Эссе на тему «Мои профессиональные затруднения в работе с детьми с ОВЗ: как их преодолеть?»
материал
Все чаще возникает проблема так называемой «кабинетной речи», когда дети со мной на моих занятиях контролируют правильное произношение поставленных звуков, а в свободном общении про них забывают. В чем проблема?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе на тему
«Мои профессиональные затруднения в работе с детьми с ОВЗ: как их преодолеть?»
Я работаю учителем – логопедом в детском саду уже 24 года. За последние годы увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи. Многолетний опыт работы позволяет мне находить эффективные методы и приемы коррекции речевых нарушений, инновации в образовании - активно использовать современные образовательные технологии, мой творческий потенциал способствует формированию предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
Однако, все чаще возникает проблема так называемой «кабинетной речи», когда дети со мной на моих занятиях контролируют правильное произношение поставленных звуков, а в свободном общении про них забывают.
Причиной этого, я считаю, не только не соблюдение предельной наполняемости группы для детей с ТНР, но и отсутствие достаточного контроля со стороны современных родителей. Вот именно, современных родителей, увлеченных гаджетами. В результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалиста.
А ведь успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья - первичная, и наиболее важная и авторитетная ячейка социума для маленького человека.
И естественно, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда.
Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию.
Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз приходится не только учить, но и учиться самому.
Однако есть и универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие. Коллективные методы: родительские собрания; семинары и практикумы (тренинги); круглые столы. Индивидуальные методы: анкетирование; собеседования; консультации; тетради домашних заданий. Наглядные методы: буклеты, информационные листки и газеты; открытые занятия; сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы. Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.
Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.
Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и перепиской в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей.
Индивидуальные формы работы являются наиболее продуктивными в установлении взаимосвязи между учителем - логопедом и родителями.
Наибольший результат дает не столько объем проделанной работы, сколько грамотно выстроенный подход к ней, который и гарантирует эффективность приложенных усилий. Я уверена, что активность учителя-логопеда позволит вызвать ответную активность родителей. Обсуждать проблемы развития речи ребенка, искать совета и поддержки со временем станет их потребностью!
Предварительный просмотр:
Эссе на тему
«Мои профессиональные затруднения в работе с детьми с ОВЗ: как их преодолеть?»
Я работаю учителем – логопедом в детском саду уже 24 года. За последние годы увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи. Многолетний опыт работы позволяет мне находить эффективные методы и приемы коррекции речевых нарушений, инновации в образовании - активно использовать современные образовательные технологии, мой творческий потенциал способствует формированию предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
Однако, все чаще возникает проблема так называемой «кабинетной речи», когда дети со мной на моих занятиях контролируют правильное произношение поставленных звуков, а в свободном общении про них забывают.
Причиной этого, я считаю, не только не соблюдение предельной наполняемости группы для детей с ТНР, но и отсутствие достаточного контроля со стороны современных родителей. Вот именно, современных родителей, увлеченных гаджетами. В результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалиста.
А ведь успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья - первичная, и наиболее важная и авторитетная ячейка социума для маленького человека.
И естественно, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда.
Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию.
Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз приходится не только учить, но и учиться самому.
Однако есть и универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие. Коллективные методы: родительские собрания; семинары и практикумы (тренинги); круглые столы. Индивидуальные методы: анкетирование; собеседования; консультации; тетради домашних заданий. Наглядные методы: буклеты, информационные листки и газеты; открытые занятия; сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы. Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.
Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.
Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и перепиской в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей.
Индивидуальные формы работы являются наиболее продуктивными в установлении взаимосвязи между учителем - логопедом и родителями.
Наибольший результат дает не столько объем проделанной работы, сколько грамотно выстроенный подход к ней, который и гарантирует эффективность приложенных усилий. Я уверена, что активность учителя-логопеда позволит вызвать ответную активность родителей. Обсуждать проблемы развития речи ребенка, искать совета и поддержки со временем станет их потребностью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические затруднения в работе с детьми в условиях ДОУ.
Презентация для воспитателей ДОУ...
Эссе по теме: «Преимущества Профессионального стандарта перед нормами Единого тарифно-квалификационного справочника».
Общественная жизнь не стоит на месте, она изменяется и развивается. Изучив материал курса, мне стало понятно для чего нужны профессиональные стандарты и в чем их преимущество перед системой ЕТКС....
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.
Можно выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...
Эссе на тему “Развитие профессиональной компетентности современного воспитателя ДОО: проблемы и перспективы”.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». ...
Эссе на тему "Моя профессиональная философия"
Свободные размышления на тему о сути профессии "музыкальный руководитель", ее целях и задачах....
Эссе на тему "Моя профессиональная философия"
laquo;Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».К. Гельв...
Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме "Технология "Кубик Блума" в работе с детьми ОВЗ по развитию речи и критического мышления"
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнения...