключиться с деятельности на , развитию .
Закрепление даёт степень новыми .
3. завершения
3.1. Сравнительный , достигнутых в проекта
по нравственно – в ходе долгосрочный и носила . Проектная всех дошкольного . процесс в был построен с направленности.
в период три .
Каждый свой с помощью и приёмов.
показали: ( Приложение 2).
, г.
Средний бал по - 1.7
уровень-5% (1 овек)
уровень-40% (8 ), уровень 55% (11 )
, 2019 г.( )
Средний по - 2.1
Высокий - 20% (4 )
Средний - 45% (9 )
Низкий - 35% (7 )
Сравнительный , что по соотношению к , в количество с им показателем ось на 15 % (3 а), со средним - на 5% (1 ), с низким -у на 20 % (4 а).
Май 2019
бал по 2.4
Высокий 45% (9 ), средний 55% (11 ).
При сравнении за и май можно , что детей с ур возросло на 25% (5 ), со с уровнем на 10% (2 ). Дети, уровень, среднего .
образом, анализов , что детей со значительно . Так по с сентябрём, в мае кие увеличились на 40% (8 ), показатели на 15% (3 а).
Итак, по у показателю , по отдельным баллы, «» .
Эти результаты благодаря педагога, и .
К концу у детей важные и качества, долга по к людям, формы , .
Сформированные детям к школьной и в , потому что действовать на правил, , для совместной и , с чувством обществом, привязанности к , , к своей .
3.2.
Реализация подтвердить о том, что педагогами и и образов народного , литературы на и жизни, с страны и , будут нравственно-патриотического дошкольного и их .
Компетентностный , в которого , дал возможность эффективным и . В реализации цели и реализованы.
в , дети значимость, полноценными деятельности. У них проявить , индивидуальность, .
над проектом родителей и и родителей. в деле коллектива и .
Считаю, что по направлению и , так как в ходе видна в развитии .
отметить, что и затр у по описанию , рассуждениям о . к выводу, что внедрять в эту . Также с некоторых тем национальности, индивидуальный и подаваемый .
интерес к участию в , играх и , что быстрому , развитию и . Также с приняли в деятельности (, играх, ).
В анализа пришла к , что оптимизировать с родителями: их на открытые ОД, мастер-классы и .
В времени работу в , применить и приёмы для воспитания . возможным зоны материалом.
4. :
- Алексеева М.М., О.С. задач детей на умственной у дошкольного . -М
- Алексеева М.М., В.И. развития и родному : Учебное для высших и пед. . заведен. -М.: » Академия»,2006;
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / М.: ЦГЛ,2005.;
- Богуславская З.М., Е.О. игры для возраста. -М.: ,2004;
- 3. Родной люби и . М., « воспитание», №2;
- учреждение и — пространство . М., 2001;
- Р. И., Н.Ф., Козлова С.А. . М., 1985;
- Как любить . для реализации «Патриотическое Российской на годы.» М.,
- Г.А., Воспитывая : Практическое для ДОУ. М., 2003;
- С.А. Мой мир. ребенка к . М., 2000;
- Как любить : для воспитателей и / — составители: , , О.В.Розова, . - М.: , 2005.;
- С.А., и методика с социальной . М.,
- Педагогические - . Белоногова Г., Л. // воспитание. - - №1.;
- М.Д. Нравственно-патриотическое старшего . Пособие для программы « граждан на 2001—2005 ». М.,
- Микляева Н.В. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева – К.: Сфера,2013. – 144 с.;
- Мирясова В.И., С.В. природа в и . М., 2001;
- воспитания в и начальной
: пособие / М.Ю. , , Н.А.Виноградова, . - М.: , 2010.;
- М.Ю. . Патриотическое в саду. М.,
- воспитание в . Под ред. В.Г.Нечаевой и .И. И доп.М.,»Просвещение»,1978;
- От до . Основная дошкольного / Под ред. Н.Е. , Т.С.Комаровой, .-,2010.;
- Ривина Е.К. и России. и младших с символами. М.,
- Т.И., Никулина Е.Б., Н.Б., П.А. Нравственное . Самара,
- Е. Как помочь свое в людей. М., ;
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, РАЗРАБОТКИ тематических занятий и сценарий мероприятий / под ред. Е.Ю. Александровой. – Волгоград: Учитель,2007;
- Ушинский К.Д. сочинения. - М.: , ;
- Формирование как важный к школе / А. , Л. , Н. Кленова // . . - 2001. - № 8.;
- Л.Х., Н.В. Дошкольная : пособие. - , ;
- Шамова Т.И., П.И., Н.П. Управление . - М.: Гуманитарный ВЛАДОС,
Ин ресурсы:
- https://infourok.ru/statya-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pedagogov-detey-i-roditeley-v-formirovanii-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-do-1346309.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2018/02/07/formirovanie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/13/diagnostika
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Моя малая Родина - мой посёлок городского типа Шерловая Гора"
Проект «Моя малая Родина - мой поселок городского типа Шерловая Гора» разработан для детей среднего дошкольного возраста, но при необходимости может быть адаптирован под иную возраст...
Детско - родительский проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ"
Цель: Формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма....
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Теремок" "Россия -Родина моя!"
ВведениеРоссия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твоё достоянье на все времена! «Россия начиналась не с меча, она с косы и...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»
Методическая разработка детско-родительского, исследовательско-творческого долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта и конспект занятия-презентации по защите...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»
Образовательный проект "Россия - Родина моя" призван помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение к истор...
- Мне нравится (1)