Программа кружкка "Знай и люби свою родину" для подготовительной группы.
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Теремок»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
по патриотическому воспитанию дошкольников «Знай и люби свою Родину» для детей подготовительной группы.
Пронюшкина Светлана Юрьевна,
воспитатель подготовительной группы
стаж: 9 лет
МДОУ д/с №4 «Теремок»
г.Козьмодемьянск
г. Козьмодемьянск,
2018
Пояснительная записка
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
1. какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
2. какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Актуальность
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города, а так же в разнообразии форм проведения кружка.
Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Люби и знай свою Родину!».
Цель программы:
- Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и Республики Марий Эл.
Задачи программы:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и Республикой..
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Срок реализации:
1 год, с сентября 2018г. по май 2019 года. Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
В основу реализации программы положены следующие методы работы:
-принцип историзма
-принцип доступности
-принцип личностно-ориентированного общения
-принцип непрерывности
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы проведения кружка:
- экскурсии,
- проектная деятельность,
- заочные путешествия,
- развлечения,
- посиделки,
- мастер – классы,
- исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название города, республики.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории города.
5. Знать символику города Козьмодемьянска и Республики Марий Эл.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города.
7. Знать о почетных гражданах родного города.
8. Знать стихи поэтов родного города.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Содержание программы.
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает:
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством марийских поэтов;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:
- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- знакомство с русскими народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских, марийских народных игр.
В программе «Люби и знай свою Родину!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города; с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем городе, градообразующими предприятиями «Потенциал», «Копир» и их значением в социально-экономической жизни республики и нашей страны; с достопримечательностями, традициями, православным центрам нашего города.
Программа состоит из 3 блоков:
1. «Вот эта улица, вот этот дом»
2. «Город, в котором я живу»
3. «Наша кладовая»
Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема. Задача. | Форма проведения |
1. | Мониторинг | |
2. | Тема "Как всё начиналось" Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина. | НОД .Беседа об возникновении города, презентация «Козьмодемьянск- моя малая Родина". |
3. | Тема "Администрация города" Задачи. Формировать элементарные представления о деятельности органов управления города, познакомить детей с символикой города и Республики Марий Эл. | Экскурсия |
4. | Тема: "Если скажут слово «Родина»…" Задачи: познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза. | НОД с показом презентации |
5. | Тема "Моя улица" Задачи: познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса. Формирование представлений детей о том, что город растёт, расширяется, изменяется. | Экскурсия |
6. | Тема "Городские здания" Задачи: познакомить детей с разными видами зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, поликлиника, администрация, музей. | НОД с показом презентации |
7. | Тема "День рождения города" Задачи: познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие. | развлечение |
8. | Тема "День леса" Задачи: дать детям представление о заготовке древесины. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда | Беседа |
9. | Тема "Наши умельцы" Задачи: дать детям представление о профессиях, которые распространенны в городе. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом. | Встреча с интересными людьми. |
10. | Тема "Дом культуры" Задачи: знакомство с профессиями работников дома культуры, представление профессии актера и режиссера, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. | НОД с показом презентации |
11. | Тема "Путешествие на почту" Задачи: развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. | Беседа и обсуждение |
12. | Тема "В здоровом теле – здоровый дух" Задачи: формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии медицинских работников. | Беседа |
13. | Тема "Книжкин дом" Задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели. | Экскурсия |
14. | Тема "Талантливые люди города" Задачи: познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш город в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими. | Конкурс чтецов |
15. | Тема "Знаменитые люди РМЭ" Задачи: познакомить детей с советским и российским композитором, музыковедом, хорйместором и педагогом. Формировать понимание значимости его деятельности для страны. | Беседа, работа по иллюстрированным картинам. |
16. | Тема "На встречу олимпиаде" Задачи: познакомить детей со знаменитыми спортсменами. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за земляков. | Развлечение |
17. | Тема "Новый год у ворот" Задачи: формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года. | НОД |
18. | Тема "Вифлеемская звезда" Задачи: познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением. | Игра – путешествие |
19. | Тема "Рождественские колядки" Задачи: продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. | Развлечение |
20. | Тема "Растительный мир родного края" Задачи: расширять представления детей о природе родного города, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | КВН |
21. | Тема "Лекарственные растения родного края" Задачи: познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях. | Посиделки |
22. | Тема "Животный мир родного края" Задачи: расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения. | НОД |
23. | Тема "Русская изба" Задачи: формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских и марийских народных сказок. | Посиделки |
24. | Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча" Задачи: познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой. | Развлечение с чаепитием |
25. | Тема "Сошью маме сарафан" Задачи: познакомить детей с народным праздничным и повседневным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха... | Показ иллюстраций |
26. | Тема "В краю старых вещей" Задачи: познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. | Экскурсия в музей купеческого быта |
27. | Тема "Что расскажет о себе посуда". Задачи: познакомить с посудой деревянной, глиняной. | Исследовательская деятельность |
28. | Тема "Наши руки не знают скуки" Задачи: воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства. | Ярмарка |
29. | Тема "Имена и именины" Задачи: познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям. | Беседа |
30. | Тема "Церковь" Задачи: показать особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме. | Рассматривание иллюстраций |
31. | Тема "Пасха" Задачи: обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми. | Развлечение |
32. | Тема «Памяти героев Отечества посвящается» Задачи: обогатить знания детей о Дне Победы; показать памятники находящиеся на территории города. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны. | Презентация и участие в параде юных армейцев в стенах детского сада. |
33. | Мониторинг | |
34. | Тема "Они сражались за родину" Задачи: встреча с ветеранами. Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш город | Беседы и изготовление открыток |
35. | Тема "Что мы знаем о своей Родине?" Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и поселке. | КВН |
Работа с родителями.
Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.
Формы и методы включения семьи в совместную работу:
-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.
-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины).
-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Ресурсное обеспечение:
1. Географическая карта России;
2. Географическая карта Республики Марий Эл;
3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Республики Марий Эл и города Козьмодемьянск;
4. Методическая литература, репродукции;
5. Альбомы: «Нет краше города нашей», «Козьмодемьянск старая и новая», «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;
6. Папка «Все профессии важны»;
7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.
8. Бумажные куклы в народном костюме;
9. Русские народные детские музыкальные инструменты;
10. Мини – музей «Русская изба»
11. Магнитофон.
13. Музыкальный репертуар: «Песни о Родине», «Русские народные песни» марийские мотивы.
14. Презентации «С чего начинается Родина».
Литература:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М.: 2005.
2.. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М.: АРКТИ,2003.
4. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие- СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
5. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М.: «Скрипторий»,2008.
6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004.
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез, 2010.
9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003.
10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Знай и люби свой край"
Знакомство с Санкт-Петербургом...
Проект «Учимся любить книгу» в подготовительной группе
Проект «Учимся любить книгу» в подготовительной группеПродолжительность проекта: краткосрочный (февраль)Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, в...
Конспект НОД по ФЭМП «Мы любим математику» в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе «Мы любим математику»в образовательной области «Познание: ФЭМП»Образовательные задачи: Развивать логическое мышление, внимание, память, р...
На тему: «Люби и знай свою страну» (подготовительная группа)
Во время игры-викторины создаются условия для систематизации знаний и умений обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формируются умения: ор...
Программа "Знай и люби свой край!"
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...
Квест – игра «Родной свой край – люби и знай» (подготовительная группа)
Квест - игра "Родной свой край - люби и знай" способствует развиватию игровой деятельности детей; формированию патриотических чувств, эмоционально-положительных отношений и ин...