Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»
проект (подготовительная группа)

Загребаева Татьяна Павловна

Образовательный проект "Россия - Родина моя" призван помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение  к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путём комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya_-_rodina_moya.docx47.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Детско-родительский проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Россия – Родина моя!»

Составители: Загребаева Т. П., Нагимова А. З., воспитатели МАДОУ Детский сад № 325 ГО г. Уфа РБ

                                                                             

1. Введение

  «Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.                                                                                                                                                                                                                                       Не потому, что кровь не горяча,

 А потому, что русского плеча.

 Ни разу в жизни злоба не касалась...

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

 Как бескорыстие действеннее жала.

Встаёт заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

 И потому она непобедима.

                                                     Эдуард Асадов

Наша страна большая, многонациональная, свободная и миролюбивая. Для нас мир –  самое главное.

Россия – государство с федеративным устройством. В ней все люди едины по гражданству – россияне. Федерация — это союз. Субъекты (республики, края, области) объединились в одно государство.

У государства один закон – Конституция РФ. У каждого субъекта есть свои полномочия и права. Законы, которые принимают в субъектах, подчиняются Конституции.

Ещё один объединяющий признак – язык государства. Русский язык изучается на всей территории России. На нем пишутся документы. Это не значит, что другие языки не могут существовать. Русский – общий язык, который используется всеми.

Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что, же подразумевается под этим словом? Место, где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.

2. Актуальность проекта

Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сёстрам, братьям.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребёнка о родном доме, своей "изначальной" родине.

Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребёнку.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских и национальных  традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно -  патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.

Длительность работы над проектом – 8 месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

3. Цель проекта:

Помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение  к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путём комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;

  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
  • Закрепить знания детей о государственных символах России;
  • Осуществлять знакомство детей с культурой и природой регионов России посредством «детских рукотворных писем»;
  • Познакомить детей с возможностями рукописного письма,; прививать интерес к эпистолярному жанру общения между людьми.

Развивающие:

  • Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Развивать самостоятельность, ответственность;
  • Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родителям, близким.

Ожидаемый результат :

Для детей:

Дети должны знать:

  • символы России (флаг, герб, гимн России), символы своей республики Башкортостан и других городов России.

  •  Быт и традиции народов, живущих в России.

Дети должны гордиться:

  •  своим народом и его достижениями.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;
  • Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
  • Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей Родины;
  • Вызвать интерес родителей оформлению коллекций старых открыток и писем;
  • Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.

Для педагогов:

  •  Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  •  Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
  • Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
  • Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.

Продукт деятельности

Для детей:

  • Изготовление ЛЭП Бука «Россия – Родина моя».
  • Куклы в национальных костюмах.
  • Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта.
  • Изготовление напольной игры «По улочкам Уфы».
  • Изготовление настольных игр «Моя Россия», «Города Башкортостана.
  • Создание альбома «Мой родной Башкортостан».
  • Панорама «Народы России».

Для родителей:

  • Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта.
  • Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды.
  • Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
  • Фото отчёты о проведённых мероприятиях с детьми.

Для педагогов:

  • Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине».
  • Оформление ширмы - раскладушки «Наша родина -  Россия».
  • Разработка конспектов занятий; мероприятий в соответствии с планом проекта.

4. Аннотация проекта

Проект разработан для работы с детьми  подготовительного к школе дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

5. Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительный этап

  1. Составление плана проекта совместно с детьми, используя модель трёх вопросов;
  2. Информирование родителей по теме проекта;

3. Пополнение предметно -развивающей среды;

4. Подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;

5. Подборка детской литературы по тематике проекта;

6. Выбор материалов для реализации проекта.

Сентябрь

2.

Основной (практический

1.Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями;

2.Внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

Октябрь - март

3.

Обобщающе -результативный этап

1.Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Апрель

4.

Презентация

Апрель

6. План мероприятий:

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

1.

«Физическое развитие»

1. Физминутки;

2. Пальчиковые игры;;

3. Знакомство с подвижными играми народов, населяющих Россию;

4. Создание картотеки подвижных игр народов России;

5. Спортивное развлечение «Мама, папа, я — спортивная семья».

2.

«Социально -коммуникативное развитие”

1. Сюжетно - ролевые игры:

  •  «Пожарные»; 
  • «Спасатели»;
  • «Ветклиника»;
  •  «Пограничная застава»;
  •  «Моряки»;
  • «Военный катер»;
  • «Лётчики»;
  • «Бортничество».

2. Ситуативные разговоры:

  • при рассматривании альбомов;
  • вопрос – ситуация «Сколько добрых дел можно сделать в детском саду?»
  • Дискуссия на тему: «У кого больше друзей -  у жадного или щедрого»?

3. Беседы:

  • «Москва –столица нашей родины»;
  • «Мир вокруг нас»;
  • «Наша Родина — Россия»;
  • «Промыслы народов России»;
  •  «Что такое заповедник»;
  •  «Голубые реки России»;
  • «Государственные символы России»;
  • «Спортивная жизнь Башкортостана»;
  • «Башкирский генерал М. Шаймуратов»;
  • «Прозвище – хорошо или плохо».

4. Дидактические игры:

  • «Узнай наш флаг»;
  •  «Какие праздники ты знаешь?»;
  • «Птицы нашего города»;
  • «С какого дерева листок» 
  • «Русские матрёшки»
  • «Все профессии важны»
  • «Комплименты» 
  • «Оцени поступок» 
  • «Кто в какой стране живёт?»
  • «Подбери родное слово»
  • «Собери герб»
  • «Сотки ковёр»
  •  «Узнай и назови башкирские блюда»
  • «Знаменитые писатели Башкортостана
  • «Было – есть»
  • дидактическая игра по литературным произведениям детских  писателей «Я начну, а ты продолжи»
  • «Кому в семье нужна помощь?»

5. Виртуальные экскурсии:

  • «Москва -мать городов русских»
  • «Достопримечательности Уфы»
  • «Путешествие в пещеру Шульган — таш»
  •  «Мамаев курган»
  •  «Парк Победы — музей боевой славы»
  •  «Ипподром Акбузат»
  • «Достопримечательности Башкортостана»
  •  «Национальный музей РБ»
  • «Это -Родина моя!»
  • «Башкирский Драматический театр имени М.Гафури»

6.Экскурсии: 

  •  Посещения библиотеки
  • Экскурсия в краеведческий музей
  • Экскурсия к памятникам боевой славы земляков

7. Знакомство с народными праздниками:

  • Тематическое занятие «День         республики Башкортостан»
  • башкирский праздник «Сумбуля»
  • развлечение «Башкирская ярмарка»
  •  национальным обрядом «Каз омэсе»
  • Развлечение «Дружба народов Башкортостана»
  • «Колядки» русские традиции;
  • обычай башкир «Аулак ой»
  • развлечение «Хаумы, хаумы экият» («В гостях у сказки»)
  • развлечение «Мама моя, ты самая любимая»
  • «Масленица»
  • «Веснянка»

3

«Познавательное развитие».

1. Проекты:

  • «Финансовая грамотность» долгосрочный
  • «Символика городов России» краткосрочный
  • «Как празднуют Новый год в других странах» краткосрочный
  • «Профессии глазами детей» краткосрочный
  • «Мини - музей в группе» краткосрочный
  • «Посткроссинг»

2. Наблюдение (рассматривание): ближайших улиц города, за проезжей частью дороги, транспортом, пешеходами, водителями, растениями

3. Акции:

  • «Мы разные, но мы вместе»
  • «Кроме тебя за них некому заступиться»
  • «Новогодний подарок солдату»
  • «Ёлочка — зелёная иголочка»
  • «Птичья столовая»
  • «Блокадный хлеб» день снятия блокады Ленинграда
  • «Посылка защитнику Отечества»
  • «Ты далеко, я по тебе скучаю» - отправка открыток родственникам и друзьям к праздникам: «День пожилых людей», «Новый год», «23 февраля», «8 Марта»;
  •  открытки к Рождеству и Пасхе в детские дома, больницы;
  • «Ветеран живёт рядом» - отправка ветеранам,

4. Мастерская поделок:

  • создание атрибутов к башкирским сказкам;
  •  «Башкирские сувениры»;
  • подарки детям с ОВЗ;
  • открытки солдатам СВО;
  • «Сказочные птицы башкирских сказок»;
  • изготовление макета бревенчатого башкирского дома;
  • создание коллажа «Мой герой»
  • оригами «Башкирские кони на скачках»

5.Поисково – исследовательская деятельность:

  •  «Красная книга Башкортостана»
  •  «По улицам Сипайлово»
  • «Города и районы Башкортостана»

6.Игры – фантазирования:

  •  «Я турист. По заповедным местам Башкортостана»
  • «Путешествую по России»
  • «Фотоаппарат» (реки и горы Башкортостана)

7. Создание коллекции «Минералы родного края»

  1. Презентации:
  • Легендарный путь башкирской кавалерийской дивизии
  •  «Город чудный – город древний»
  • «Русская  матрёшка»
  • «Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
  • «История возникновения денег» 1-2 части

9. Лаборатория опытов (показ для младших и средних групп)

4.

«Речевое развитие».

1.  Заучивание:

  • З. Александрова «Родина», «Дозор»
  • А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
  • С. Есенин «Белая берёза»
  • Ш .Бабич «Башкортостан»

2. Чтение:

  • Ф. Глинка «Москва»
  • Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
  • И. Токмакова «Красная площадь»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран»
  • В. Брюсов «Москва»
  • А. Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»
  • Н. Рубцов «Привет, Россия!»
  • Ф. Губайдуллина «В деревне у деда»,«Красивое платье», «Флаг моей республики»
  • Р. Ураксина «Баурсак»
  •  башкирская народная сказка «Доброе слово дороже золота»
  • Мустай Карим «Учитель»
  • А. Игебаев «Хлебороб», «Хлеб всего вкуснее»
  • Р. Даутова «Башкирский узор»

3.Поговорки и пословицы о России


4. Игры — драматизации:

  • По рассказу Мустая Карима «В берёзовом лесу»
  • драматизация башкирской сказки «Золотая капля»;
  • «Дурные спутники» - башкирская сказка
  • «Кто всех сильнее?» - башкирская сказка
  • «Почему ворона недоговаривает свое имя?»

5. Коммуникативные игры:

  •  «Чьи имена носят улицы Уфы»;
  • «Мои друзья»

6. Придумывание:

  • сказки по пословице «Доброе дело не забывается»
  • «Осень в Башкортостане»

7. Моделирование ситуаций:

  •   «Репортаж с места событий. «Сабантуй»

8. Час интересных сообщений

  •  «Я - Земля»

5.

«Художественно -эстетическое развитие».

1. Выставки:

  •  «Золотые руки моей мамы»
  • Выставка детско — родительских изобретений;

2. Слушание:

  • песни о Москве, о героях войны, о природе своей Родины, Гимн России, Гимн Башкортостана
  • произведения композиторов России
  • произведения композиторов Башкортостана
  •  песни народов России
  • «Край, в котором ты живёшь»

3. Игра на музыкальных инструментах 

  • «Апипа»
  • мандолина
  • балалайка
  • курай

4. Конкурсы рисунков и поделок:

  • «Мы вместе»;
  • «Безопасный Новый год»;
  • Гагаринская олимпиада

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы:

  • СМИ, виртуальные экскурсии

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

  • Библиотека;
  • Игротека;
  • Фонотека.

Материально-технические ресурсы:

                - Оформление фотоальбомов достопримечательностей, памятных мест,

- Атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц);

- Оформление фотоальбомов мест проживания воспитанников, социальных объектов и предприятий.

- Канцелярские товары (картон, цветная бумага, пластилин, карандаши,      краски, клей)

- Природный и бросовый материал.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательной деятельности).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиН.

3. Информированность родителей об организации воспитательной и образовательной деятельности дошкольника.

4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и

конец года.

5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

8. Риски и пути преодоления рисков

Риски:

  • Снижение интереса воспитанников в ходе реализации долгосрочного проекта
  • Порча и утрата частей проекта в ходе свободной самостоятельной игры с макетом

Пути преодоления рисков:

  • Смена продуктивных видов деятельности в ходе работы над частями и составляющими проекта
  • Поддержка детской инициативы в ходе работы над проектом
  • Совместная работа всей группы детей с родителями.
  • Поддержание бережного отношения к наглядным пособиям, дидактическим играм, альбомам, не равнодушное отношение к совместному творчеству.

9. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, бережному отношению к Родине, нравственно–патриотическому воспитанию и развитию игровой деятельности.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры

Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

10. Используемая литература:

  1. Программа «Земля отцов». Авторы Гасанова Р.Х., Гасанова Л.П.
  2. Т.С. Комарова.  Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (2014 г.)
  3. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. (2014г)
  4. О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. (2014г)
  5. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.
  6. С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
  7. О. Ю. Безгина Речевой этикет старших дошкольников
  8. О.С. Ушакова. Развитие речи детей 6-7 лет
  9. И. А. Лыкова Конструирование из природного материала 5-8 лет
  10. А.Я. Ветохина Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Санкт — Петербург ДЕТСТВО _ ПРЕСС 2015
  11. В. П. Новикова «Математика в детском саду»
  12. Л. Е. Журова, Обучение дошкольников грамоте

  1. Интернет ресурсы (презентации):

=. http://dohcolonoc.ru 

=. http://www.maam.ru 

=. http://nsportal.ru 

=. http://pedsovet.su 

=. http://kokarevala.narod.ru 

=  http://nsportal.ru 

=  http://vospitatel.com.ua 

=. http://centrideia.ru 

=. https://infourok.ru 

=  http://ped-kopilka.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - моя Родина"

Разработчик: Ташлыкова Е.В. – учитель-логопедРеализация: Ташлыкова Е.В. – учитель-логопед, Алдаранова С.Ю. – воспитатель, Савина Н.Г. – воспитатель.Образовательная область: поз...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Россия – наша Родина!»

Занятие на котором знакомим детей с нашей необьятной страной....

Открытое занятие по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Россия-Родина моя".

Задачи:Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;Продолжать формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сел;Систематизировать знания детей о символике госуда...