Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Можно выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр – облегчить переход к учёбе.
Главное в этой работе – помочь воспитателям всех групп организовать работу и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий в педагогической деятельности педагогов дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня | 67.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме:
«Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста»
На 2015 – 2020 годы.
Выполнила воспитатель
I квалификационной категории
Закирова Л. М.
Казань – 2015г.
“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Можно выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр – облегчить переход к учёбе.
Главное в этой работе – помочь воспитателям всех групп организовать работу и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий в педагогической деятельности педагогов дошкольного учреждения.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности посредством изучения новинок литературы и применения различных дидактических игр в работе с детьми в ДОУ.
Задачи:
1.Изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме обучения и воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста в дидактических играх.
2. Найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса.
3.Применить полученные знания в работе с детьми.
4.Вызывать интерес у детей к дидактическим играм.
5.Обучать детей, используя различные игровые ситуации.
6.Развивать любознательность, творческий потенциал, внимание, память, воображение, наблюдательность, фантазию у детей.
7.Воспитывать в детях стремление к получению новых знаний.
8.Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки. 9.Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умению договариваться.
10. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
11.Обобщить опыт работы по данной теме.
12. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и для родителей.
Актуальность темы.
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство -это период усиленного развития, воспитания и обучения. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре; дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей, дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании дошкольников. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра часто выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Создание условий самореализации ребенка во взаимоотношениях в совместной, увлекательной деятельности, должны выступать эффективным средством выражения индивидуальности ребенка в группе сверстников. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С этой целью я в течение нескольких лет работаю над темой «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей».
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Через дидактическую игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности - самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с окружающим миром, для развития речи, мышления, навыков самообслуживания должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и дидактической игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, пополняют и уточняют в дидактических играх и упражнениях, читая произведения художественной литературы. Дидактическая игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм.
Таким образом, дидактическая игра выступает как один из основных факторов развития ребенка.
Виды дидактических игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения, таким как: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
1.Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
2.Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной работы.
3.Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи. Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.
Особенности использования дидактических игр в обучении и воспитании детей.
Современные педагоги считают, что организация и руководство дидактическими играми осуществляются в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
М.М. Алексеева отмечает, что, планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи, действия и правила игр. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы.
Каждая дидактическая игра содержит одну-две задачи, которые и определяют ход игры. Так, в дидактической игре «Петрушка ошибается» ставится задача: Учить детей внятно произносить звуки и слова. А дидактическая задача игры «Птичка-мама и птенчики» звучит так: Упражнять в различении звуков по высоте, развивать слуховое восприятие.
В подготовку дидактической игры входит отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени проведения игры ( в процессе занятия по развитию речи или во время режимных моментов, самостоятельной деятельности детей); выбор места для игры, количества играющих; подготовка
дидактического материала, подготовка к игре самого педагога: изучение и осмысление
своего места в игре, методов руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их
знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом (показ предметов, картинок, краткая беседа);
- объяснение хода и правил игры, при этом обращается внимание на поведение в соответствии с правилами игры, их четкое выполнение;
- показ игровых действий;
- определение роли педагога в игре – участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера участия педагога определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи, правил.
подведение итогов игры.
Воспитание и обучение детей посредством дидактических игр возможно во всех видах деятельности. Дидактические игры позволяют детям овладевать наиболее сложным программным материалом.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам
Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может
чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенных знаний в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал. Организуя дидактическую игру, особое значение придаем формированию доброжелательных отношений между детьми, показывая малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. С детьми обращаемся ровно, спокойно, терпеливо. Ведь речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как мы обращаемся к детям, во многом зависит педагогический успех. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, у них воспитывается настойчивость, развиваются познавательные способности.
В содержание работы были включены дидактические игры (словесные, настольно – печатные и игры с предметами), дидактические упражнения по нескольким направлениям. Игры и упражнения проводились с детьми, помимо занятий, во время прогулок, утреннего приема детей, в часы игровой деятельности, во второй половине дня перед уходом детей домой. Все дидактические игры, были условно распределены по группам, в зависимости от дидактических задач игр.
Представим ниже данные группы и приведем примеры дидактических игр.
Воспитание и обучение детей посредством дидактических игр возможно во всех видах деятельности. Дидактические игры позволяют детям овладевать наиболее сложным программным материалом.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и
увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии. Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания ребёнка нахождения в социуме.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети
должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Дидактические игры кратковременны (10 - 20мин). Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей. Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.
Были разработаны и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в три этапа.
1 этап - подготовительный
Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях построенных в игровой форме.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап - развивающий.
Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
3 этап - закрепляющий
Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
ПЛАН:
- Подготовительный этап (01.09.15 – 31.12.15)
- Основной этап (11.01.16 – 30.05.19) 2.1 (11.01.16 – 30.05.16) 2.2 (01.09.16 - 30.05.17) 2.3 (01.09.17 – 30.05.18) 2.4 (01.09.18 - 30.05.19)
- Обобщающий этап (01.09.19 – 30.05.20)
I. Подготовительный этап.
№ п/п | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
1. | Сентябрь | Определение темы по самообразованию. | Подобрать различную методическую литературу по теме. |
2. | Октябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. | Иметь в наличии соответствующей литературы. |
3. | Ноябрь | Посещение открытых занятий других педагогов. Участие в семинаре – практикуме по теме: «Культура речи педагога». | Повысить свой профессиональный уровень. |
4. | Декабрь | Посещение семинара по теме «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОСДО и с учётом ФГОС НОО» | Повысить свой профессиональный уровень. |
II. Основной этап.
2.1 Дидактические игры для детей 2 младшей группы.
№ п/п | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
1. | Январь | «Найди, что назову» «Угадай, что съел» «Угадай, кто это?» «Чего не стало?» | Научить детей: находить предмет по сходству; угадывать предмет на вкус; правильно различать и называть домашних птиц (гусь, утка, курица). называть растение по памяти. |
2. | Февраль | «Угадай, что в руке» «Найди, что покажу» «Что изменилось?» «Найди листок, какой покажу» | Научить детей: четко произносить слова, со звуком ы (изолированного и в словах); находить предмет по сходству. называть растение по памяти. находить предмет по сходству. |
3. | Март | «Чудесный мешочек» «Найди такой же» «Чего не стало?» «Найди в букете такой же листок» | Научить детей: чётко и правильно произносить название предмета; правильно находить предмет по сходству; называть растение по памяти; находить предмет по сходству. |
4. | Апрель | «Назови цифру» «Найди такую же фигуру» «Такой листок, лети ко мне» «Найди листок» | Научить детей: правильно различать и называть цифры; правильно определять цвет, находить геометрическую фигуру; находить предмет по сходству; находить часть по целому. |
5. | Май | Проведение Диагностики. | Выявить уровень развития, знаний детей по различным образовательным областям. |
2.2 Дидактические игры для детей средней группы.
№ п/п | Сроки проведения | Содержание работы | Результат работы | ||
1. | Сентябрь | Подбор, изучение соответствующей методической литературы по данной теме. | Иметь в наличии литературу по теме самообразования. | ||
2. | Октябрь | Диагностика уровня развития детей. | Определить степень успеваемости детей по различным образовательным областям. | ||
3. | Ноябрь | «Угадай, что в руке» «Чудесный мешочек» | Научить детей: узнавать названный предмет по образцу; узнавать предмет на ощупь по перечисленным признакам. | ||
4. | Декабрь | «Найди, о чём расскажу» «Найди, что назову» | Научить детей: находить предмет по перечисленным признакам; описывать и называть признаки растения. | ||
5. | Январь | «Опиши, я отгадаю» «Угадай растение по описанию» «Найди свой дом» | Научить детей: правильно выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. найти растение по перечисленным признакам; правильно находить целый предмет по части. | ||
6. | Февраль | «Опиши, мы отгадаем» «Чего не стало» «Картинки-вкладки» | Научить детей: правильно описать и найти предмет; называть растение по памяти; находить для каждой вкладки(круглая или овальная часть предмета) место соответствующей величины. | ||
7. | Март | «Сложи такой же предмет» «Опишите, я отгадаю» «Продайте то, что назову» | Научить детей: выкладывать предметы по образцу с учётом формы и величины их частей; правильно описывать предметы и находить их по описанию; находить предмет по названию. | ||
8. | Апрель | «Телевизор» «Найди, о чём расскажу» «Загадайте, мы отгадаем» «Найди пару!» | Научить детей: правильно выкладывать фигуры в соответствии с предложенным сюжетом; находить предметы по перечисленным признакам; правильно отгадывать загадки; правильно находить предмет по сходству. | ||
9. | Май | Проведение Диагностики в конце учебного года. | Выявить уровень развития, знаний детей по различным образовательным областям. |
2.3 Дидактические игры для детей старшей группы.
№ п/п | Сроки проведения | Содержание работы | Результат работы |
1. | Сентябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. | Иметь в наличии соответствующей литературы. |
2. | Октябрь | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на начало учебного года. |
3. | Ноябрь | «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за». «Опиши, я отгадаю» «Опиши, мы отгадаем» | Научить детей: правильно ориентироваться в пространстве; правильно выделять и называть характерные признаки предмета; правильно описывать предметы и находить их по описанию. |
4. | Декабрь | «Найди, о чём расскажу» «Сосчитай сколько раз хлопну». | Научить детей: правильно описывать и называть признаки растения; самостоятельно и правильно считать. |
5. | Январь | «Загадайте, я отгадаю»
«Загадайте, мы отгадаем» | Научить детей: правильно описывать предмет по вопросам взрослого; правильно описывать дерево и узнавать его по описанию. |
6. | Февраль | «Беги в дом, какой назову» «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке). | Научить детей: находить предмет по названию; правильно ориентироваться в пространстве. |
7. | Март | «Подумай и скажи» «Найди себе пару» | Научить детей: правильно подбирать слова подходящие по смыслу и похожие по звучанию; Правильно находить предмет по сходству |
8. | Апрель | «Что нужно кукле?» «Что получится?» | Научить детей: правильно произносить названия предмета, выделяли голосом нужный звук; самостоятельно находить длинные и короткие слова. |
9. | Май | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на конец учебного года. |
2.4 Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы.
№ п/п | Сроки проведения | Содержание работы | Результат работы |
1. | Сентябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования.
| Иметь в наличии соответствующей литературы. |
2. | Октябрь | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на начало учебного года. |
3. | Ноябрь | «Угадайте, что в мешочке» «Вершки и корешки» «Купи игрушку» | Научить детей: правильно описывать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь; самостоятельно составлять целое из частей; правильно делить двух - трёхсложные слова на части. |
4. | Декабрь | «Отгадай, что такое?» | Научить детей: Самостоятельно и правильно называть предмет по перечисленным признакам. |
5. | Январь | «Угадай, какой предмет?»
«В какой руке сколько» | Научить детей: обобщать, выделять существенные признаки предмета. Устному счёту, самостоятельно определять правую и левую сторону, руку. |
6. | Февраль | «Считай - не ошибись» «Магазин игрушек» | Научить детей: правильному устному счёту; описывать, находить и называть предметы по характерным признакам. |
7. | Март | «Найди вкусное слово» | Научить детей: Самостоятельно и правильно называть слова состоящие из двух-трёх слогов |
8. | Апрель | Подготовка и проведение выставки наглядного материала для дидактических игр | Познакомить воспитателей и родителей с материалами выставки, со своим, опытом работы. |
9. | Май | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на конец учебного года. |
III. Обобщающий этап:
№ п/п | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
1. | Сентябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. | Иметь в наличии соответствующей литературы. |
2. | Октябрь | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на начало учебного года. |
3. | Ноябрь | Консультация для воспитателей «Роль игры в жизни ребенка» | Повысить и разнообразить уровень знаний педагогов. |
4. | Декабрь | Консультация для родителей «Дидактические игры в жизни ребенка» «Дидактические игры для детей 2 – 3 лет» | Познакомить родителей с различными видами дидактических игр. Познакомить родителей с различными видами дидактических игр, для детей младшего дошкольного возраста. |
5. | Январь | Подготовка выставки «Дидактические игры, способствующие воспитанию и обучению детей». | Приготовить необходимые атрибуты, наглядный материал для предстоящей выставки. |
6. | Февраль | Сообщение на родительском собрании «Значение дидактической игры для развития дошкольников». | Показать, раскрыть родителям всю важность данной темы, для развития детей дошкольного возраста. |
7. | Март | Проведение выставки «Дидактические игры, способствующие воспитанию и обучению детей». | Ознакомить педагогов и родителей с различными видами дидактических игр. |
8. | Апрель | Составление картотеки «Дидактических игр». | Иметь в наличии наглядный материал. |
9. | Май | Диагностика уровня развития детей. | Выявить уровень развития, знаний детей на конец учебного года. |
Список литературы.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – В.: 2003г.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – В.: 2007г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
6.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика–Синтез, 2008-2010.
7.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика–Синтез, 2009-2010.
8. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
9.Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Методическое пособие. – М.: Мозаика–Синтез, 2011.
10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
11. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
12.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
13. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
14. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
16. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: 2003г.
17.Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети!-М.,1988
18.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М.,Просвещение,1991.
19.Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М.,Просвещение,1988г.
20.Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.
21.Козлова С.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000г.
22.Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.
23.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982г.
24.Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.
25.Столяр А. "Давайте поиграем",М.,Просвещение,1991г.
26.Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.
27.Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи", М.,Просвещение,1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...
Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога Никитиной Любовь Павловны. Тема: « Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, новое искать в интернете, систематизировать работу по реализации ФГОС....
План профессионального самообразования по теме: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Цели: 1) повышение качества воспитательно-образовательного процесса...
План самообразования и повышения профессионального уровня воспитателя по обучению детей татарскому языку - Бикмуллиной Лейсан Фоатовны в межаттестационный период на 2020-2025гг.
Моя тема самообразования и повышения профессионального уровня: "Развитие нравственных качеств и патриотизма у дошкольников через приобщение их к татарской национальной культуре"Цель: создани...
Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2019 год. Тема: «Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. ...
Индивидуальный план развития по повышению профессионального уровня в межаттестационный период музыкального руководителя Янгалышевой Лидии Петровны
Индивидуальный план развития по повышению профессионального уровня в межаттестационный период для музыкальных руководителей....
План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...